Познавательные процессы: память
Когнитивные или познавательные процессы сопровождают деятельность человека на протяжении всей жизни, от младенчества до глубокой старости. Именно благодаря им люди чему-то обучаются, имеют возможность думать и анализировать, обрабатывать информацию.
Высшие психические функции
В психологии под этими процессами подразумеваются мышление, воображение, память, речь, внимание. Они находятся во взаимосвязи друг с другом, и нарушение функционирования или полное отсутствие какого-либо процесса приводит к возникновению ряда сложностей в когнитивной деятельности субъекта. Познавательные процессы имеют свою структуру, функции и виды.
Память как когнитивный процесс
Говоря о памяти как об одном из когнитивных процессов, следует отметить, что нет единой теории, раскрывающей ее особенности. Насчитывается множество разнообразных моделей и уровней изучения памяти. Выделяют нейрофизиологический и психологический уровни, а в последнее время, благодаря развитию научного знания, добавились еще два вида: биохимический и кибернетический. Рассматривая феномен памяти в рамках двух первых, наиболее полно и понятно представленных уровней, психология познавательных процессов представляет несколько подходов, школ, дающих интерпретацию данному понятию.
Психологический подход к изучению памяти
Согласно психологическому подходу, который включает в себя раскрытие механизма памяти с точки зрения таких направлений в науке, как ассоциативная и деятельностная теории, гештальтизм, основанием для классификации выступает активность субъекта.
Физиологический подход к изучению памяти
Данный подход к изучению памяти представляет собой синтез направлений научной мысли физиологов. Он заключается в рассматривании памяти как физиологического процесса, как следствия образование условных связей либо нервного импульса, оставляющего после себя след.
Особенности определения понятия "память"
В рамках деятельности психологических школ познавательные процессы в каждой из них рассматриваются с различных позиций их возникновения. Память также не является исключением из этой закономерности. Основанием для выделения ее видов выступает зависимость ее характеристик от процессов воспроизведения и запоминания.
Критерии выделения видов памяти
- по характеру психической активности память может быть двигательной, образной, словесно-логической, эмоциональной;
- по продолжительности закрепления и сохранения материала – кратковременной, долговременной, оперативной;
- по характеру целей деятельности – непроизвольной, произвольной.
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрастеВсе познавательные процессы важны в жизни человека, они находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Их развитием нужно заниматься с детства, поскольку именно этот период является наиболее сенситивным. В дошкольном возрасте закладывается основа когнитивного развития, которая в дальнейшем помогает сформировать разностороннюю личность. Дидактические игры для детей в возрасте до семи лет подобраны с учетом их особенностей. Так, к примеру, развитие познавательных процессов происходит благодаря использованию различных конструкторов, разрезных и парных картинок. Именно в онтогенезе появляются предпосылки универсальных учебных действий, процессы приобретают произвольность, а результате чего обучение в школе не вызывает сложностей.
Похожие статьи
- Препарат "Пирацетам": показания к применению, описание и инструкция
- Обучающая программа Занкова
- Активные методы обучения. Формы, методы и средства обучения
- Образование понятий. Логические приемы образования понятий
- Педагогическая ситуация. Анализ педагогической ситуации. Примеры педагогических ситуаций
- Рассудок - это что такое? Значение слова
- Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация