ГАЗ-61 - советский легковой автомобиль. Горьковский автомобильный завод

0
0

Автомобиль ГАЗ-61 полноприводной конструкции выпускался во время Второй мировой войны для нужд Советской армии. Повышенная проходимость машины позволяла использовать ее в качестве штабного транспорта для командного состава, а также в целях транспортировки легких артиллерийских орудий.

газ 61

Серийное производство

ГАЗ-61 был разработан в бюро генерального конструктора В. А. Грачева для замены трехосного автомобиля ГАЗ-М21, который по своим характеристикам не отвечал задачам текущего времени. Пакет документов к серийному производству новой машины подготовили в 1938 году. Горьковский автомобильный завод не располагал мощностями для масштабного выпуска полноприводной модели, поэтому пришлось ограничиться малой серией. Тем не менее объем производства компактного вездехода был достаточным для удовлетворения потребностей военного применения машины.

Артиллерийский тягач

Производство ГАЗ-61 планировалось в нескольких вариантах. Предполагалось выпускать тягачи для небольших артиллерийских установок, разъездные машины для генералитета и транспортные средства особого назначения для штабов. Первоначально был создан автомобиль с открытым кузовом по типу "фаэтон" под индексом ГАЗ-61-40. Однако потребность в такой модификации была минимальной, потому машину доработали в более универсальном варианте. Кузов закрыли, получился классический седан с характеристиками вездехода. Автомобилю присвоили серийное обозначение ГАЗ-61-71, а после окончательной доводки модель пошла в производство под индексом ГАЗ-61-73.

Параллельно с выпуском седана на конвейере собирался открытый автомобиль-тягач. Машину максимально упростили, даже двери были упразднены. Так появился достаточно мощный буксировщик для транспортировки артиллерийских орудий среднего калибра.

советские автомобили

Этот автомобиль под индексом ГАЗ-61-417 доказал свою эффективность после начала войны в 1941 году. С помощью маневренной машины можно было в считанные минуты поменять дислокацию целой батареи противотанковых орудий. Отсутствие верха и дверей позволяло использовать внутреннее пространство автомобиля для загрузки и последующей транспортировки ящиков с боеприпасами. Расчет буксируемого орудия, который состоял из четырех бойцов, также мог размещаться в машине на время передислокации батареи. Слабым местом тягача были пневматические шины.

Начало массового производства

Горьковский автомобильный завод приступил к выпуску вездехода 25 июня 1941 года. Нужно было собрать как можно больше машин в короткие сроки. С конвейера сходили тягачи ГАЗ-61-417 и седаны нескольких модификаций для высшего руководства Советской Армии. Машиной пользовались маршалы И. С. Конев, К. К. Рокоссовский, Г. К. Жуков. ГАЗ-61 стал наиболее востребованным легковым автомобилем на фронтах ВОВ. Неприхотливость, надежность и высокая скорость при движении по бездорожью стали его отличительными признаками.

Советские автомобили военного времени собирались в спешке, была дорога каждая секунда, но, как ни удивительно, качество выпускаемых машин выдерживалось на самом высоком уровне. Этот феномен не могут объяснить по сей день. Модель ГАЗ-61 была конструктивно простой, практически все узлы и агрегаты использовались от других автомобилей, проверенных годами эксплуатации. Процент унификации деталей был высоким, поэтому никаких экспериментов на заводе в Горьком в 1941-42 годах не проводили, просто собирали машины по отработанным технологиям.

горьковский автомобильный завод

Единственной деталью, которую приходилось закупать за рубежом, был ШРУС, шарнир равных угловых скоростей, с помощью которого передается вращение от раздаточной коробки на передние колеса. В то время все советские автомобили были только заднеприводными, поэтому вопрос подключения передних колес касался исключительно армейского вездехода. В остальном никаких проблем не возникало.

Технические характеристики

Компоновка двигателя и трансмиссии модели "61" предполагала наличие раздаточной коробки, передающей вращение коленвала мотора на передний мост. Коробка с демультипликатором была создана, а ее связь со штатной трансмиссией наладили с помощью укороченного карданного вала от ЗИС-101 с игольчатыми подшипниками. Трехскоростную КП заменили на четырехступенчатую от автомобиля ГАЗ-АА, которая давала более выгодные передаточные числа, необходимые для езды по бездорожью. Машина теряла в скорости, зато у нее вдвое повышалась мощность.

Ходовая часть

Колеса оснащались специальными шинами с высоким протектором марки "Граунд-Грипп" для вездеходов. Ходовая часть автомобиля отвечала требованиям жесткой эксплуатации на бездорожье, подвески рессорного типа дополнялись масляными амортизаторами. Тормозная система машины была механической, работали регулируемые тяги и гибкие приводы. Все колеса оснащались барабанными механизмами с эксцентриками.

