Вознесенская Давидова пустынь в Подмосковье: история, описание, святыни и источники, советы для посетителей
Есть в Подмосковье дивное место. Пропитанное святостью, вот уже пять сотен лет оно влечет к себе паломников со всех уголков земли русской. Что же это за место? Монастырь. Старинная обитель, которую некогда основал преподобный Давид. На сегодняшний момент его детище стало одним из живописных духовных уголков Подмосковья. И далее мы поговорим о святой обители более подробно.
Как все начиналось
Свято-Давидова пустынь была основана в 1515 году. Ее основатель преподобный Давид. Пришел он на берег реки Лопасни с иконой Божьей Матери "Знамение" да двумя монахами и двумя послушниками. К сожалению, до наших современников не дошло большое количество сведений о преподобном Давиде, его помощниках, а главное - о их трудоемкой, но богоугодной работе. Однако из тех фактов, что посчастливилось получить на сегодняшний день, можно сложить определенную картину.
Первый настоятель
Как упоминалось выше, основателем Давидовой пустыни был преподобный Давид. А кто он? Что известно об этом святом?
Происходил будущий настоятель из знатного рода князей Вяземских. При рождении его нарекли Даниилом. Уже в молодом возрасте, а именно будучи 20-летним юношей, Даниил решил посвятить свою жизнь Богу. И отправился он в Боровск, где находился Пуфнутьевский монастырь.
Основателем этой святой обители был Пафнутий Боровский. Монастырь увидел свет в 1444 году. Туда-то и отправился юный Даниил. Когда он поступил в обитель, Пафнутий был еще жив. И являл собой образец для своей братии. Трудолюбием своим показывал пример. Наставничеством укреплял. Братия монастыря видела в своем настоятеле твердую веру в Бога и любовь к Нему. Пафнутий был учеником преподобного Никиты, который и постригал его. А Никита, в свою очередь, был учеником игумена земли русской - Сергия Радонежского.
Видя ревность по Богу и чистоту юной души, Пафнутий принял решение постричь молодого насельника своей обители. Даниил принял постриг монашеский, с наречением имени Давид. В честь преподобного Давида Солунского.
Когда преподобный Пафнутий отошел ко Господу, а это случилось 1 мая 1477 года, Давид нашел духовного наставника и покровителя в лице Иосифа Волоцкого. Это был светильник русского монашества. Как и Давид, Иосиф пришел в обитель 20-летним юношей. Здесь он принял монашеский постриг от преподобного Пафнутия и около 17 лет прожил рядом с ним. Предчувствуя свою кончину, великий старец предложил Иосифу стать его преемником. Что тот и сделал, управляя обителью с 1477 по 1479 годы. Он хотел сделать обитель общежительной, ввести строгий устав. Но многие из братии воспротивились этому. И тогда преподобный Иосиф покинул монастырь на некоторое время, чтобы самому лично посмотреть, каково устроение в других обителях.
Вернувшись в Пафнутиев монастырь, он принял решение покинуть обитель и основать свой монастырь. Вместе с самыми преданными иноками, преподобный ушел в Волоколамск. Точнее, в волоколамские леса. Где и был основан его известный монастырь, в котором преподобный Иосиф представился в сентябре 1515 года.
Преподобных Давида и Иосифа связывала дружба. И после ухода последнего из Боровской обители, связь между ними не прекратилась. В 1515 году, так же как и Иосиф, Давид покинул монастырь, в котором провел более 40 лет. Вместе с двумя монахами и двумя послушниками преподобный ушел в пустынную местность на берегу реки Лопасни. Здесь были возведены первые деревянные кельи и храмы. Давидову пустынь посетил и преподобный Иосиф. В августе 1515 года, незадолго до преставления своего.
Основатель обители на берегу реки покинул мир в 1529 году. Его тело упокоилось в созданном им монастыре.
Последующая жизнь обители
Всегда был беден монастырь Давидова пустынь. И эта бедность доходила до того, что монахам, населявшим обитель, не на что было питаться. По этой причине и начались присоединения обители то к одному монастырю, то к другому.
