Несовершенная конкуренция: понятие, виды, характерные черты
Несовершенная конкуренция. Понятие, характерные черты
В экономической литературе принято выделять два основных вида конкуренции, а именно совершенную и несовершенную. Первая базируется на предпосылках, предопределяющих сохранение баланса на том или ином рынке.
Для нее характерна однородность, доступность данных, самостоятельность предприятий. В свою очередь, несовершенная конкуренция – это такой ее вид, который предполагает разрушение баланса. Для нее характерно разделение всего объема рынка лишь между несколькими крупнейшими предприятиями или вовсе абсолютное господство какой-то одной компании.Несовершенная конкуренция. Виды
Для начала рассмотрим олигополию. Она возникает в том случае, если на рынке отсутствуют конкуренты, в то же время предлагаются схожие товары, услуги. Олигополия – это несовершенная конкуренция, при которой весь объем сбыта приходится на несколько предприятий. Чаще всего, она возникает в машиностроении, металлообрабатывающей, а также химической промышленности. Второй вид – монополия.
Характеризуется большим числом конкурентов (причем их возможности одинаковы), разнообразием товаров, работ или услуг. Появляется, зачастую, в тех отраслях, в которых из-за технологических особенностей не может существовать большое количество предприятий, предоставляющих схожие услуги. Это относится к сфере энергетики, транспорта, коммунальных услуг и прочим.Причины отсутствия возможности появления конкуренции
Во-первых, это присутствие у предприятий избыточных мощностей. Во-вторых, высокий уровень невозвратных издержек. В-третьих, это специфические особенности отрасли. Иногда возникает ситуация, в которой размер постоянных расходов настолько велик, что экономия возможна лишь при условии абсолютного превосходства организации не только на рынке, но и территориально. Совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынка.
Монополия: основные виды
Прежде всего, это естественная. Ее создание возможно в той сфере, в которой общие расходы снижаются, если товары, работы или услуги предоставляются только какой-то одной компанией. Второй вид – искусственная монополия. Она предполагает сосредоточение разнообразных экономически важных объектов у одной компании. Существует также новаторская монополия. Это исключительный случай, когда единственный производитель предлагает уникальный продукт или товар, обладающий эксклюзивными свойствами. Ее основная особенность – ограниченность во времени.
Несовершенная конкуренция на рынке труда
Эффективный рынок труда предполагает наличие равенства между выгодой, получаемой от дополнительной единицы персонала, и выпуском продукции этим работником. Если речь идет о несовершенной конкуренции, данное положение неверно. Чаще всего встречается олигопсония, для которой характерно приобретение одной фирмой всех имеющихся ресурсов какого-то конкретного вид (яркий пример – профессиональные команды футболистов). Иногда появляется монопсония. Это ситуация, в которой фирма нанимает дополнительную рабочую силу, минимизируя свои издержки. Однако производит каждая дополнительная единица персонала меньший эффект для общества, чем это необходимо. Крайне редко встречается ситуация двусторонней монополии. Здесь сталкивается единственный в своем роде продавец и покупатель. Они имеют влияние на стоимость факторов. Одновременно осуществляют куплю-продажу какого-то одного или нескольких факторов производства.Похожие статьи
- Совершенная и несовершенная конкуренция: типы, виды и характеристики
- Совершенная конкуренция и выбор стратегии фирмы
- Ценовая и неценовая конкуренция. Методы неценовой конкуренции
- Монополистическая конкуренция и олигополия
- Типы рыночных структур: описание, структура и особенности
- Виды конкуренции на современном рынке
- Олигополия - это... Модели олигополии