Автомобиль мог преодолеть подъем до 43 градусов. Без разгона машина начинала движение вверх по наклону в 15 градусов. Песочную возвышенность ГАЗ-61 проходил в значении 30-ти градусов. Глубина преодолеваемого брода составляла 82 см. Автомобиль мог пройти по снежному покрову высотой 40 сантиметров. Скорость машины с полной нагрузкой в 500 килограммов составляла 107 км/час.

газ 61 417

В июле 1940 года ГАЗ-61 стал участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки на ВДНХ в Москве как лучший образец отечественного автомобилестроения.

Силовая установка

  • Марка двигателя - ГАЗ 11.
  • Конфигурация - шестицилиндровый, рядный.
  • Тип - бензиновый.
  • Мощность - 85 л.с.
  • Рабочий объем цилиндров - 3480 куб/см.
  • Крутящий момент в максимальном значении - Нм 192 2 при 1600 об/мин.
  • Диаметр цилиндра - 82 мм.
  • Степень сжатия - 6,2.
  • Ход поршня - 110 мм.
  • Охлаждение - жидкостное.
  • Система питания - диффузорный карбюратор.
  • Газо-распределительный механизм - система SV.
  • Блок цилиндров - чугунный.
  • Головка блока цилиндров - алюминий.

Трансмиссия

  • Четырехступенчатая коробка скоростей механического типа.
  • Одноступенчатая раздаточная демультипликационная коробка.
  • Карданные валы с игольчатыми подшипниками.
  • Сцепление сухое однодисковое.

автомобиль газ 61

Размеры и вес

Габаритные характеристики машины :

  • Максимальная длина - 4800 мм.
  • Высота до верхней точки крыши - 2080 мм.
  • Максимальная ширина - 1770 мм.
  • Дорожный просвет (клиренс) - 210 мм.
  • База колесная - 2845 мм.
  • Ширина передней и задней колеи - 1440 мм.
  • Масса модификации "седан" - 1650 килограммов.
  • Масса тягача 61-417 - 1540 кг.

Маршал И. С. Конев

В августе 1941 года генерал-лейтенант И.С. Конев получил в личное пользование автомобиль вездеход ГАЗ-61-73, который служил верой и правдой полководцу в течение всех четырех военных лет. Стараниями водителей Г. И. Губатенко и Ф. П. Погорелко машина ни разу не ремонтировалась, а после окончания войны еще долгое время находилась при гараже Генерального штаба, пока ее не передали полковнику запаса Н. Н. Пустовойченко.

Все военные вездеходы Горьковского автозавода прошли Великую Отечественную войну от начала до конца, а персональный ГАЗ-61 командующего Первым Украинским фронтом, маршала Советского Союза И. С. Конева, в мае 1945 года прошуршал шинами по улицам Берлина.

газ 61 71

Знаменитый военачальник не расставался со своим верным помощником на протяжении всей войны, хотя имел возможность пересесть на более комфортабельный "виллис" или солидный трофейный лимузин. Маршал тепло отозвался о машине в своих мемуарах, чем сделал "газик" легендой советского автопрома.

После войны ГАЗ-61 стал героем большинства военно-исторических фильмов, во множестве снимавшихся на "Мосфильме" и других советских киностудиях. Машину упоминали в своих произведениях Константин Симонов и Борис Полевой.

Производство военного периода

Горьковский автозавод не прекращал выпуск ГАЗ-61 до конца 1942 года, пока не закончилось специальное листовое железо, из которого делались кузова. Чтобы не останавливать конвейер, инженеры на скорую руку разработали упрощенный вариант вездехода, который получил индекс ГАЗ-64М. Новая модификация обладала ограниченным сроком службы, кузов машины изготавливался из обычного кровельного железа, двигатель позаимствовали у автомобиля ГАЗ-ММ. Поскольку с производством мотора марки ГАЗ-11 также были сложности, из-за них выпуск его прекратился.

газ 61 40

Так появился первый советский "джип" ГАЗ-64, который хоть и был похож на абстрактное произведение искусства, все же успешно прошел испытания на автополигоне. Машина не поставлялась в штабное пользование, но зато ее шасси стали использовать в производстве бронеавтомобилей БА-64-125 и БА-64Б-125 с расширенной колеей. Тогда же появилась модификации ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б, которые прямо на заводе комплектовались 57-миллиметровыми пушками и прямиком отправлялись на фронт.