Действующие монастыри Подмосковья с чудотворными иконами
Подмосковье богато памятниками архитектуры, в числе которых одно из главных мест занимают монастыри и храмы. Здесь расположено множество святых обителей. До 1990 года большинство из них было закрыто. Но теперь православные люди имеют возможность вновь не только молиться в храмах, но и узнать их историю, совершая паломничество в монастыри Подмосковья.
Эти религиозные центры, которые в прошлые века служили форпостами Москвы, остаются сегодня важными духовными и культурными центрами России. Среди них есть монастыри Подмосковья с чудотворными иконами, которые дарят исцеление и умиротворение страждущим.
Монастыри Коломны
Этот город Московской области, во все времена являвшийся религиозным центром Московского княжества, необычайно богат церковной архитектурой. Монастыри Подмосковья с чудотворными иконами, церкви и храмы здесь возвышаются, свидетельствуя о предназначении города.
Самым древним из них является Бобренев монастырь, который по указу Дмитрия Донского был основан после Куликовской битвы. В нем хранится чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы.
Обитель начали строить в конце четырнадцатого века. По преданиям, название связано с именем Дмитрия Боброка-Волынского, который был одним из полководцев Дмитрия Донского. Перед Куликовской битвой объезжая место сражения, они вместе дали обет в случае победы построить здесь монастырь, что и было сделано.
Он стойко переносил любые испытания: и правление Ивана Грозного, и Бориса Годунова, и Смуту, и реформы Екатерины Второй, снова и снова возрождаясь на том же месте.
В конце девятнадцатого века монастырь представлял собой прекрасную картину извне. А внутри находились конюшня, баня, сараи и погреба.
По преданию, к стене монастыря в период разлива, примерно в 1908 году, прибило список с Феодоровского образа. Смута, проходившая в те годы в России, не доходила до святой земли.
Но в 1917 и 1918 годах эхо происходящих событий дошло и до обители. В двадцатых годах ее закрыли, но церкви еще какое-то время продолжали работать. Позже тут были квартиры для рабочих, хранились минеральные удобрения, и даже был устроен гараж, куда заезжали трактора.
Лишь в 1991 году монастырь начали реставрировать. Особенно почитают здесь Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. Это обычная икона, созданная недавно. Однако у нее непростая история. Одной москвичке пришло во сне видение, что она получает Феодоровскую икону для Бобренева монастыря. Несмотря на то что она не знала ни об иконе, ни о монастыре, она исполнила начертанное.
Вскоре прихожане стали замечать, что, помолившись перед иконой, семья начинает укрепляться, бесплодные женщины беременеют, а скорби людей утешаются.
Троице-Сергиева лавра
Крупные монастыри Подмосковья связаны с именем одного из самых почитаемых русских святых — Сергия Радонежского. Троице-Сергиеву лавру он непосредственно основал в 1337 году. Изначально это был небольшой деревянный городок, и на протяжении столетий он рос и развивался, а к сегодняшнему дню стал уникальным памятником. Долгое время он являлся защитным сооружением, потому что при Иване Грозном был преобразован в крепость.
Андрей Рублев создал здесь известнейшую русскую икону - «Троицу».
Тут Дмитрия Донского благословляли на Куликовскую битву, крестили Ивана Грозного, защитили от стрелецкого бунта будущего Петра Первого.
Новый Иерусалим
Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье расположен на реке Истре. Патриарх Никон задумал Воскресенский собор как икону Святой земли в 1656 году. Он поставил задачу скопировать храм Воскресения Господня и воссоздать Святую землю. Задумка удалась. Здесь есть свои и Гроб Господень, и Голгофа, Елеонская гора, и река Иордан. В девятнадцатом и начале двадцатого века сюда съезжались многочисленные паломники. Однако в 1919 году обитель закрыли, а 1945-м — разрушили почти полностью. Однако уже с пятидесятых началась реставрация, которая продолжается и сегодня, все больше приближая его к первоначальному виду.
И в настоящее время приезжают в Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье паломники засвидетельствовать свою веру.
