Донская икона Божьей Матери в Донском монастыре

0
0

В далеком 1370 году пришел в Новгородскую землю и поселился здесь выходец из Византии, художник-иконописец по имени Феофан. Получил он прозвище по месту своего рождения - Грек, да и слова он русские часто путал с греческими. Рукой его была расписана Преображенская церковь. Мастерство художника изумило новгородцев: дивные библейские образы словно оживали перед верующими. Слава иконописца донеслась и до наших дней. Знаменитая Донская икона Божьей Матери - это тоже творение рук великого мастера.

Донская икона Божьей Матери

Донская икона Божией Матери

Феофан Грек... Мало что известно о жизни этого человека, знаем только, что странствовал он по городам: из Волхова направился в Новгород, затем в Серпухов и в Коломну, в итоге поселился в Москве. Всюду, где бы ни находился, оставлял после себя чудесные росписи в храмах, иконы, заставки в церковных писаниях. Все его творения остаются до сих пор недосягаемыми по красоте и мастерству для многих художников.

Более шести веков прошло с тех пор, но многие работы мастера живут и сейчас и поражают своей красотой. Это и церковь Преображения в Новгороде, и фрески в церкви Рождества Богородицы или на стенах Архангельского и Благовещенского кремлевских соборов. Некоторые иконы, которые писал Феофан Грек, уже несколько сотен лет оберегают Русскую землю, и одна из них - это Донская икона Божьей Матери - шедевр сокровищницы отечественного искусства. Хранилась икона в городке Сиротине в церкви Благовещенья, пока в 1380 году донскими казаками не была принесена в дар князю Дмитрию Ивановичу (позднее названному Донским).

История Донской иконы Божией Матери. Куликовская битва

В сентябре 1380 года - в день Куликовской битвы, пришелся который на Рождество Богородицы, - находилась икона среди солдат русского войска. Воинство основательно подготовилось к встрече Мамаева полчища. Великий князь Дмитрий сумел собрать силу, с разных мест стекались к нему отряды. Тогда-то и пришли к нему донские казаки. Из Сиротина прибыла с ними и "Богородица" (Донская икона Божьей Матери). Сражалась "Богородица" вместе с войском, икону укрепили как хоругвь на древке, пронесли и благословили ею весь выстроившийся отряд. В разгар боев была она в самом пекле, оберегала и вдохновляла русских ратников. День этот - 8 сентября 1380 года - ознаменовался победой русского войска над Мамаевым полчищем, и вселилась тогда вера в русский народ, что скоро грядет и полное освобождение от татаро-монгольского ига. Донские казаки торжественно вручили икону князю Дмитрию. Внесли ее сначала в Московский Успенский собор в Кремле. Но когда обнаружили на обороте иконы слова "Благовещение Богоматери", то перенесли в специально отстроенный Благовещенский собор. В честь победы в Куликовской битве получила икона название "Донская". Князя стали величать Дмитрием Ивановичем Донским. На протяжении всей истории помогала икона русскому войску, ободряла православных воинов.

икона Донской Божьей Матери в Донском монастыре

Спасение от крымских татар

1591 год тяжелым был для русских: с двух сторон напал враг. К Новгороду подступили шведы, и в это же время уже около Москвы были крымские татары, возглавлял которых хан Казы-Гирей. Остановились они на Воробьевых горах у реки Котлова. В растерянности был царь Федор Иоаннович, ведь основное войско стояло у Новгорода. С твердой верой решил он обратиться к защитнице - Пресвятой Богородице. Прибыл царь в церковь Благовещенья и повелел митрополиту взять икону Донской Божьей Матери, остальные святые образа и со всем собором пройти крестным ходом вокруг городских стен, после этого оставить "Богородицу" посреди войска, которое готовилось к жестокому сражению. Наутро началась ожесточенная битва. Неведомая сила навалилась на татар, уже через сутки, оставив множество раненых, убитых, весь свой стан, бросились они бежать. Чудом спасся и добрался в Крым и сам хан Казы-Гирей.

Еще больше укрепилась вера россиян в силу Богородицы-заступницы. В том же году на месте, где во время сражения стояла Донская икона, по велению царя был возведен Донской монастырь. Икона Донской Божьей Матери в Донском монастыре считалась главной святыней. Позже с нее был сделан список, который по сей день и хранится на месте. В том же году установили празднование 19 августа в память оказанного милосердия "через святую икону Донскую". Царь Алексей Михайлович особо почитал эту икону и ежегодно в этот день устраивал крестный ход в монастырь вплоть до 1646 года.

храм Донской иконы Божией Матери в Перловке

История монастыря

Донской монастырь имеет богатую и интересную историю. Пережил он и времена запустения, и годы расцвета, действует и в наши дни. Становился когда-то богатейшей и самой привилегированной обителью на Руси. В пору Великой Смуты захватили и разграбили его польские войска, руководил которыми гетман Ходкевич. Но и в те времена уцелела Донская икона Божьей Матери. Потом несколько лет царило здесь запустение. Восстанавливалась обитель уже в период царствования Романовых - царя Михаила Федоровича и Алексей Михайловича. Донской монастырь стал с того времени самым почитаемым местом у государей для моления. Ежегодно совершался крестные ход. Земли, принадлежащие обители, расширялись.

Расцвет

По данному обету сестры Петра I - царевны Екатерины - в 1698 году построили Большой собор Донской иконы Божией Матери. Финансирование шло из царской казны, храм богато украшали, а расписывал его знаменитый иконописец итальянец Антонио Клаудио. В наши дни можно увидеть восьмиярусный иконостас, писаный в стиле "фряжского письма". Освящен собор был митрополитом Тихоном в этом же году 21 августа. Большим его стали величать, потому как на территории монастыря уже существовала церковь Донской иконы Божией Матери, возведенная в том месте еще в 1593 году (и сохранившаяся до наших дней) - по размерам она была намного меньше. Так и зовутся храмы - Малый и Большой. Тогда же была возведена стена с башнями, которая напоминает ограждение Новодевичьего монастыря.

