Донская икона Божьей Матери в Донском монастыре
В далеком 1370 году пришел в Новгородскую землю и поселился здесь выходец из Византии, художник-иконописец по имени Феофан. Получил он прозвище по месту своего рождения - Грек, да и слова он русские часто путал с греческими. Рукой его была расписана Преображенская церковь. Мастерство художника изумило новгородцев: дивные библейские образы словно оживали перед верующими. Слава иконописца донеслась и до наших дней. Знаменитая Донская икона Божьей Матери - это тоже творение рук великого мастера.
Донская икона Божией Матери
Феофан Грек... Мало что известно о жизни этого человека, знаем только, что странствовал он по городам: из Волхова направился в Новгород, затем в Серпухов и в Коломну, в итоге поселился в Москве. Всюду, где бы ни находился, оставлял после себя чудесные росписи в храмах, иконы, заставки в церковных писаниях. Все его творения остаются до сих пор недосягаемыми по красоте и мастерству для многих художников.
Более шести веков прошло с тех пор, но многие работы мастера живут и сейчас и поражают своей красотой. Это и церковь Преображения в Новгороде, и фрески в церкви Рождества Богородицы или на стенах Архангельского и Благовещенского кремлевских соборов. Некоторые иконы, которые писал Феофан Грек, уже несколько сотен лет оберегают Русскую землю, и одна из них - это Донская икона Божьей Матери - шедевр сокровищницы отечественного искусства. Хранилась икона в городке Сиротине в церкви Благовещенья, пока в 1380 году донскими казаками не была принесена в дар князю Дмитрию Ивановичу (позднее названному Донским).
История Донской иконы Божией Матери. Куликовская битва
В сентябре 1380 года - в день Куликовской битвы, пришелся который на Рождество Богородицы, - находилась икона среди солдат русского войска. Воинство основательно подготовилось к встрече Мамаева полчища. Великий князь Дмитрий сумел собрать силу, с разных мест стекались к нему отряды. Тогда-то и пришли к нему донские казаки. Из Сиротина прибыла с ними и "Богородица" (Донская икона Божьей Матери). Сражалась "Богородица" вместе с войском, икону укрепили как хоругвь на древке, пронесли и благословили ею весь выстроившийся отряд. В разгар боев была она в самом пекле, оберегала и вдохновляла русских ратников. День этот - 8 сентября 1380 года - ознаменовался победой русского войска над Мамаевым полчищем, и вселилась тогда вера в русский народ, что скоро грядет и полное освобождение от татаро-монгольского ига. Донские казаки торжественно вручили икону князю Дмитрию. Внесли ее сначала в Московский Успенский собор в Кремле. Но когда обнаружили на обороте иконы слова "Благовещение Богоматери", то перенесли в специально отстроенный Благовещенский собор. В честь победы в Куликовской битве получила икона название "Донская". Князя стали величать Дмитрием Ивановичем Донским. На протяжении всей истории помогала икона русскому войску, ободряла православных воинов.
Спасение от крымских татар
1591 год тяжелым был для русских: с двух сторон напал враг. К Новгороду подступили шведы, и в это же время уже около Москвы были крымские татары, возглавлял которых хан Казы-Гирей. Остановились они на Воробьевых горах у реки Котлова. В растерянности был царь Федор Иоаннович, ведь основное войско стояло у Новгорода. С твердой верой решил он обратиться к защитнице - Пресвятой Богородице. Прибыл царь в церковь Благовещенья и повелел митрополиту взять икону Донской Божьей Матери, остальные святые образа и со всем собором пройти крестным ходом вокруг городских стен, после этого оставить "Богородицу" посреди войска, которое готовилось к жестокому сражению. Наутро началась ожесточенная битва. Неведомая сила навалилась на татар, уже через сутки, оставив множество раненых, убитых, весь свой стан, бросились они бежать. Чудом спасся и добрался в Крым и сам хан Казы-Гирей.