Успенский Колоцкий женский монастырь
Обитель находится в Можайском районе Подмосковья. Многие монастыри западного Подмосковья известны своими святынями и историей. Успенская Колоцкая обитель является одной из них. Она была построена в пятнадцатом веке Андреем Дмитриевичем Можайским в честь явления на реке Колочи чудотворной иконы Божией Матери и имеет богатейшую историю. Здесь происходили польско-литовские разорения в семнадцатом веке, битвы в 1812 году, французские погромы и поджоги.
Сюда приезжало много именитых людей: императоры Александр Первый и Александр Второй, митрополит Московский Платон, фельдмаршал Кутузов и многие другие.
Обитель здесь возникла благодаря Колоцкой иконе Божией Матери. Это первая чудотворная икона вблизи города Москвы. Некий Лука получил тогда знамение об этом чуде. И он стал ходить с нею и исцелять людей, сначала по селам и по Можайску, а затем добрался до Москвы, где его встретили с такой же торжественностью, как до этого встречали Владимирскую икону Божией Матери.
Разбогатев, поначалу Лука вел разгульную жизнь, но после случая, когда его чуть не убил медведь, он, уразумев слова князя Андрея, отдал свое имение на строительство монастыря.
Обитель расцветала, однако временами то страдала от литовского разорения, то становилась форпостом русских войск перед сражением в Бородино, где располагался Кутузов, а после поражения в битве здесь жил Наполеон. Затем тут располагался французский госпиталь, а когда французы отступали, то разграбили монастырь.
После революции 1917 года его упразднили и передали школе-интернату для глухонемых детей.
Как и другие монастыри и храмы Подмосковья, Успенский Колоцкий стал возрождаться после 1990 года. Бородинский военно-исторический музей начал ремонтировать храм, и в 1997 году снова открылся женский монастырь.
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь (был мужской, возобновлен как женский)
Его основал преподобный Владимир в конце пятнадцатого века на Белых Песках, которые являлись важным местом на южной границе государства. Инок получил большую поддержку Ивана Третьего и Василия Третьего, так как последние были заинтересованы в укреплении этого рубежа.
Ко второй половине шестнадцатого века почти все строения монастыря были высечены из камня.
В Смутное время обитель разорялась, а при Петре Первом приписывалась к Троице-Сергиеву монастырю, затем возвращалась во владения Коломенских архиереев. В девятнадцатом веке она стала самостоятельной.
По рассказам очевидцев, в 1918 году всех монахов вывели за пределы монастыря и расстреляли.
В Советское время здесь находилось общежитие рабочих, заключенных, в военное время - гвардейский корпус генерала Белова, а после войны — склады.
Реставрация началась в конце восьмидесятых. А в 1993 году возобновилась монашеская жизнь.
В Тихвинском храме монастыря находится чудотворная икона "Утоли моя печали". Она помогает страждущим, нуждающимся и больным. Еще в семнадцатом веке икона исцелила одну очень больную женщину. Ей во сне пришло видение, где было сказано, чтобы из церкви Святителя Николая привезли икону, а она чтобы молилась ей для получения исцеления. Образ излечил больную, и с тех пор икону стали почитать чудотворной.
Высоцкий монастырь
Он был основан в 1374 году Владимиром Храбрым, которого благословил преподобный Сергий Радонежский. Монастырь расположен на холме, вблизи слияния рек Нары и Оки, который издавна назывался Высоким. Отсюда религиозная община и получила свое название, а построена была в честь победы на Куликовом поле над татарами.
Серпухов являлся оборонительной границей Московского княжества на юге, поэтому здесь часто было неспокойно. Помимо нападения чужаков и разбойников у обители было и цветущее время. А к началу двадцатого века она стала одной из самых благоустроенных на всей территории России.
В советское время здесь располагался полк латышских стрелков, затем тюрьма, а после войны — жилье и склады. В 1991 году обитель начали возрождать.
Это место больше всего известно чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша». Уже много лет сюда приезжают страждущие исцеляться от пьянства и наркомании.
