Что такое рубрика? Разбираемся в понятии

0
0

Рубрика - неотъемлемая часть любого издания, будь то газета, журнал, книга или веб-сайт. Рубрики помогают структурировать информацию, облегчают навигацию и поиск нужных материалов.

Что такое рубрика

Согласно словарям, рубрика - это раздел или подразделение текста, заголовок главы или параграфа:

РУ́БРИКА, -и, ж. 1. Заголовок раздела в газете, журнале и т. п.
2. Раздел, подразделение текста, графа.

Слово "рубрика" пришло к нам из латинского языка. Оно произошло от слова rubrica , что означает "красная строка". Так в древности называли строки и заголовки, выделенные красной краской в рукописях и старопечатных книгах.

Женщина работает над структурой статьи

Виды и функции рубрик

Рубрика может быть:

  • Заголовком раздела в газете, журнале, на сайте
  • Структурным элементом книги или другого текста

Основные функции рубрик:

  1. Структурирование информации
  2. Облегчение навигации по тексту
  3. Помощь в поиске нужных материалов

Рубрики бывают постоянными и временными. Постоянные рубрики сохраняются длительное время, временные создаются на короткий срок. Например, в газете "Известия" есть такие рубрики[1]:

  • Политика (постоянная)
  • 100 лет назад сегодня (временная)

[1] Данные взяты с сайта газеты "Известия" (www.iz.ru) по состоянию на 16 декабря 2023 года.

Рубрика раздел может включать подрубрики

Крупные рубрики часто делятся на более мелкие подразделы.

Copy code

Рубрика Подрубрика 1 Подрубрика 2
Новости Политика Экономика

Подобное деление позволяет более детально структурировать материал.

Интерьер библиотеки в лучах солнца

Графическое оформление рубрик

Для выделения рубрик используют различные графические приемы:

  • Цвет текста или фона
  • Рамки, линейки
  • Увеличенный размер шрифта
  • Отступы, интервалы

Благодаря такому оформлению рубрики хорошо заметны и выделяют нужные части текста.

Формулирование названий рубрик

Хорошее название рубрики должно быть:

  1. Кратким и емким
  2. Понятным читателю
  3. Отражать суть раздела

Можно использовать игру слов, юмор, необычные сравнения. Но основная задача - проинформировать о содержании.

Система рубрикации издания

Вся совокупность рубрик, используемых в газете, журнале или на сайте, называется рубрикатором . При разработке рубрикатора важно:

  • Охватить все темы и разделы издания
  • Избегать дублирования тем в разных рубриках
  • Соблюдать иерархию от общего к частному

Изменение и оптимизация рубрик

Со временем рубрики могут устаревать или переставать соответствовать контенту. Тогда их:

  1. Переименовывают
  2. Объединяют
  3. Разделяют на несколько
  4. Удаляют как неактуальные

Такая оптимизация нужна, чтобы рубрикатор оставался актуальным.

Рекомендации по созданию рубрик

Чтобы сделать рубрики максимально полезными, рекомендуется:

  1. Провести анализ целевой аудитории
  2. Определить наиболее востребованные темы и разделы
  3. Составить перечень потенциальных рубрик
  4. Протестировать варианты на фокус-группе

Это позволит создать рубрикатор, интересный и понятный читателям.

Примеры оригинальных рубрик

  • "Пятиминутка позитива" - короткие добрые новости
  • "Копилка житейской мудрости" - советы бывалых
  • "История одного предмета" - занимательные факты об обыденных вещах

Такие нестандартные рубрики привлекают читателей и запоминаются.

С ростом интернет-технологий появляются новые форматы рубрик:

  • Интерактивные опросы и тесты
  • Видеорубрики
  • Аудиоподкасты
  • Рубрики в социальных сетях

Это расширяет возможности взаимодействия с аудиторией.