Олигополия - это... Модели олигополии
Олигополия – это такой тип структуры рыночной конкуренции, где доминирует лишь одна или несколько фирм. На сегодняшний день показательным примером является рынок пассажирских авиалайнеров. Конкуренцию компаниям «Эйрбас» и «Боинг» составить практически невозможно. Аналогичная ситуация сложилась и на авторынке.
Основные понятия
Олигополия – это состояние рынка, где за право господства конкурирует небольшое количество компаний или брендов. Безусловно, лидерами гонки являются крупные фирмы, у которых и авторитет выше, и пиар-кампания раскручена. Товары и услуги, которые предоставляет рынок олигополии, схожи с продукцией конкурентов. Ярким примером являются мобильные телефоны, стиральные порошки и т.д.
Примечательно, что на современных рынках практически не применяется так называемая ценовая конкуренция. Сегодня фирмы, напротив, стараются выйти в лидеры продаж за счет альтернативных видов олигополии. Именно поэтому вход на такой рынок новых участников крайне затруднителен. Для вступления в гонку за лидерство необходимо следовать законодательным ограничениям и иметь огромный начальный капитал для развития бизнеса.
На данный момент существует 2 группы олигополий. Первая называется кооперативной. В ней главным пунктом является согласованность. Вторая группа – некооперативная. По такой стратегии конкуренты борются за лидерство на рынке всеми возможными способами. Кроме того, существует множество моделей олигополий. Однако в реальности из них используется лишь несколько.
Особенности модели картеля
Это такой вид олигополии, который основывается на сговоре. Каждый представитель рынка имеет права выбора единоличного или кооперативного поведения. Обе стратегии могут стать выигрышными в умелых руках. Преимуществами первого рода поведения являются возможность заключения тайных союзов, повышение цен и т.д.
Кооперативная стратегия позволяет вступать в сговор с наиболее сильными конкурентами. В результате компании сообща устанавливают цены, выпускают одинаковые объемы продукции, равномерно делят рынок, совместно борются с различными санкциями.В этом случае олигополия – это мощное оружие в борьбе с кризисом. Фирмы не обязаны помогать друг другу, но все аспекты, касающиеся продукции и услуг, строго оговариваются. Подобные модели олигополии основаны на стратегии картеля (группы компаний, которые действуют согласованно). Сюда входят и рычаги управления ценами, объемами, качеством продукции.
Модель ценовой войны
По-другому стратегия называется конкуренцией по Бертрану. Такая модель была сформулирована французским экономистом еще в конце 19 столетия. Здесь олигополия – конкуренция на основе стоимости продукции и услуг.
Модель описывает стратегию изменения цен. Главным законом теории Бертрана является назначение стоимости товара, равной максимальным издержкам в условиях предельной конкуренции.
1. Рынок должен состоять хотя бы из двух крупных однородных компаний.
2. Фирмы могут вести себя несогласованно.
3. При нормальной ценовой конкуренции функция спроса должна быть линейной.
4. При одинаковой стоимости продукции прибыль компаний является сопоставимой.
5. С понижением цен спрос на товары и услуги заметно повышается.
6. Регулирование стоимости продукции основывается на объеме производства.
Модель ценового лидерства
На рынке действует только одна компания, которая устанавливает максимальный барьер стоимости продукции. Тем самым фирма-лидер старается увеличить свою прибыль до возможного предела. Остальные представители рынка лишь пытаются догнать главного конкурента, параллельно соперничая между собой. Здесь олигополия – это ряд некооперативных компаний, одна из которых полностью контролирует ценообразование на товары.
Модель лидерства является неотъемлемой частью монополии. Когда одна фирма управляет и ценами, и прибылью, остальные принимают ее условия конкуренции. В такой стратегии лидируют только крупные компании. Информативность в данной модели отсутствует. Доминирование на рынке и высокий уровень спроса – главные условия олигополии лидерства. При этом у крупных фирм издержки производства всегда сводятся к минимуму.Понятие модели Курно
Стратегия основана на дуополии рынка. Предложена была еще в 1838 году французским философом и математиком Антуаном Курно. У такой модели олигополии есть ряд преимуществ. Производство продукции строго регламентировано, ценообразование стандартизировано, качество услуг зависит от технологического оснащения фирмы. Данную стратегию еще называют здравой конкуренцией.
Дуополия представляет собой структуру рынка, где функционируют только два продавца. Они защищены от появления новых компаний. Оба конкурента являются производителями одинакового вида продукции, но не имеют общих знаменателей. Дуополия наглядно показывает, как один продавец обходит другого в борьбе за лидерство при равных рыночных условиях.
Теория рыночной власти
Данная стратегия направлена на урегулирование и установление цен на продукцию. Источниками рыночной власти являются наличие товаров-заменителей, эластичность перекрестного спроса, временные колебания темпов роста, юридические барьеры, монополия на определенные ресурсы, технологическая оснащенность конкурентов.
Основными показателями стратегии считаются процентное соотношение сбыта к объему выпуска, сумма квадратов долей с продаж, разница между ценами и издержками.
Такой рынок олигополии всегда контролируется законодательством, чтобы исключить появление монопольной власти.
Похожие статьи
- Типы рыночных структур: описание, структура и особенности
- Монополистическая конкуренция и олигополия
- Типы рынков. Типы рынков в экономике. Тип рынка в России
- Совершенная и несовершенная конкуренция: типы, виды и характеристики
- Несовершенная конкуренция: понятие, виды, характерные черты
- Виды конкуренции на современном рынке
- Модели рынка: их основные виды и характеристики