Права ребенка в школе. Права детей-сирот и детей-инвалидов в школе
Задача родителей – воспитывать и защищать своих детей. Сам же ребёнок не всегда способен правильно поступить в сложных ситуациях и отстоять свои права. Если речь идёт о школьниках, обязанности отстаивать основные права ребёнка ложатся не только на родителей, но и на учебное заведение.
Нормативно-правовые акты
Основные права ребёнка в школе регламентируются законами «Об образовании» и «О защите прав ребёнка». Естественно, что в каждом общеобразовательном заведении существует свой устав. В таком статуте может быть прописано, какие права имеет ребёнок, учащийся конкретно в этом заведении, а также каковы его обязанности как ученика. Создавая устав школы, необходимо придерживаться Конституции и законов государства.
Откуда ребёнок узнаёт о своих правах
Ознакомить школьника с его правами – это задача учебного заведения, но и участие родителей является обязательным. Если после проведения тематических классных часов ученик что-то недопонимает, на все вопросы отец или мать должны уметь ответить.
Классный час и сопутствующие мероприятия, объясняющие, какие права имеет ребёнок, можно начинать проводить уже в начальной школе. В четвёртом-пятом классе дети способны адекватно воспринимать информацию подобного рода. В целях ознакомления устав школы обязательно должен быть вывешен на всеобщее обозрение.
Основные права ребёнка, посещающего общеобразовательное учебное заведение
- Самостоятельно выбирать школу, в которой он хочет учиться.
- Получить бесплатное полное среднее образование (11 классов).
- Право на перевод в другую школу с его согласия и с согласия родителей, вне зависимости от направленности школы и даже в ходе учебного года.
- Учиться в условиях, которые не угрожают его личной безопасности.
- По желанию посещать дополнительные занятия, секции и кружки.
- Право на получение знаний от учителей.
- Должно обеспечиваться уважение и непредвзятое отношение к ребёнку со стороны учителей и остальных работников школы.
- Посещение школьных мероприятий (концерты, экскурсии).
- Добровольно и только по собственному желанию школьник может помогать в благоустройстве учебного заведения.
- Получать книги из школьной библиотеки.
- В случае надобности получать помощь школьного психолога.
- Если возникло такое желание или необходимость, школьники могут изучать определённый предмет по ускоренной программе.
Иногда бывают сложности в реализации прав учащихся. Например, при переводе из одной школы в другую требуют окончания учебного года или согласия директора, субботники, организованные для облагораживания территории школы, преподносятся как обязательные мероприятия. Недофинансирование школ также стало причиной тому, что бесплатное образование превратилось в условно бесплатное. Библиотечные фонды не обеспечивают всех учеников необходимыми учебниками, и родители вынуждены покупать их за свои деньги. Всё это - не что иное, как нарушение прав ребёнка в школе.
Обязанности школьника
- Бережно относиться к школьному имуществу, мебели, учебной литературе.
- Регулярно посещать занятия согласно расписанию.
- Придерживаться устава школы. Соблюдать правила школьного статута.
- Доброжелательно относиться к другим учащимся, учителям и работникам школы. Уважать их достоинство и честь.
- Исполнять требования администрации учебного заведения в пределах его статута.
Задачей родителей на этом этапе становится донесение до ребёнка важности выполнения правил и норм школьного устава.
Добросовестно исполняя свои обязанности в пределах школы, ученик может надеяться, что его права тоже будут соблюдены.
В каких формах может выражаться нарушение прав школьника
В стенах учебного заведения школьники могут столкнуться с физическим или психологическим насилием. Это нарушение прав ребёнка в школе. Родители должны интересоваться школьной жизнью ученика, только тогда появляется возможность предупредить возникновение таких проблем или вовремя их устранить.
Права ребёнка в школе могут нарушаться посредством применения к нему физического насилия. Школа должна контролировать поведение детей, находящихся на её территории во время учебного процесса и внешкольных мероприятий, так как она в первую очередь несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Иногда школьники сталкиваются с применением к ним физической силы со стороны учителей в так называемых воспитательных целях.
Психологическое насилие над ребёнком — понятие более туманное и размытое. Самыми распространёнными его проявлениями могут быть завышенные требования, угрозы в адрес ребёнка, беспричинная критика, демонстрация негативного отношения.
Одной из актуальных проблем является вопрос религии. Школа не имеет никакого права навязывать кому-то из своих учеников те или иные религиозные взгляды. Если учебное заведение открыто заявляет о своей принадлежности к определённой религии, проводит или участвует в религиозных мероприятиях, собирает пожертвования для религиозных организаций – это всё неправомерные действия, требующие немедленного вмешательства.
Одним из проявлений психологического насилия может выступать гендерная дискриминация. Это те случаи, когда детей делят по половому признаку при выполнении каких-либо заданий или поручений. Например, мальчик может чувствовать угнетение, если на дежурство необоснованно оставили только мальчиков, а девочек отпустили домой.