Так в 1657 году, по распоряжению Святейшего Патриарха Никона, монастырь вошел в состав Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Десять лет он числился предписанным к этому монастырю, пока указом царя Алексия Михайловича не был исключен из распоряжения Ново - Иерусалимской обители.
В 1712 году Давидову пустынь приписали в Чудову монастырю, в 1721 - к Московскому Златоустому. И все это отражалось на обители самым негативным образом, сказывалось на ее бедственном существовании. Наконец на этот фактор обратили внимание в Священном Синоде. И в 1727 году многострадальную обитель решено было отделить от других, а чтобы правил ей человек мудрый и мог держать насельников монастыря пристойно. А братии полагалось 30 человек собрать.
Кризис монастыря
Несмотря на то что Давидова пустынь стала самостоятельной, ситуация с ее достатком особо не улучшилась. В 1760 году тогдашний игумен писал Митрополиту Московскому, что средств в обители практически нет. На ремонт даже не хватает, а на расширение и подавно. По причине бедности насельники не спешили оседать в детище преподобного Давида. Обитель всегда была малонаселенной. По данным за 1730 год монашествующих в ней жило чуть больше 30 человек.
Окончательный упадок монастыря произошел в XVIII веке. Старые стены приходили в негодность, ремонтировать их было не на что. Да и некому. Нынешние наместники не могли в полной мере справляться со своими обязанностями, ибо одновременно были наместниками Чудова монастыря или исполняли какие-либо Епархиальные поручения. Обитель постиг кризис, и на это не могла не обратить внимание Епархия.
Преображение
Для того чтобы спасти Давидову пустынь от "мерзости запустения", было принято решение превратить ее в общежительный монастырь. Кроме этого, отправить в затухающую обитель несколько насельников из других монастырей. Для строительства в ней духа общежительного, и выхода из упадка.
В 1799 году новые насельники приступили к реставрации пустыни. Как в ремонтном плане, так и в духовном. Кровлю и стены подремонтировали, завели новый порядок богослужений и жития насельников. Да и число последних стало возрастать.
В XIX веке обитель преображалась все более и более. Именно тогда была построена ныне существующая колокольня. Были открыты две церковно-приходские школы. В жизни монастыря наблюдалась особая чистота. Храмы отличались своей красотой, а братия - благочинием.
В 1915 году Свято - Давидова пустынь насчитывала свыше ста насельников. На ее территории располагались просфорня, рухлядная, чудесный сад, цветники, кладбище. За пределами монастыря находились скотный и конный двор, баня, мельница, пчельник, церковно-приходская школа.
1917-1929 годы
Революция внесла свои "новшества" в привычный уклад Давидовой пустыни. Монастырь весьма существенно пострадал от политики новой власти. В 1917 году стали закрываться монастыри и храмы, разрушаться все то, что было свято прежде. Безбожники глумились над святынями, пытались предать их на поругание. Не обошло это коллективное беснование и древнюю обитель. В 1917 году от прежней красавицы-территории осталась лишь одна церковь да с десяток насельников при ней.
В 1918 году революционеры образовали на территории монастыря совхоз, который так и назывался - "Давидова пустынь". А в 1927 году здесь был создан курс подготовки для рабочих профессий, так необходимых на селе. И получил этот курс название "Новый быт". Правда просуществовал недолго, в 1929 году было решено создать сельскохозяйственный техникум. Образовавшийся рядом с ним поселок получил свое название в честь того самого, недолго существовавшего курса.
1929-1990 годы
Окончательно произошло закрытие Давидовой пустыни (Чеховский район) в 1929-1930 годах. Храмы были осквернены, купола и кресты почти уничтожены. В Никольской церкви обители почти до конца 1980 годов существовал киноклуб техникума.
Знаменская церковь в послевоенные годы представляла собой кабинет с сельскохозяйственной техникой. В нем были представлены образцы той или иной атрибутики, необходимой для ведения сельского хозяйства - плуги, сеялки и т. д. В 1960 годах кабинет был переоборудован в гараж, а позже здание церкви служило складским помещением.
Успенскую церковь переоборудовали под спортивный зал. После войны зал превратили в химическую лабораторию. 80-е годы сделали святыню кабинетом военного дела при техникуме.
Собор Спаса Всемилостивого использовался как склад, потому что его помещение было самым большим из всех упомянутых выше церквей на территории обители.