Предание этой иконы следующее. Однажды пьянствующему крестьянину, дошедшему до нищенского состояния, приснился сон, где старичок ему велел помолиться перед «Неупиваемой чашей». Крестьянин не послушал, так как не имел ни денег, ни здоровья, чтобы добраться до храма, где находилась икона, но старец приходил во сне к нему до тех пор, пока он не отправился в путь. Двигаясь на четвереньках сначала, он заночевал у благочестивой женщины, которая растирала его ноги. После этого он смог продолжить путь уже на ногах. Но, дойдя до монастыря, он ввел всех в заблуждение, потому что там не знали об этой иконе. Однако потом догадались, что живописное изображение, о котором шла речь, висело в проходе, и на него даже не обращали внимания. С тех пор одержимые наркоманией и пьянством стали приезжать сюда, чтобы отслужить молебен перед иконой в надежде исцелиться.
Иосифо-Волоцкий монастырь
Обитель была основана в пятнадцатом веке Иосифом Волоцким, именем которого и была названа. В шестнадцатом веке монастырь играл очень важную роль не только в церковном, но и в государственном строительстве. Благодаря усердию его основателя он стал известен благотворительностью. Какие бы ни были впереди периоды, он всегда оставался верен заветам Иосифа Волоцкого — нести духовное просвещение и не замыкаться.
Этот священник организовал приют, в котором жили почти полсотни детей. Когда в Дмитрове был голод, в монастыре кормили до пятисот голодающих каждый день.
Благотворительность привлекала на монастырские земли все больше крестьян. Поэтому соседям поневоле приходилось улучшать им условия, так как иначе те уходили бы в монастырь.
В настоящее время в храме находятся мощи и вериги святого преподобного Иосифа Волоцкого.
Саввино-Сторожевский монастырь
Эта обитель расположена на окраине Звенигорода, у истоков Москвы-реки. Сюда любили приезжать Иван Грозный с сыном. В ней имеются мощи основателя монастыря — святого Саввы, который являлся одним из учеников Сергия Радонежского.
Здесь была и крепость, защищавшая Московское княжество, и резиденция царей, и их убежище во время бунтов. При царе Алексее Михайловиче монастырь был превращен в Лавру и приравнен к Троице-Сергиевой Лавре. В 1918 году его закрыли, а восстанавливать начали лишь с 1995 года и продолжают по сей день, как и другие монастыри Подмосковья.
Борисоглебский мужской монастырь
Эту святыню, находящуюся в городе Дмитрове, можно по праву назвать одной из жемчужин Подмосковья. Ведь обитель осталась до настоящего времени почти в неизменном состоянии.
Примерная дата его основания - вторая половина пятнадцатого века. По одной из версий, ее заложил Юрий Долгорукий.
Многие монастыри Москвы и Подмосковья переживали нелегкое время. Это коснулось и обители в Дмитрове. Особенно тяжело здесь было после революции, когда ее закрыли. Восстанавливать стали лишь с 1993 года.
Главной святыней здесь является собор Бориса и Глеба, в котором покоятся мощи святых. Также многие посещают церковь Николая Чудотворца и часовню Сошествия Святого Духа.
Вознесенская Давидова пустынь
Монастыри Подмосковья известны еще одной потрясающе красивой обителью. Давид Серпуховской, будучи в преклонном возрасте, решил основать здесь монастырь. Многие русские цари способствовали его развитию. Обитель, как и другие монастыри Подмосковья, переживала разное время — разорения и расцветы.
В годы Смуты разоренная пустынь приписывалась к Воскресенскому монастырю, затем к Чудову. Только в конце восемнадцатого века она стала обретать благосостояние, и строительство было возобновлено. К началу двадцатого века здесь был возведен собор Всемилостивого Спаса.
Многие выдающиеся церковные иерархи и мирские посещали пустынь. В 1937 году она была закрыта, а монахи изгнаны. Настоятель поселился у благочестивой женщины неподалеку, однако вскоре был убит неизвестными, забравшими его тело для сокрытия улик.
В 1992 году жители поселка Новый Быт образовали православную общину, и им передали собор Всемилостивого Спаса. В 1995 году здесь была возобновлена монашеская жизнь, а в 1997 году обретены мощи преподобного Давида.
Сейчас он входит в действующие монастыри Подмосковья, и в нем находятся более ста пятидесяти частиц мощей святых.
