Что такое окружающий мир: ответы на главные вопросы

0
0

Наш мир удивителен и многообразен. Каждый день мы открываем для себя что-то новое, узнаем интересные факты из истории, науки, культуры. Но что же такое этот самый окружающий нас мир?

Понятие "окружающий мир" в исторической ретроспективе

В советских школах существовал предмет "Окружающий мир", призванный дать детям представление о том, что их окружает. Этот предмет включал сведения из разных областей - биологии, географии, истории. Современным аналогом является курс "Естествознание", также знакомящий учеников с окружающим миром.

Окружающий мир - это мир, который находится вокруг нас, то бишь, нас окружает.

К нему относят:

  • флору;
  • фауну;
  • неживую природу;
  • человечество;
  • все, что создано руками людей.

Говоря кратко, это вся наша планета и ее географическая оболочка. Вся окружающая среда - сложнейшая система, в которой все взаимосвязанно.

Философские трактовки понятия "окружающий мир"

Философы по-разному определяли понятие окружающего мира в зависимости от своих взглядов.

Для одних это материальное место, для вторых – духовное, а для третьих и вовсе – сочетание двух предыдущих. Например, согласно христианскому вероучению, окружающий мир - это лишь временное пристанище человека, тогда как его истинный дом - рай.

Античные философы Считали мир воплощением разумного космического порядка
Средневековые философы Мир сотворен Богом и подчиняется его воле

Таким образом, на протяжении истории философская мысль по-разному трактовала понятие окружающего нас мира.

Научное определение окружающего мира

С научной точки зрения окружающий мир делится на объекты живой и неживой природы. К неживой относят все, что нас окружает, но не обладает признаками жизни. Это горы, реки, моря, облака. Они не растут, не размножаются, не питаются. Живая природа - это растения, животные, люди. Они рождаются, растут, размножаются, питаются и в конце концов умирают.

Таким образом, с научной точки зрения, окружающий мир - это совокупность объектов живой и неживой природы, которые нас окружают.

Человек тоже является частью природы и окружающего мира. Он изучает законы природы, использует ее богатства для своих нужд. Поэтому человек должен жить в гармонии с окружающим миром и беречь его.

Божья коровка на листе

Из чего состоит окружающий мир

Окружающий мир состоит из различных объектов и явлений, которые условно можно разделить на несколько групп:

  1. Неорганические вещества и материалы (вода, воздух, горные породы)
  2. Органические вещества (углеводы, белки, жиры и др.)
  3. Живые организмы
      Растения Животные Люди
  4. Природные явления (дождь, снег, радуга, смена времен года)
  5. Планеты, звезды, галактики
  6. Атомы, молекулы, химические элементы

Все эти объекты и явления тесно взаимосвязаны между собой сложными связями. Например, растения и животные состоят из органических веществ и неорганических солей, питаются этими веществами, участвуют в круговоротах воды и газов.

Структурные уровни организации материи

Все объекты окружающего мира имеют определенную структуру. Например, организмы живой природы состоят из клеток. В свою очередь, клетки построены из молекул, состоящих из атомов. То есть существует иерархия структурных уровней:

  1. Клеточный
  2. Тканевый
  3. Органный
  4. Организменный
  5. Популяционно-видовой
  6. Экосистемный
  7. Биосферный

Понимание этих уровней организации живого важно при изучении окружающего мира в 1 классе.

Горные вершины на рассвете

Окружающий мир в 1 классе

В первом классе дети впервые систематизированно знакомятся с окружающим миром. Они изучают смену времен года, знакомятся с растениями и животными, узнают о строении человеческого тела.

Одним из самых популярных учебников по предмету окружающий мир в 1 классе является учебник А. А. Плешакова. Он содержит интересные тексты, красочные иллюстрации, вопросы и задания.

Значение изучения окружающего мира

Изучение окружающего мира играет большую роль в воспитании подрастающего поколения. Оно позволяет:

  • Расширить кругозор
  • Сформировать целостную картину мира
  • Понять закономерности и взаимосвязи в природе
  • Научиться бережно относиться к окружающей среде

Таким образом, изучение такого окружающего мира крайне важно для развития личности и формирования экологического сознания.

Разнообразие окружающего мира

Наш мир удивительно разнообразен. Это касается как живой, так и неживой природы. Рассмотрим подробнее это многообразие.

Разнообразие ландшафтов и климатических зон

На нашей планете существует множество типов ландшафтов – от заснеженных гор и ледяных пустынь Арктики и Антарктики до влажных тропических лесов и жарких пустынь. Это объясняется наличием климатических поясов – арктического, субарктического, умеренного, субтропического, тропического.

Биологическое разнообразие

По оценкам ученых, на нашей планете обитает от 5 до 10 миллионов видов живых организмов. Особенно велико видовое разнообразие в тропических лесах. К сожалению, многие виды находятся под угрозой вымирания из-за деятельности человека.

Разнообразие пород и минералов

В земной коре и мантии сосредоточено огромное количество химических элементов и минералов. Наука насчитывает около 4500 видов минералов. Осадочные горные породы также отличаются большим разнообразием – известняки, песчаники, глины, мел.

Космическое разнообразие

Даже за пределами нашей планеты царит поразительное многообразие. Миллиарды галактик заполняют наблюдаемую Вселенную. В нашей Галактике – Млечном Пути – от 100 до 400 миллиардов звезд, многие из которых имеют планеты.

Культурное и социальное разнообразие человечества

Несмотря на глобализацию, мир людей по-прежнему многообразен. Существует около 6000 языков и этнических групп. Люди исповедуют сотни религий, придерживаются разных культурных традиций и социальных норм.