Виды мышления в психологии: классификация, примеры, характеристика. Понятие мышления
Мышлением является свойство психики человека, отражение субъектом окружающей его картины реальности. Для мышления характерно обобщение, установление связей и отношений между объектами. Оно имеет сложную и вместе с тем интересную видовую структуру. Рассмотрим основные виды мышления в психологии.
Этапы развития мышления
Сложность процесса формирования высшей мыслительной деятельности помогла человеку развить многие виды мышления в психологии. Таблица содержит шаги развития мышления.
Допонятийный этап | Понятийный (абстрактный) этап |
Основная роль в процессе мышления отведена памяти. Мышление ребенка с единичными суждениями о предметах, обобщение со знакомыми объектами. Суждения основаны на сходстве и примерах. Поэтому воспитание детей может быть эффективным только на примерах. | Абстрактное мышление постепенно сменяет допонятийное, если ребенок развивается правильно. В таком случае он начинает оперировать понятиями. Смена допонятийного мышления на понятийное осуществляется не сразу, а поэтапно. Первые зачатки появляются у двухлетних детей, а развитие совершенной понятийной мыслительной деятельности завершается в юношеском возрасте. |
Классификация видов мышления в психологии
Мышлению свойственная своя типология и структура. Виды мышления в психологии можно классифицировать по нескольким признакам.
Признак | Типология |
1. Природа решаемых вопросов. | Мышление теоретического (концептуального) и практического характера. |
2. Неординарность мышления, продуктивность. | Творческий и нетворческий виды мышления в психологии. |
3. Сущность решаемых вопросов. | Действенный, образный и логический виды мыслительной деятельности. |
4. Осознанность, детальность вопросов. | Дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное (мгновенное). |
Виды мышления в психологии и их характеристика
Мыслительная деятельность определяется применяемыми средствами. Выделяют:
- мышление наглядно-действенного характера, связанное с предметными действиями (трехлетний малыш ломает игрушки, собирает пирамидку);
- наглядно-образная мыслительная деятельность проявляется во взаимодействии с образами предметов по памяти (работа модельера или стилиста, создание мысленного образа);
- мышление самого высокого уровня, абстрактно-логического (словесно-логического) характера – оперирование понятиями об объектах (на физике изучение электрона без прямого контакта с частицами).
Последний тип мышления включает в себя несколько подвидов.
Абстрактно-логические виды мышления в психологии | |
Теоретическое и практическое | Теоретическим мышлением является познание теории, которая включает в себя научные законы, правила, концепции, гипотезы. Суть практического мышления - в преобразовании окружающего мира. |
Аналитическое, реалистическое и аутистическое | Аналитическое (логическое) мышление осознанно, ограничено по времени, состоит из логических этапов. Реалистическое - сосредоточено на окружающем, подчинено правилам логики. Аутистическое – направлено на осуществление человеческих потребностей. |
Продуктивное и репродуктивное | Продуктивное – это воссоздание нового мыслительного продукта. Репродуктивное - это воспроизведение по шаблону. |
Непроизвольное и произвольное | Непроизвольное - смена образов в сновидениях. Произвольное – целенаправленность мысли. |
Рассмотрим на примерах абстрактно-логические виды мышления в психологии, кратко охарактеризовав каждый.
Мышление на уровне теории и практики
Варианты применения результатов и особенности вопросов определяют отличия мышления на теоретическом уровне и практическом.
Результаты теоретического мышления не требуется применять в практической деятельности. Чаще всего это разработка методологии, изучение законов. Например, теория психологии: осмысление уже определенных кем-то законов, связей. Создание периодической таблицы Д.И. Менделеевым на базе систематизации данных о химических элементах.
Целью практического мышления, напротив, становится применение теории на практике, в реальной жизни. Работа психотерапевта состоит в помощи клиенту по разрешению конкретных проблем. Разнообразные виды мышления в психологии, схема анализа состояния, стратегия и приёмы для исцеления применяются врачом на практике. Или адвокат обдумывает выступление в суде. Из собранной информации он выделяет факты, позволяющие смягчить вину подзащитного. Одной из особенностей практического мышления является ограниченность во времени, то есть требуется применить быстро знания, любое понятие и виды мышления.
Психология специалиста, мастерство, профессионализм в каком-либо деле предопределены тем, как человек использует оба вида мышления. Взаимосвязь между ними делает деление на теорию и практику условным. Л. Рубинштейн считал, что мышление любого типа связано с практикой. Теория всегда строится на практическом опыте.
Творческий и репродуктивный типы мышления
Оригинальность результатов – это признак, по которому мышление делят на продуктивное и непродуктивное. Продукт мысли может быть творческим и нетворческим.
Нетворческий тип имеет еще одно название - репродуктивный. Репродукция – это повторение, то есть данный вид мышления заключается в повторении уже полученных кем-то результатов, возможно, с внесением своих «штрихов». При этом эффективность решения одной и той же задачи повышается.
По мнению А. Брушлинского, нетворческого мышления не существует, так как любой мыслительный процесс приводит к созданию нового.
