Головка блока цилиндров. Прокладка головки блока цилиндров и ее замена

0
0

Если вы начнете разбирать мотор вашей машины, вы сможете убедиться, что он состоит из некоторого количества основных составляющих и узлов. Каждый элемент, из которого состоит двигатель, важен по-своему. Головка блока цилиндров – одна из наиболее ответственных деталей в устройстве современных моторов.

Как выглядит ГБЦ?

Головка представляет собой своего рода крышку. Основная функция ее - герметично закрывать блок с цилиндрами. Данная деталь есть в конструкции абсолютно всех современных двигателей.

Элемент изготавливается методом литья. Материалом для этого важного узла служит легированный чугунный сплав либо различные алюминиевые примеси. После того как деталь будет отлита, головка блока цилиндров проходит процедуру искусственного старения. Это выполняется по специальным технологиям. Такая техника старения металла предназначена для того, чтобы снять остаточные напряжения в детали.

Особенности конструкции

Существует несколько вариантов исполнения данного узла. Например, для однорядных ДВС применяют общую конструкцию ГБЦ. Для V-образных моторов используют отдельные головки для каждого ряда.

головка блока цилиндров

Эта деталь имеет свои особенности конструкции. Так, нижняя плоскость отличается увеличенной шириной. Это необходимо для того, чтобы создать более надежный и плотный контакт с блоком цилиндров. Но это еще не все. В качестве дополнительного уплотнителя применяется прокладка головки блока цилиндров.

Необходимо сказать, что деталь с клапанами в нижнем расположении имеет более простую конструкцию, нежели у такого же узла, но уже с верхним размещением.

Конструкция ГБЦ на ВАЗах

Этот узел на автомобилях марки ВАЗ делается общим для всех цилиндров. Деталь изготовлена из специального сплава алюминия. Камеры сгорания имеют шатровую форму.

Клапаны разведены с двух сторон головки. Все они (впускные и выпускные) распложены в V–образной форме. Головка блока цилиндров ВАЗ оснащена седлами для клапанов из металлокерамики.

Крепление и монтаж

Чтобы закрепить ГБЦ на блоке, используются специальные направляющие шпильки и болты. Крепление детали - очень ответственный и серьезный процесс. В каждом отдельном случае эту процедуру нужно производить по четкой инструкции от производителя мотора.

клапана головки блока цилиндров

Исходя из конструктивных особенностей данного узла, болты, которые служат для крепления ГБЦ, затягиваются по-разному. Для того чтобы закрепить головку блока, необходим динамометрический ключ. В этой процедуре не нужно прилагать слишком большое усилие.

Задачи и устройство ГБЦ

Если перечислить основные узлы, из которых состоит головка блока цилиндров, тогда можно понять, какие же функции выполняет данная деталь и какие задачи ставятся для нее.

Самая основная функция этого узла - защита блока цилиндров. Также в ГБЦ находится специальная горловина для залива масла. Для того чтобы соединение головки с блоком было плотным, в качестве уплотнения применяется специальная резиновая прокладка.

Какие функции она выполняет? Прокладка головки блока цилиндров дает возможность ГБЦ создать более плотное соединение с блоком. Эта уплотнительная деталь подлежит использованию только один раз. Если необходимо обслуживание двигателя, тогда уплотнение необходимо менять. Также не стоит на нем экономить. Любителям тотальной экономии это в большинстве случаев выходит боком.

прокладка головки блока цилиндров

В передней части детали расположены полости для натяжителя цепи, а также для распределительного вала. Еще в корпусе есть отверстия с резьбой для монтажа свечей.

Вверху детали конструкторами предусмотрены полости для втулок клапана головки блока цилиндров, для установки опорной шайбы клапанных пружин, а также для корпусов подшипников распределительного вала. Узел служит корпусом для закрепления впускного и выпускного коллекторов.

На этапе производства деталь оснащается направляющими втулками для клапанов, а также седлами. Технология монтажа подразумевает установку холодных деталей в горячий корпус ГБЦ. Так, когда температуры уравняются, детали прочно соединятся между собой.

Обслуживание ГБЦ

Когда автомобиль активно используется, автолюбитель должен постоянно следить за состоянием механизмов. Нужно смотреть, чтобы в местах крепления не было масляных подтеков или следов охлаждающей смеси.

Кроме этого, важно не перегревать двигатель. В случае закипания ДВС существует определенный риск повреждения узла. Тогда замена головки блока цилиндров неизбежна.

Когда прокладка ГБЦ выходит из строя?

В большинстве случаев из строя выходит не сама головка, а прокладка между ней и блоком. Давайте рассмотрим основные симптомы.

Часто встречается пробой уплотнителя. Это достаточно неприятная неполадка. Поставить правильный диагноз не всегда получается. Когда в прокладке есть небольшая дырочка, это может привести к негативным последствиям. Если вовремя не диагностировать и не устранить неисправность, потребуется замена прокладки головки блока цилиндров. В худшем случае двигателю понадобится капитальный ремонт.

замена головки блока цилиндров

На то, что нужно проверить прокладку, часто указывает повышенный расход топлива, снижение мощности мотора. В большинстве случаев проблемы с прокладкой или ее пробой случаются после посещения автосервисов. Например, многие автолюбители жалуются на плохую протяжку ГБЦ.

Если вы заметили течь масла или охлаждающей жидкости - это сигналы к замене прокладки.

замена прокладки головки блока цилиндров

Зачастую данную неисправность можно обнаружить в линии соединения головки и блока. Основной причиной является деформация ГБЦ после перегрева мотора. В этом случае автолюбителя может спасти только замена прокладки головки блока цилиндров. Ремонту данный уплотнитель не подлежит, так как он одноразовый.

Производим замену прокладки своими руками

Замена уплотнителя на многих моделях современных автомобилей не слишком отличается. Конечно, особенности могут быть, но в основном это касается затяжки болтов или параметров момента затяжки. Нужные данные можно посмотреть в инструкции по эксплуатации двигателя от его производителя.

Это важно

Прежде чем раскручивать болты, которыми головка блока цилиндров крепится к блоку, нужно произвести их очистку. Это необходимо для того, чтобы при раскручивании с болтов не срывались ключи. Раскрутку необходимо начинать с середины, а затем равномерно каждый болт провернуть на полоборота.

клапана головки блока цилиндров

Прежде чем осуществить демонтаж, следует снять все оборудование. Всю последовательность работ желательно где-нибудь пометить для себя.

После того как все болты будут раскручены, необходимо снять саму головку. Теперь можно заменить прокладку. Чтобы уплотнитель лег непосредственно по центру относительно детали, необходимо использовать специальные втулки в блоке.

головка блока цилиндров ваз

Далее нужно произвести все действия в обратном порядке, затем подключить навесное оборудование. Здесь и понадобится ранее созданная схема.

Затягивать болты крепления нужно так же, как в схеме для блока цилиндров. При этом нужно четко соблюдать все параметры, которые указал производитель. Здесь необходимо воспользоваться динамометрическим ключом. На этом замена прокладки блока завершена. Как видите, это не столь сложная процедура. Напоследок отметим, что менять данный уплотнитель необходимо каждый раз при разборке ДВС или каждые 100 тысяч километров пробега.