Игуменский корпус был переоборудован в классы для студентов техникума, а также служил библиотекой для него же. Он назывался Чеховский механико-технологический техникум. Братские корпуса стали студенческими общежитиями, а монастырская гостиница превратилась в больницу.
Новое время
В 1992 году православной общине поселка "Новый быт" был передан в пользование Собор Всемилостивого Спаса. Приведя его в относительный порядок, люди стали собираться там для совершения совместных богослужений. Это и стало началом трудного пути возрождения обители.
В 1995 году Священный Синод постановил, что необходимо возродить монашескую жизнь в Давидовой пустыни. Настоятелем ее был назначен иеромонах Герман. Вместе с двумя молодыми послушниками он взялся за дело. Все готовилось к тому, чтобы хотя бы в одном храме можно было проводить богослужения.
И милостью Царицы Небесной в первую субботу Великого поста была совершенная первая Божественная литургия. Спустя 60 лет после закрытия и развала монастыря. А 1 июня 1995 года иеромонах Герман был возведен в сан игумена обители.
Жизнь сегодня
Сегодня идут своим чередом службы, приезжают благочестивые паломники, несут послушания насельники. Управляет монастырем настоятель Сергий. Став настоятелем в 2011 году, он уже успел проделать обширную работу. Например, подготовить вверенную обитель к празднеству 500-летия со дня основания. Праздник отмечался в 2015 году, была проделана грандиозная работа по подготовке к нему. Кроме этого обширного праздника 2015 год запомнился тем, что монастырь праздновал 20-летие со дня возрождения в нем монашества. Расписание в Давидовой пустыни служб представим ниже.
Богослужения
Расписание монастыря Давидова пустынь таково:
- В будние дни и субботы утренние богослужения совершаются в 7:45.
- В воскресные дни совершается молебен в 8 часов утра. Богослужение начинается в 8:45.
- Вечерние службы начинаются в 16:45 как в будни, так и в воскресные дни.
Паломникам
Расписание служб Давидовой пустыни приведено выше. На богослужения нужно приходить заранее, не опаздывая. Чтобы без суеты поставить свечи, приложиться к мощам и иконам. Женщинам надлежит заходить на территорию монастыря в юбках и платках. Мужчинам - в брюках.
Стоит помнить, что службы в Давидовой пустыни длительные, по монастырскому уставу. Поэтому желательно подумать об удобной обуви.
Трудникам
Для тех, кто хочет потрудиться во славу Христа, рекомендуется посетить дивную обитель в качестве трудника. Трудник - это тот, кто несет послушание (работает) в монастыре без оплаты. Послушания могут быть различными, их не просят и не выбирают. Они распределяются настоятелем или благочинным обители.
Вознесенская Давидова пустынь принимает лиц мужского пола в возрасте от 18 лет. По предварительной договоренности с монастырским начальством, ввиду того что количество мест в монастыре ограниченное. Чтобы не вышло так, что человек приехал потрудиться, а ему отказали из-за переполнения монастыря.
Людям с алкогольной зависимостью, наркотической, тем, кто является иноверцем или атеистом, запрещено приезжать в обитель в качестве трудника.
Заключение
Давидова пустынь (Чеховский район) - это одна из жемчужин Подмосковья. Желающим прикоснуться к чуду в современной жизни, подышать воздухом духовной старины или потрудиться ради Господа стоит нанести визит в эту обитель.
Похожие статьи
- Монастырь Вознесенская Давидова пустынь - описание, история и интересные факты
- Святые места Подмосковья, помогающие выйти замуж, забеременеть, помогающие от болезней, помогающие в деньгах. Святые места Москвы и Подмосковья: исцеление. Экскурсии по святым местам Подмосковья
- Жировичи - монастырь Свято-Успенский: как доехать, фото и история
- Отец Власий, Боровский монастырь: биография, прием и интересные факты
- Икона "Сергий Радонежский": значение, описание, фото
- Шамординский монастырь (Калужская область): настоятельница, иконы, как доехать. Казанская Амвросиевская пустынь
- Священнослужитель Игумен Никон Воробьев: биография, проповеди и духовные письма