В плане понимания творческого мышления интересна мысль английского врача Э. Боно: «Чтобы родить творческие мысли, надо думать около». Данный феномен был назван «боковым мышлением». Например, Лагранж придумал вариационное исчисление, когда слушал орган в церкви.
Д. Гилфорд сформулировал особенности творческого мышления:
- оригинальные и необычные идеи;
- способность проявить гибкость, увидеть ситуацию под другим углом;
- гибкость при сравнении новых идей.
Развитию творческого подхода препятствуют конформизм, боязнь критики и ошибок, тревожность, напряженность и завышенная самооценка.
Роль логики в мышлении
В зависимости от времени процесса мышления, его осознанности и наличия структуры выделяют логическое и интуитивное мышление. Логическому (аналитическому) свойственна развернутость во времени, четкость, его этапы всегда ясны. Интуитивное непредсказуемо, неосознанно и быстро протекает. Вычленить его этапы невозможно.
Логическое мышление работает на основе последовательности умозаключений. Оно подчиняется правилам логики. Логика предполагает изучение проблемы, ее анализ, целеполагание, выявление предположений и методики разрешения вопроса. Работа над проблемным вопросом строится по четкой логической схеме.
Интуиция
Феномен мышления на основе интуиции удачно охарактеризовал Эдгар По: «Дар обнаруживать ценные вещи, которые и не искал». Он подчеркивал, что многие великие открытия были сделаны непредсказуемо, благодаря случайностям и неожиданным событиям.
Мыслительная деятельность всегда была связана с его величеством случаем. Интуитивные виды мышления в психологии, примеры которых известны нам по Закону Фарадея, открытию радиоактивности супругами Кюри, способствовали многим интересным открытиям.
Случай не все определяет в мышлении. Даже интуитивные озарения имеют свои корни. Как считают ученые – специалисты в разных областях, случайности способствуют подготовленному уму. Например, не всякий человек, сидящий под яблоней и наблюдающий за падением плодов, сформулировал бы Закон всемирного тяготения, а исключительно И. Ньютон. Над решением проблемы тяготения он долго работал.
Существует гипотеза о том, что доминирование интуиции или логики в мышлении обусловлено генетически. По мнению ученых, люди с ведущим правым полушарием больше применяют интуицию, а с левым – логику.
Бессознательная мыслительная деятельность
Мышление – это не только уровень сознания, но и бессознательная сфера. Взаимодействия этих сфер и переходы мышления из первого состояния во второе и наоборот достаточно сложны.
В результате взаимодействия сознания и бессознательного всегда приходит решение задачи. Для этого важно развивать целенаправленность мышления. Решение иногда приходит и как побочный продукт главной цели.
Взаимодействие осознанного и неосознанного – это связь прямого и побочного продуктов мыслительных действий. Неосознанное так же влияет на человека и его действия, хотя и не остается в сознании, не выражается через речь. Побочный (неосознанный) результат мышления образуется под влиянием тех же образов, явлений, но он не является важным для достижения цели.
Оперативное мышление
Особым видом мышления является оперативное, которое проявляется при ряде признаков:
- ограниченное время на решение задачи;
- тесная взаимосвязь восприятия и осмысления информации;
- информация и среда быстро меняются;
- оператор испытывает сильную эмоциональную и волевую нагрузку;
- оператор соотносит информацию об объекте с ранее накопленными знаниями и создает в мыслях четкий образ управляемого объекта.
Что такое аутистическое мышление?
Еще одним необычным видом мышления является аутистическое, названное так от слова «аутизм», что переводится как «полет фантазии», «полет в облаках» или «оторванность от реальности». Такой тип мышления предполагает слабую ориентацию на реальную жизнь и обстоятельства. Он не считается нормой, но и не является патологией (заболеванием): например, детские фантазии, оторванные от жизни, решение нереальных задач. Аутистическое мышление может быть свойственно не только ребенку, но и взрослому. В таком случае уже зрелый человек не принимает в расчет реальную ситуацию, игнорирует реальность и преподносит такое решение сложной задачи, которое ей не соответствует.
Заключение
Мышление – это познавательный процесс, свойственный интеллекту. Благодаря ему человек может изучить недоступные для органов чувств объекты и явления. Выделяет мыслительную деятельность среди других процессов познания такое свойство, как обобщенное отражение окружающего мира.
Все виды мышления в психологии целенаправленны и мотивированны. Потребности, интересы человека, его цели запускают мыслительные операции, что свойственно человеческой личности, а не просто мозгу. Совершенствование мышления всегда определяется активным стремлением развивать интеллект и желанием использовать свои способности.
Похожие статьи
- Основные формы мышления. Формы мышления в психологии
- Какие бывают типы и виды мышления? Как определить тип мышления человека?
- Основные виды мышления
- Абстрактное мышление в психологии
- Аналитическое мышление, его особенности
- Бред - это расстройство мышления: симптомы и методы лечения. Бредовое расстройство
- Аналитический склад ума - что это значит? Особенности и развитие