Еще больше укрепилась вера россиян в силу Богородицы-заступницы. В том же году на месте, где во время сражения стояла Донская икона, по велению царя был возведен Донской монастырь. Икона Донской Божьей Матери в Донском монастыре считалась главной святыней. Позже с нее был сделан список, который по сей день и хранится на месте. В том же году установили празднование 19 августа в память оказанного милосердия "через святую икону Донскую". Царь Алексей Михайлович особо почитал эту икону и ежегодно в этот день устраивал крестный ход в монастырь вплоть до 1646 года.
История монастыря
Донской монастырь имеет богатую и интересную историю. Пережил он и времена запустения, и годы расцвета, действует и в наши дни. Становился когда-то богатейшей и самой привилегированной обителью на Руси. В пору Великой Смуты захватили и разграбили его польские войска, руководил которыми гетман Ходкевич. Но и в те времена уцелела Донская икона Божьей Матери. Потом несколько лет царило здесь запустение. Восстанавливалась обитель уже в период царствования Романовых - царя Михаила Федоровича и Алексей Михайловича. Донской монастырь стал с того времени самым почитаемым местом у государей для моления. Ежегодно совершался крестные ход. Земли, принадлежащие обители, расширялись.
Расцвет
По данному обету сестры Петра I - царевны Екатерины - в 1698 году построили Большой собор Донской иконы Божией Матери. Финансирование шло из царской казны, храм богато украшали, а расписывал его знаменитый иконописец итальянец Антонио Клаудио. В наши дни можно увидеть восьмиярусный иконостас, писаный в стиле "фряжского письма". Освящен собор был митрополитом Тихоном в этом же году 21 августа. Большим его стали величать, потому как на территории монастыря уже существовала церковь Донской иконы Божией Матери, возведенная в том месте еще в 1593 году (и сохранившаяся до наших дней) - по размерам она была намного меньше. Так и зовутся храмы - Малый и Большой. Тогда же была возведена стена с башнями, которая напоминает ограждение Новодевичьего монастыря.
Далее, в 1712 году, здесь же освящается церковь Сретения Господня, жертвователем на ее строительство был один из грузинских царей Арчил. Впоследствии его здесь захоронили с сыновьями. С того времени эта церковь стала вечным пристанищем для многих грузинских деятелей. Тесные контакты поддерживала обитель и с Украиной. Таким образом, была она важным политическим центром.
XVIII век можно назвать расцветом в истории Донского монастыря. В те годы он был богатым феодальным хозяйством, ведал крепостными душами. Величественный архитектурный ансамбль сохранился до наших дней. Некрополь является и сегодня местом захоронения многих знаменитостей. Теперь кладбище монастыря делится на Старое и Новое.
Чумной бунт
Самое мрачное событие в истории монастыря произошло здесь в 1771 году. В этих стенах убит был архиепископ Амвросий. В стране в то время шел Чумной бунт. Чудовищная эпидемия уносила тысячи жизней. Смертность ежедневно повышалась, не хватало гробов для захоронения. Прямо на улице можно было встретить и здоровых, и больных, и мертвых. Бывало так, что трупы просто выбрасывали из окна на улицы города. Медики были бессильны. Чума свирепствовала. Люди стали искать спасения у Господа. Ежедневно толпы собирались у иконы Богородицы. Все целовали Святыню, тем самым способствуя распространению чумы. Архиепископ Амвросий прекрасно это сознавал и велел убрать икону, запретил сборища и молебны. Беснующаяся толпа разгромила Чудов монастырь, а после этого добралась и до Донского. В его стенах укрывался Амвросий. Бунтовщики убили архиепископа, после этого разгромили карантинные заставы, особняки знати. В течение трех дней бунт подавили. По приказу царицы Екатерины II зачинщики и убийцы были казнены. В те годы эпидемия унесла жизни 57 тысяч москвичей.