И физическое, и моральное давление одинаково негативно влияют на школьников. Иногда деструктивное психологическое воздействие со стороны одноклассников или учителей может быть неявным, но оно тоже способно отражаться на настроении, самочувствии и успеваемости ребёнка.
Защита прав ребёнка в школе. Как поступать родителям
Все мамы и папы надеются, что пока их чадо находится в школе, оно в полной безопасности. Но что же делать, если всё же происходит нарушение прав ребёнка и на него осуществляется неправомерное физическое или психологическое влияние?
Если инцидент не носит серьёзных последствий, достаточно прояснить все моменты с ребёнком, классным руководителем, всеми участниками событий. При этом нужно выяснить причину возникшей спорной ситуации и составить план поведения на будущее, чтобы исключить повторение подобного.
Когда же вы имеете дело с серьёзными происшествиями или повторяющимися событиями, влияющими на физическое или психологическое самочувствие ребёнка, здесь надо принимать серьёзные меры. Первое, что нужно сделать, - это пройти медицинскую экспертизу, в случае с физическим насилием над школьником, и освидетельствование у детского психолога, если речь идет о моральном давлении. Далее необходимо определить свидетелей события, которые в дальнейшем помогут выяснить все спорные моменты.
О случившемся обязательно должен узнать директор школы. Лучше, если родители напишут официальный запрос на его имя. Директор в кратчайшие сроки должен ознакомиться с подробностями произошедшего инцидента и помочь в решении вопроса.
Если разбирательство на местном уровне не принесёт результата, родители имеют право обратиться в органы полиции, прокуратуры или суд, чтобы с их помощью защитить права ребёнка в школе.
Иногда как альтернатива решения вопроса при повторяющихся инцидентах возможен перевод ребёнка в другую школу.
Права детей-инвалидов
Каковы права ребёнка-инвалида в школе? Имеют ли дети с ограниченными возможностями и физическими дефектами возможность посещать общеобразовательное учебное заведение? Что может ограничить права ребёнка в школе?
Россия – страна, где дети-инвалиды имеют право получить полное среднее образование в школе, если этому нет медицинских противопоказаний. Никаких ограничений со стороны учебного заведения для таких детей быть не может.
Естественно, что для обучения детей-инвалидов иногда приходится создавать специальные организационно-технические условия.
Ребёнок-инвалид имеет право на:
- приоритетное зачисление в учебное заведение при подаче стандартного пакета документов;
- свободный выбор школы, более подходящей для обучения по территориальному расположению либо рекомендованной медико-педагогической экспертизой;
- отчисление в случае неспособности усваивать школьный курс по состоянию здоровья или нарушения устава школы;
- обязательное участие Комиссии по делам несовершеннолетних в вопросах отчисления из школы и подбора нового учебного заведения.
Как происходит сдача Единого государственного экзамена ребёнком-инвалидом
При сдаче ЕГЭ дети-инвалиды имеют некоторые привилегии. Бывают случаи, когда прохождение экзаменов может быть запрещено медико-педагогической экспертизой. Тогда школьник получает справку или аттестат о среднем образовании без сдачи ЕГЭ.
Также ребёнок-инвалид имеет право на некоторые уступки в процессе прохождения тестирования. Это может быть дополнительное время на выполнение заданий, возможность принять необходимые лекарства или сделать перерыв в процессе проверки знаний.
Обеспечение защиты прав детей-сирот в образовательных учреждениях
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - наиболее незащищённая категория, но они, как и все, имеют право на образование. Это продиктовано законом «Об образовании в РФ».
Контролировать получение детьми-сиротами качественного среднего образования – задача государства. В этих целях ведётся постоянная работа над усовершенствованием условий их обучения.
Дети-сироты, не имеющие попечительства других родственников, получают среднее образование в специализированных школах-интернатах. Администрация таких учебных заведений обязана обеспечивать:
- соблюдение полноценного и непрерывного педагогического процесса;
- возможность регулярного посещения занятий учениками;
- наличие всей необходимой учебной литературы и пособий;
- благоприятный психологический климат в коллективе и позитивное взаимоотношение воспитанников и педагогов;
- возможность для каждого ученика получить квалифицированную помощь в проблемных ситуациях.
Контроль соблюдения прав и свобод детей-сирот в учебных заведениях обеспечивает государственный мониторинг.
Что можно сказать в завершение
Права ребёнка в школе и их защита – вопрос, несомненно, важный и требующий внимания. Это должны понимать как родители, так и представители учебного заведения. Органы местного самоуправления также обязаны способствовать тому, чтобы права ребёнка в начальной школе и старших классах были гарантированно защищены.
Похожие статьи
- До какого возраста дети считаются детьми? Ответственность детей за правонарушения
- Что такое домашнее обучение и как на него перейти?
- Социальный педагог: должностная инструкция и обязанности
- Права ребенка в семье. Защита прав ребенка в семье
- Подготовительная группа по физкультуре: что нельзя делать?
- Права и обязанности детей и родителей, закрепленные в Семейном Кодексе РФ
- Что означает согласие на обработку персональных данных. Форма согласия работника на обработку персональных данных