Далее, в 1712 году, здесь же освящается церковь Сретения Господня, жертвователем на ее строительство был один из грузинских царей Арчил. Впоследствии его здесь захоронили с сыновьями. С того времени эта церковь стала вечным пристанищем для многих грузинских деятелей. Тесные контакты поддерживала обитель и с Украиной. Таким образом, была она важным политическим центром.

XVIII век можно назвать расцветом в истории Донского монастыря. В те годы он был богатым феодальным хозяйством, ведал крепостными душами. Величественный архитектурный ансамбль сохранился до наших дней. Некрополь является и сегодня местом захоронения многих знаменитостей. Теперь кладбище монастыря делится на Старое и Новое.

история Донской иконы Божией Матери

Чумной бунт

Самое мрачное событие в истории монастыря произошло здесь в 1771 году. В этих стенах убит был архиепископ Амвросий. В стране в то время шел Чумной бунт. Чудовищная эпидемия уносила тысячи жизней. Смертность ежедневно повышалась, не хватало гробов для захоронения. Прямо на улице можно было встретить и здоровых, и больных, и мертвых. Бывало так, что трупы просто выбрасывали из окна на улицы города. Медики были бессильны. Чума свирепствовала. Люди стали искать спасения у Господа. Ежедневно толпы собирались у иконы Богородицы. Все целовали Святыню, тем самым способствуя распространению чумы. Архиепископ Амвросий прекрасно это сознавал и велел убрать икону, запретил сборища и молебны. Беснующаяся толпа разгромила Чудов монастырь, а после этого добралась и до Донского. В его стенах укрывался Амвросий. Бунтовщики убили архиепископа, после этого разгромили карантинные заставы, особняки знати. В течение трех дней бунт подавили. По приказу царицы Екатерины II зачинщики и убийцы были казнены. В те годы эпидемия унесла жизни 57 тысяч москвичей.

Донская икона Божией Матери Феофан Грек

Перемены в XIX веке

XIX век был богат на резкие перемены в истории. В 1812 году в обители царило полное запустение, многие покинули столицу. Наступали французы во главе с Наполеоном. Очевидным было, что враги вскоре займут город. Так и произошло. Донской монастырь разграбили французы, пострадала и Донская икона Божьей Матери. Ее богатый оклад, украшенный драгоценными камнями, полностью разобрали, до сих пор видны следы на раме, французы не могли различить, золотая ли она, так и оставили ее, усомнившись в подлинности золота. Пожар 1812 года уничтожил многие памятники архитектуры в столице, но чудом многие постройки Донского монастыря уцелели. После войны прошла капитальная реконструкция обители. Расположился на территории монастыря духовно-цензурный комитет. С 1834 года здесь открыто духовное училище, с 1909 года действовала школа по обучению послушников. Работала в монастыре и иконописная палата Селезнева, где готовили художников-живописцев. Были построены церкви Архангела Михаила и Иоанна Златоуста. Ежегодно в день Донской иконы Божьей Матери совершается крестный ход.

собор Донской иконы Божией Матери

XX век

В XX веке община пережила нелегкие испытания. После революции 1917 года Донской монастырь официально закрывается. Но службы в храмах какое-то время еще продолжались. Позже в зданиях располагались самые разные заведения, последней была детская трудовая колония. Власть Советов не жаловала церковь и вела жестокие гонения на верующих людей. В 20-х годах в стенах монастыря была даже открыта антирелигиозная выставка, а позже - Антирелигиозный музей. В качестве узника в стены обители в 1922 году был привезен патриарх Тихон. В этот сложный период он управлял церковью, удавалась ему и объединять верующий народ против поругания Русской Церкви. В 1924 году в стенах монастыря совершалось покушение на Тихона, но по ошибке был убит келейник Яков, открывший двери. Скончался Тихон в марте 1925 года, на Благовещенье. В Малом соборе состоялось погребение. Забегая вперед, скажем, что в 1989 году причислили Тихона к лику святых.

Возобновились Богослужения в Малом соборе в 1946 году. В 1991-м обитель передали Московскому Патриархату. В те же годы злоумышленником был совершен поджог Малого собора. Позже во время ремонтных работ обнаружили здесь и останки святого Тихона. Поместили их в золоченую раку и переместили в Большой собор. Там по сей день они и хранятся.

церковь Донской иконы Божией Матери

Храм в Перловке

Храм Донской иконы Божией Матери в Московской губернии в 1894 году начали возводить и в Перловке. К Митрополиту Московскому Сергию по этому вопросу обратился дворянин Перлов. В его владении было много дач, одну из них (Перловку) он пожелал отдать православным верянам во владение. По его просьбе и на его средства началось строительство церкви. Перлов хотел, чтобы дачники имели возможность посещать на его территории храм. Так в 1896 году и появился храм Донской иконы Божией Матери в Перловке. Спустя год он был освящен. Разрабатывал проект архитектор Петр Зыков - сын одного из самых именитых московских зодчих. До сих пор никто не может сказать точно, когда в храме прекратились службы. Свидетели говорят, что и во время войны верующие посещали его и ставили свечи. Закрылась церковь и полностью была уничтожена в 80-е годы. И только 1994 год можно назвать годом возрождения. Созданный приход возглавил иерей Анатолий Проскурня. Много лишений и трудностей пришлось пережить прихожанам. Только в 1999 году произошло на том месте освящение закладного камня, где раньше была Донская церковь. Приход существует и действует. Храм восстанавливается на пожертвования прихожан.