В селе Талеж расположено подворье монастыря, очень известное целебным источником, где есть купальни, храм и звонница.
Николо-Угрешский мужской монастырь
История этой обители началась в 1380 году, когда князь Дмитрий Донской основал ее. Ему здесь явилась икона святителя Николая Чудотворца, когда он со своим войском остановился на отдых по дороге на Куликово поле.
За свою историю монастырь пережил периоды расцвета и упадка, иногда казавшегося концом. Но вновь и вновь он восстанавливался и открыт для посетителей сегодня.
Русская православная церковь получила его снова в конце девяностых годов прошлого века, когда он находился в жалком состоянии. Однако теперь былое великолепие, которое было ранее, восстановлено.
Самое большое и значительное здание монастыря — это Спасо-Преображенский собор. Он прекрасно смотрится вместе с находящимся рядом собором Николая Чудотворца. Есть здесь и часовня Николая Чудотворца, напротив которой расположен Никольский собор. С другой стороны расположена Успенская церковь и здание Государевых и Патриарших палат. А с севера — небольшая церковь Апостола Матфея и Параскевы Пятницы. Кроме всего прочего в монастыре находится больница.
До наших дней сохранился кусок северной стены, который называется Иерусалимской стеной или Палестиной. Его построили в 1866 году.
Особая красота дополняется монастырским прудом, на берегу которого стоит церковь Петра и Павла, а рядом с ней — часовня, из-под которой бъет родник.
Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь
Женские монастыри Подмосковья имеют различную историю. Так, в Домодедовском районе, в селе Старый Ям, в 1837 году была построена обитель. А в 1856 году ей в благословение был передан чудотворный образ Иерусалимской Божией Матери митрополитом Московским Филаретом. Молитвенный дом быстро вырос и стал Флоро-Лаврской женской общиной.
В 1870 году помещица Головина подарила общине имение в селе Лукине, где находилась каменная церковь во имя воздвижения Креста Господня, куда и переехала вся община, которую стали называть Крестовоздвиженской.
В 1921 году монастырь закрыли, разграбили, а иконы и книги сожгли. Однако несколько святынь прихожане успели сохранить. Среди них была чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери.
Предание гласит, что чудотворная икона писалась апостолом и евангелистом Лукой спустя пятнадцать лет после Вознесения Господня. В Россию она попала в год Крещения Руси в подарок князю Владимиру от константинопольских императоров.
В советское время на территории обители располагалась и табачная фабрика, и склады, а во время войны — госпиталь и общежитие.
Недалеко от села находилась усадьба Горки, куда любил приезжать вождь пролетариатов. Там создали заповедник «Горки Ленинские».
В основном монастыри Подмосковья начинали реставрироваться лишь в постсоветский период. Однако судьба этой обители стала восстанавливаться раньше, с шестидесятых годов, на основании того, что этот объект видел сам Ленин. Монашеская жизнь возобновилась в девяностые годы.
Кто-то ездит отдыхать на курорт, а некоторые предпочитают провести время в молитве. Женские монастыри Подмосковья с проживанием предоставляют такую возможность страждующим. В Крестовоздвиженской Иерусалимской обители функционирует гостиница, в которой трудники могут жить бесплатно.
Монастыри Подмосковья с проживанием привлекают все больше паломников, желающих уделить свое время Богу, помолиться и потрудиться во славу его.
Похожие статьи
- Святые места Подмосковья, помогающие выйти замуж, забеременеть, помогающие от болезней, помогающие в деньгах. Святые места Москвы и Подмосковья: исцеление. Экскурсии по святым местам Подмосковья
- Монастырь Вознесенская Давидова пустынь - описание, история и интересные факты
- Крестовоздвиженский ставропигиальный Иерусалимский женский монастырь: история, основатель, настоятельница. Московская епархия
- Деревня Островцы, Московская область
- Новый Иерусалим в Подмосковье: описание, история, экскурсии
- Вознесенская Давидова пустынь в Подмосковье: история, описание, святыни и источники, советы для посетителей
- Достопримечательности Боровска: храмы, монастыри, "фрески" и музей Циолковского