Перемены в XIX веке
XIX век был богат на резкие перемены в истории. В 1812 году в обители царило полное запустение, многие покинули столицу. Наступали французы во главе с Наполеоном. Очевидным было, что враги вскоре займут город. Так и произошло. Донской монастырь разграбили французы, пострадала и Донская икона Божьей Матери. Ее богатый оклад, украшенный драгоценными камнями, полностью разобрали, до сих пор видны следы на раме, французы не могли различить, золотая ли она, так и оставили ее, усомнившись в подлинности золота. Пожар 1812 года уничтожил многие памятники архитектуры в столице, но чудом многие постройки Донского монастыря уцелели. После войны прошла капитальная реконструкция обители. Расположился на территории монастыря духовно-цензурный комитет. С 1834 года здесь открыто духовное училище, с 1909 года действовала школа по обучению послушников. Работала в монастыре и иконописная палата Селезнева, где готовили художников-живописцев. Были построены церкви Архангела Михаила и Иоанна Златоуста. Ежегодно в день Донской иконы Божьей Матери совершается крестный ход.
XX век
В XX веке община пережила нелегкие испытания. После революции 1917 года Донской монастырь официально закрывается. Но службы в храмах какое-то время еще продолжались. Позже в зданиях располагались самые разные заведения, последней была детская трудовая колония. Власть Советов не жаловала церковь и вела жестокие гонения на верующих людей. В 20-х годах в стенах монастыря была даже открыта антирелигиозная выставка, а позже - Антирелигиозный музей. В качестве узника в стены обители в 1922 году был привезен патриарх Тихон. В этот сложный период он управлял церковью, удавалась ему и объединять верующий народ против поругания Русской Церкви. В 1924 году в стенах монастыря совершалось покушение на Тихона, но по ошибке был убит келейник Яков, открывший двери. Скончался Тихон в марте 1925 года, на Благовещенье. В Малом соборе состоялось погребение. Забегая вперед, скажем, что в 1989 году причислили Тихона к лику святых.
Возобновились Богослужения в Малом соборе в 1946 году. В 1991-м обитель передали Московскому Патриархату. В те же годы злоумышленником был совершен поджог Малого собора. Позже во время ремонтных работ обнаружили здесь и останки святого Тихона. Поместили их в золоченую раку и переместили в Большой собор. Там по сей день они и хранятся.
Храм в Перловке
Храм Донской иконы Божией Матери в Московской губернии в 1894 году начали возводить и в Перловке. К Митрополиту Московскому Сергию по этому вопросу обратился дворянин Перлов. В его владении было много дач, одну из них (Перловку) он пожелал отдать православным верянам во владение. По его просьбе и на его средства началось строительство церкви. Перлов хотел, чтобы дачники имели возможность посещать на его территории храм. Так в 1896 году и появился храм Донской иконы Божией Матери в Перловке. Спустя год он был освящен. Разрабатывал проект архитектор Петр Зыков - сын одного из самых именитых московских зодчих. До сих пор никто не может сказать точно, когда в храме прекратились службы. Свидетели говорят, что и во время войны верующие посещали его и ставили свечи. Закрылась церковь и полностью была уничтожена в 80-е годы. И только 1994 год можно назвать годом возрождения. Созданный приход возглавил иерей Анатолий Проскурня. Много лишений и трудностей пришлось пережить прихожанам. Только в 1999 году произошло на том месте освящение закладного камня, где раньше была Донская церковь. Приход существует и действует. Храм восстанавливается на пожертвования прихожан.
Похожие статьи
- Великорецкий крестный ход: история, дата, протяженность маршрута, отзывы паломников
- Иконы Пресвятой Богородицы. Чудотворные иконы
- Вознесенский собор Новочеркасска: история, описание и интересные факты
- Икона "Ахтырская Божья Мать": история обретения, описание, о чем молиться, день почитания
- Донское кладбище: фото, история и захоронения знаменитостей
- От чего защищает икона "Умягчение злых сердец"?
- Почаевская Икона Божьей Матери: значение, в чем помогает