"Ради твоего же блага!": повседневные фразы, которые на самом деле являются манипулятивными
Иногда после разговора с человеком возникает странное ощущение недопонимания. К чему был затеян этот разговор, в чем его суть, чего хотел от вас собеседник? Такое состояние вызывает чувство неловкости, а иногда и вины. Дело в том, что современный разговорный язык часто изобилует манипулятивными фразами, которые используются тонко и порой даже непреднамеренно.
Они способны изменить поведение и восприятие собеседника. Добиваясь своих целей, манипулятор не брезгует никакими методами. Он может пугать, обвинять, стыдить, шантажировать или оказывать давление на человека. Не в его стиле открытые и прямолинейные действия. Запутаться в своих чувствах и попасть в сети манипулятора легко, значительно сложнее из них выбраться.
Чтобы этого не допустить, рекомендуем изучить распространенные фразы, которые помогут быстро определить манипулятора. Их важно знать, чтобы не оказаться застигнутым врасплох и не позволять себе их употреблять в своем лексиконе, даже неосознанно.
«Ты не доверяешь мне?»
Казалось бы, эта фраза звучит как искренний вопрос, направленный на выяснение истинного отношения к вам собеседника. Однако ее нередко используют, чтобы заставить другого человека усомниться в собственных чувствах и почувствовать вину.
Вместо того чтобы решать реальную проблему, человек, который использует такую фразу, стремится сместить фокус на достоверность своего персонажа. Это манипулятивный способ отклониться от реальной темы и заставить собеседника защищаться.
Когда вы услышите эту фразу, постарайтесь сосредоточиться на истинной проблеме и ее причинах. Не взращивайте собственное чувства вины.
«Я думаю, что если бы я была на вашем месте ...»
Каждый раз, когда звучит эта фраза, хочется взглянуть на многие вещи с точки зрения оппонента, даже если его позиция вам не близка. Эту фразу можно расценить как полезный совет, но гораздо чаще она используется как завуалированная попытка говорящего направить решения/действия к тому, чего хочет он.
Произнося эту фразу, человек считает, что поступает мудро, он уверен в том, что предлагаемый им путь лучше и эффективнее. Необходимо помнить, что то, что полезно и работает для одного человека, далеко не всегда срабатывает для другого. Совершенно нормально доверять собственным чувствам и инстинктам.
«Я просто честна с вами ...»
Такую фразу можно сравнить с глотком свежего воздуха. Ну кто же из нас не ценит честность, не так ли? Но если углубиться в суть разговоров, в которых эта фраза использовалась, станет очевидно, что довольно часто она служит прикрытием для грубых, а порой и обидных мнений.
Предваряя утверждение словами «Я просто честен», говорящий стремится проявить сочувствие или такт, но создается впечатление, что он делает вам одолжение своей «откровенностью». Однако не стоит забывать, что истинная честность в декларациях не нуждается. Важно научиться различать истинную обратную связь и то, что собеседник использует «честность» в качестве прикрытия своей бесчувственности.
«Я просто говорю ...»
Эту фразу часто можно услышать после непрошеного совета или необоснованной критики. Это способ быстро выйти из неприятной ситуации, связанной с предыдущим комментарием. Завершая разговор словами: «Я просто говорю», человек хочет избежать ответственности за свои слова, подчеркивая, что это случайное замечание и не надо его воспринимать как замечание. Остерегайтесь такого пренебрежительного отношения.
«Я не совсем уверена, обратили ли вы внимание, но ...»
Когда в следующий раз вы услышите такую фразу, будьте осторожны – нередко она предшествует критическому или потенциально осуждающему замечанию. Создается впечатление, что эта «доброжелательная» фраза мягко подводит к теме, но гораздо чаще это установка, направленная на подчеркивание определенного недостатка.
Надо понимать, что когда кто-то с этой фразы начинает разговор, он таким образом пытается смягчить критику. По его мнению, она превращается в безобидное замечание. Правда, оно порой более содержательно, чем открытая и честная критика.
«Вы слишком чувствительны»
Эту фразу можно расценить как обычное наблюдение внимательного человека и считать в какой-то степени толчком к самосовершенствованию. В действительности это тонкий способ свести на нет подлинные чувства и реакции. Вместо предложения решения проблемы, человек этой фразой перекладывает вину на эмоциональное состояние оппонента.
Быть чувствительным не так уж плохо, в некоторых случаях это качество можно рассматривать как сильную сторону человека. Эта фраза нередко является прикрытием, которое позволяет отвести критику или избежать ответственности.
«Все окружающие думают/чувствуют так же»
Эта классическая манипулятивная фраза. Говоря о том, что подавляющее большинство разделяет то или иное чувство или мнение, человек стремится вызвать у собеседника сомнения в его позиции и согласию с его мнением. Это, если хотите, тактика давления, в которой используется страх пойти против течения и оказаться в изоляции.
В этом случае необходимо помнить о том, что мысли и позиции «всех окружающих» не всегда правильны и правдивы. Полагайтесь больше на свои убеждения и инстинкты.
«Я не люблю сообщать плохие новости, но ...»
Согласитесь, что у каждого, услышавшего такую прелюдию к разговору, сердце тревожно сожмется, и он подготовиться услышать что-то крайне неприятное. Может показаться, что говорящий выражает вам сочувствие, но чаще это способ озвучить негативную информацию или высказать критику, не беря на себя никакой ответственности. Признавая, что озвученные новости действительно неприятны, он максимально дистанцируются от воздействия своих слов на собеседника.
Необходимо учиться отделять сообщение от формы его подачи, сосредоточившись на информации. Не стоит отвлекаться на неискреннее сочувствие, которое часто эту фразу сопровождает.
«Для вашего же блага ...»
Мы часто воспринимаем эти слова как выражение искренней заботы, правда? Как будто человек искренне хочет вам добра и заботится о ваших интересах. В действительности она может быть маской, которую надевает манипулятор для контроля вашего поведения.
Ему необходимо добиться контроля над происходящим, а произнесенная фраза является ничем иным, как прямым запретом. Так завуалированно вас лишают права на собственное мнение. Как правило, слова о «благе» произносятся покровительственным тоном, чтобы вы ощутили себя ребенком.
Довольно часто манипулятор говорит от имени группы людей: «Весь отдел так считает», «Мы с мамой так решили, и бабушка с нами полностью согласна». В этом случае другие люди выступают в роли щита и источника дополнительного психологического давления на человека. Говорящий убежден, что его совет или поступок направлен «на ваше благо». Таким образом, он позиционирует себя как защитника вашего благополучия, даже если его предложение не совпадает с тем, чего хотите вы.
Только вы можете сформулировать свои цели и лучшие способы их достижения. Фраза о «вашем благе» размывает границы между контролем и заботой. В ответ на бесцеремонное вторжение в личное пространство сообщите «доброжелателю», что в состоянии самостоятельно принять решение.
«Если бы ты действительно заботился, ты бы ...»
Это мощный удар, представляющий собой тактику привлечения к ответственности, которая направлена на вызов сомнений по поводу чувств или приверженность делу, человеку.
Говорящий пытается таким образом донести до человека, что его действия или их отсутствие не соответствуют тому, что, по его мнению, доказывает подлинную любовь и заботу. Это манипулятивная фраза, представляющая весьма субъективный стандарт в качестве подлинной заботы. Она загоняет собеседника в тупик, заставляя его защищать свои чувства. Такая манипуляция часто приводит к принятию решений из чувства вины, а не по убеждению. Избегайте их эмоционально окрашенного подтекста - с условиями настоящая забота не приходит.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание