Социальный педагог: должностная инструкция и обязанности
На территории нашей страны профессия социальный педагог появилась не так уж и давно. Основной функцией этого сотрудника является создание оптимальных условий для процесса развития учащихся, защиты их прав, налаживание взаимоотношений между школой и семьей ребенка и проведение подобных работ. В прошлом этим всем занимались учителя, а для более сложных случаев специально приглашался психолог. Сейчас же специалист этой профессии очень востребован в школах, детских садах, службах социальной опеки и других заведениях, работающих с несовершеннолетними детьми.
Общие положения
Основными задачами представителя профессии социальный педагог являются: защита прав детей, прививание подрастающему поколению культуры, традиций, гуманизма и создание для них оптимальных условий для профессионального и социального развития. Для получения этой должности работник должен получить высшее профессиональное педагогическое образование и сертификат о том, что он прошел курсы социальной педагогики.
Чтобы качественно выполнять свои обязанности, этому сотруднику необходимо взаимодействовать с представителя органов управления, всеми организациями, где может потребоваться предъявление прав несовершеннолетних. Этот педагог принимает участие в работе совета учителей, контактирует с социальными службами и органами опеки.Знания
Должностная инструкция социального педагога предполагает, что он должен знать конституцию страны, ее законы, решения и постановления местных органов, которые касаются вопросов образования, конвенцию о правах детей. Кроме этого, он обязан знать основы социальной политики, семейного и трудового кодекса, право и государственное строительство.
Иметь понятие, что такое общая и социальная педагогика, социальная гигиена, психология. Он должен знать диагностические и социально-педагогические методики. Знать методы доврачебной помощи, а также все правила, нормы и техники учреждения, где он работает.Функции
В основные обязанности социального педагога входит аналитически-диагностическая функция, включающая в себя изучение личностных особенностей, социальных и бытовых условий учеников, их окружения. Кроме этого, он должен определить, есть ли у ребенка проблемы и кто из его окружения оказывает негативное и позитивное воздействие на его развитие. Поиск причин неблагополучия семьи ребенка и факторов, провоцирующих отклонения в его поведении. Занимается выявлением одаренных детей, своевременно обращает внимание на любые задержки в развитии малыша.
Еще одна функция, которая прописана в план работы социального педагога, – это прогностическая. В нее входит прогнозирование и программирование воспитательных процессов и развития личностных характеристик, определение перспективности саморазвития, построение плана действий работы с каждым ребенком индивидуально, на основе предыдущего анализа.Прочие функции
Еще одной функцией этого работника является привлечение максимального количества общественности к совместному труду над развитием социальных навыков детей, построение контактов, сбор информации о влиянии социума на детей, формирования схемы построения взаимоотношений между детьми и их отношений с взрослыми. Программа социального педагога включает в себя изменение влияния семьи, социума и неформального общения на ребенка, а также максимальное устранения негативного воздействия. Он создает и применяет системы профилактики, чтобы у ребенка не возникало отклонений в поведении в девиантном и делинквентном направлении.
Сотрудник должен повлиять на формирование нравственности и устойчивости, а также оказание помощи в защите прав ребенка или семьи. Осуществляет влияние на организацию разумного досуга ребенка, влияет на развитие самооценки, самоорганизации, самопознания и самореализации.
Защищает интересы личности, применяет юридическую и уголовную ответственность к лицам, оказывающим негативное влияние на развитие их подопечных, взаимодействует с социальной опекой. Социальный педагог психолог должен заботиться о душевном равновесии учащегося, установив с ним доверительные взаимоотношения, снимает депрессивные состояния и помогает разобраться с межличностными конфликтами. Оказывает помощь в изменении отношения к себе и миру, а также помогает наладить общение между семьей, школой и прочими организациями, если это входит в интересы учащегося.
Обязанности
В обязанности социального педагога входит ведение учета несовершеннолетних детей, их продвижение в социальной и учебной сфере. Он должен руководствоваться действующим законодательством, конвенциями, нормативами, правилами и положениями учреждения, где работает. Также он обязан выявлять и выделять самые эффективные направления в социальной и педагогической работе, сотрудничая с администрацией школы. В его обязанности входит формулировка задач по осуществлению мероприятий работы с учащимися, а также взрослыми с которыми они взаимодействуют.
Должностная инструкция социального педагога предполагает, что он должен препятствовать принятию любых решений, которые могут ущемить права ребенка. Также он должен принимать решения и рассматривать различные вопросы, но только в пределах его компетенции. Защищать права детей и заниматься постоянным повышением своей квалификации, следить за любыми изменениями в действующем законодательстве. Вести отчетную документацию относительно своей деятельности и предоставлять доклады о проведенных мероприятиях педагогическому совету и администрации.Права
Должностная инструкция социального педагога предполагает, что он имеет право потребовать от своего руководства создания условий, в которых он сможет выполнять свои профессиональные обязанности. Он имеет право знакомиться с делами учащихся и получать доступ к документам образовательного учреждения.
Этот работник вправе принимать участие в создании устава, собирать и анализировать информацию, касающуюся сбережения интересов детей. Педагог вправе проводить социальные вопросы, узнавать в каких условиях и какой бытовой и социальной атмосфере проживает ребенок. Он вправе осуществлять запросы в общественные и государственные организации с целью решения проблем учащихся личного характера.Ответственность
Должностная инструкция социального педагога подразумевает, что он ответственен за нарушение правил, норм и устава организации, за невыполнение своих трудовых обязанностей. Он может быть привлечен к ответственности за превышение своих полномочий, нанесение учреждению материального ущерба, и за любые правонарушения действующего административного, трудового и уголовного законодательства.
В заключение
План работы социального педагога строится на основании многих факторов, большого количества сбора различной информации и аналитической работы с ним. Человек, претендующий на эту должность должен иметь все необходимые знания, навыки и опыт, чтобы его деятельность была эффективной и качественной. Работа с детьми очень серьезная и ответственная, от нее зависят человеческие жизни, поэтому и относиться к ней нужно с полной серьезностью. От профессионализма и умения принимать решения этого работника зависит будущее социальной ячейки общества.
Похожие статьи
- Работа социального педагога в школе. Социальный педагог - это...
- Должностная инструкция педагога-организатора в образовательных учреждениях
- Педагоги дополнительного образования - это кто?
- Права ребенка в школе. Права детей-сирот и детей-инвалидов в школе
- Что такое профессиональный стандарт педагога
- Кто такой учитель? Определение, описание профессии, плюсы и минусы
- Образцы характеристик на руководителей с места работы