Как определить, является ли существительное одушевленным или неодушевленным
В русском языке все существительные делятся на две большие группы: одушевленные и неодушевленные. Давайте разберемся, что это за группы и как правильно определить, к какой из них относится конкретное существительное.
Определение одушевленных и неодушевленных существительных
Итак, одушевленные существительные — это слова, которые обозначают одушевленные предметы, то есть людей и животных. К ним можно поставить вопрос «кто?». Например: человек, сын, дочь, кот, заяц.
В свою очередь, неодушевленные существительные называют неодушевленные предметы, к которым нельзя поставить вопрос «кто?». Это могут быть названия растений, явлений природы, предметов быта и так далее. Например: стол, цветок, дерево, снег.
Однако не всегда можно определить одушевленность только по значению слова. Например, слово "толпа", обозначающее много людей, относится к неодушевленным существительным.
Как понять: одушевленное или неодушевленное существительное
Чтобы точно определить, является ли существительное одушевленным или неодушевленным, можно воспользоваться несколькими способами.
- Поставить к слову вопрос «кто?» или «что?». Если подходит вопрос «кто?» — перед нами одушевленное существительное. Если «что?» — неодушевленное.
- Посмотреть на формы слова в разных падежах. У одушевленных существительных формы родительного и винительного падежей множественного числа совпадают. У неодушевленных совпадают формы именительного и винительного падежей множественного числа.
Давайте рассмотрим несколько примеров применения этих способов.
Пример 1. Слово "девочка". Ставим вопросы "кто?" и "что?". Подходит вопрос "кто?". Значит, "девочка" - одушевленное существительное.
Пример 2. Слово "ветер". К нему подходит вопрос "что?", а не "кто?". Значит, "ветер" - неодушевленное существительное.
Пример 3. Слово "группа". Применим второй способ - посмотрим на формы слова. Именительный падеж множественного числа: группы. Винительный падеж множественного числа: группы. Формы совпадают, значит "группа" - неодушевленное существительное.
Таким образом, используя эти два простых способа, можно безошибочно классифицировать любые русские существительное как одушевленные или неодушевленные.
Типичные ошибки
Несмотря на простые правила, многие все же допускают ошибки при определении одушевленности или неодушевленности существительных. Давайте разберем наиболее распространенные из них.
Неправильное определение рода существительных
Одной из распространенных ошибок является неправильное определение рода существительного как одушевленного или неодушевленного. Например, к слову "ветер" ошибочно может быть задан вопрос "кто?", что указывает на мужской род. Однако на самом деле "ветер" - существительное мужского рода, но неодушевленное.
"Имена" животных и растений
Также часто путают одушевленность у существительных-названий животных и растений. Стоит запомнить, что названия животных - это одушевленные существительные (например, лиса, волк, кошка). А "имена" растений относятся к неодушевленным существительным (ель, сосна, одуванчик).
Собирательные существительные
Еще один подводный камень - собирательные существительные вроде "народ", "войско", "стая", несмотря на то, что они обозначают совокупность живых существ. Такие слова считаются неодушевленными существительными.
Одушевленность имен собственных
Определить одушевленность имен собственных не всегда просто. В этих случаях помогает подстановка: если к имени собственному можно подобрать одушевленное нарицательное существительное (человек, мальчик, девочка и т.д.), то оно одушевленное. Например, Андрей - мальчик, значит одушевленное; Нева - река, значит неодушевленное.
Одушевленные неодушевленные "предметы"
Иногда одушевленными могут считаться даже неодушевленные предметы. Речь идет о персонифицированных персонажах книг, мультфильмов, сказок - например, ожившие игрушки, роботы, куклы. К таким существительным тоже можно поставить вопрос "кто?", соответственно они считаются одушевленными.
Правило согласования с числительными
Отдельно стоит сказать про согласование числительных с существительными. Казалось бы, какая разница, одушевленное перед нами существительное или нет, если стоит числительное. Однако и в этом случае важно правильно определить одушевленность.
Дело в том, что составные числительные, оканчивающиеся на 2, 3, 4 (двадцать два, сто три и так далее) имеют особенность - они всегда управляют формой именительного падежа существительных, вне зависимости от одушевленности/неодушевленности последних.
Упражнения на определение одушевленности
Чтобы хорошо закрепить навык определения одушевленных/неодушевленных существительных, полезно выполнить несколько простых упражнений.
- Напишите 10 любых одушевленных существительных.
- Напишите 10 любых неодушевленных существительных.
- Определите одушевленность следующих слов: стол, кошка, армия, Иван, группа, ромашка.
Потренируйтесь сами и проверьте с помощью ключей в конце статьи, все ли сделали верно.
Полезные советы
Чтобы безошибочно определять одушевленность или неодушевленность существительных:
- Запомните основные определения этих понятий
- Помните о способах определения с помощью вопросов и сравнения падежных форм
- Обращайте внимание на типичные "подводные камни" (растения, собирательные существительные и т.д.)
- Выполняйте практические упражнения
Следуя этим простым советам, вы сможете всегда верно определять - одушевленное слово перед вами или неодушевленное.
Разбор текстовых примеров
Рассмотрим несколько примеров предложений и текстов, где встречаются одушевленные и неодушевленные существительные. Попробуем определить их правильно.
- Мама покупала в магазине продукты.
- Огромная стая птиц пролетела над полем.
- Весенний ручей журчал и пенился на камнях.
- Бабушкин кот Васька грелся на солнышке.
Проанализируем эти предложения. Существительное "мама" - одушевленное, так как обозначает человека. "Стая" - неодушевленное, несмотря на значение группы птиц. "Ручей" - тоже неодушевленное, это явление природы. Наконец, "Васька" - кличка животного, соответственно одушевленное существительное.
Ключи к упражнениям
Давайте проверим ответы на предложенные ранее упражнения. Вот возможные варианты одушевленных существительных: ребенок, врач, учительница, продавец, лев, волк, лиса, орел, кот, собака.
Примеры неодушевленных: дом, машина, дерево, цветок, облако, камень, стол, шкаф, картина, окно.
Слова для анализа: стол (неодуш.), кошка (одуш.), армия (неодуш.), Иван (одуш.), группа (неодуш.), ромашка (неодуш.).
Похожие статьи
- Что изучает история? Зачем нужно изучать историю? История мира
- Птица ударилась в окно: что означает примета? Птица ударилась в окно - к чему это?
- Подготовительная группа по физкультуре: что нельзя делать?
- История развития вычислительной техники. Отечественная вычислительная техника. Первая ЭВМ
- Как узнать свое тотемное животное по дате рождения
- Расположение органов у человека (фото). Внутренние органы человека: схема расположения
- Известные русские химики: список, достижения, открытия и интересные факты