Модели рынка: их основные виды и характеристики
Понятие рынка
Рынок является организованной структурой, в которой присутствуют и потребители, и производители, покупатели и продавцы. В результате их взаимодействия устанавливаются цены на товары и величина продаж. Существующие модели рынка могут быть сгруппированы по следующим признакам.
Классификация рынков
По виду продаваемого товара рассматриваются рынки средств производства, сырья, драгоценностей, материалов и недвижимости. Также к данной категории можно отнести рынок информационного и интеллектуального продукта, потребительских товаров и услуг, инноваций, валюты, капитала и ценных бумаг. По масштабу охвата территории различают следующие модели рынка: мировой, зональный, региональный, внешний и внутренний. С позиции соблюдения действующего законодательства различают официальный (легальный) и теневой либо черный (нелегальный) рынок. Что касается уровня конкуренции, то здесь присутствуют такие модели рынка: высококонкурентный или свободный, монополистической конкуренции и чистой монополии. Принимая во внимание рыночный критерий целесообразно принимать во внимание классификацию рынков на основании признака «факторы производства».
Структурные элементы рынка
Перечисленные выше основные модели рынка могут быть разделены, в свою очередь, на структурные элементы. Например, рынок средств производства включает рынок земли, кормов, станков и т.п., а рынок информации – рынки ноу-хау, научно-технических разработок и патентов. Финансовый рынок формируется из рынков банковских ссуд, ценных бумаг и прочих кредитных ресурсов. В современных условиях расширения взаимодействия хозяйствующих субъектов по товарным рынкам прослеживается утрачивание национальных и территориальных границ. Сегодня они превращаются в рынки мирового масштаба и на них могут выступать торговцы многих стран. Одновременно пока продолжают функционировать национальные обособленные рынки конкретных товаров в рамках государственной границы. Среди большого количества товарных рынков выделяют довольно крупные рынки продовольственных товаров, оборудования, машин и сырья. Существуют и особые модели рынка: биржи, товарные, аукционы, выставки, торги и ярмарки. Нельзя забывать о рынках рекламных, туристских, строительных, валютных и кредитных.
Выявление достоинств и недостатков рынка
Для большего понимания данного термина необходимо рассмотреть модели рынка, и их характеристика позволит проанализировать их достоинства и недостатки. Итак, особенностью современного российского рынка потребительских товаров является наличие в нем больше половины импортных товаров. Это может объясняться несколькими причинами. Во-первых, России еще присущ спад производства. Во-вторых, импортные товары характеризуются лучшим качеством, дизайном и сроком эксплуатации. Другой тип рынка – средств производства – распространяет свое влияние на практически все материально- технические объекты, которые принимают непосредственное участие в общественном производстве и предоставлении услуг.
Похожие статьи
- Волновая теория Эллиотта в трейдинге
- Типы рынков. Типы рынков в экономике. Тип рынка в России
- Основные признаки свободного рынка - идеального и недостижимого
- Корейские марки автомобилей: список, характеристики и отзывы
- JDM - что такое? Japanese Domestic Market. Японский внутренний рынок. Японские автомобили и запчасти к ним
- Совершенная и несовершенная конкуренция: типы, виды и характеристики
- Электронагреватели воды: обзор рынка и отзывы о производителях