План сочинения-рассуждения по русскому языку
Экзамен по русскому языку обязателен при прохождении ГИА. Самое сложное и объёмное задание – творческая работа под номером 25 (ранее – часть «С») по итогам за 11 класс. Количество баллов за неё составляет 30 % от суммарной оценки. Это требует серьёзной подготовки, поэтому вашему вниманию предлагается план сочинения-рассуждения, призванный помочь при выполнении задания.
Особенности данного вида работы
В чём главное отличие предлагаемой творческой работы от других письменных заданий? При описании или повествовании автор может по-разному выстраивать композицию, использовать кольцевой метод, менять местами структурные элементы.
Доказывая же или опровергая какой-либо тезис, размышляя о конкретном историческом событии или деятеле, вольное использование схемы написания не допускается. План сочинения-рассуждения по русскому языку неизменен.
Любая тема рассматривается в следующей последовательности:
- Выдвижение тезиса.
- Его доказательство с помощью аргументов.
- Заключительные выводы.
Что оценивается?
Проверяющие рассматривают выполнение задания не в целом, а по частям. Максимальная оценка 23 балла будет поставлена тому, чья работа идеально соответствовует следующим критериям:
- Грамотная формулировка проблемы предлагаемого текста.
- Наличие комментария к сформулированной проблеме.
- Выделение позиции автора.
- Обоснование собственного мнения.
- Смысловая цельность, последовательность изложения, речевая связность.
- Выразительность и точность речи.
- Соблюдение правил орфографии и пунктуации.
- Соблюдение требований речевых и этических норм.
- Точность фактов в изложении.
План сочинения-рассуждения при сдаче ЕГЭ будет несколько более расширенный, чем при сдаче ОГЭ за 9 класс. На его особенностях остановимся чуть ниже.
Экзаменационное задание за 9 класс
Учащиеся на выбор выполняют любое из трёх заданий под номером 15. Им предлагается порассуждать на лингвистическую (15.1), морально-этическую тематику (15.2) или объяснить значение слова (15.3). Грамматика, лексика, морфология, синтаксис – это составляющие обширного понятия «лингвистика», разбираемого в сочинениях.
Особенностью первого задания является то, что тезис уже выдвинут автором текста. От учащегося требуется либо согласие с высказыванием, либо его опровержение. Во втором задании следует пояснить название текста, его концовку или определить основную мысль, в третьем – раскрыть общечеловеческое понятие: доброта, мужество, милосердие, дружба. План сочинения-рассуждения в последнем варианте наиболее приближен к работе ЕГЭ. Объём материала должен превышать 70, но не быть более 100–110 слов.
Задание 15.1: пошаговая инструкция
Экзаменуемым предлагается цитата известного лингвиста или писателя на тему русского языка и его богатства, состоящей из двух частей. Например, Л. Новиков говорит о том, что слово имеет способность обобщать и одновременно обозначать индивидуальное и неповторимое. Дословный текст представлен на картинке. Каким же должен быть план написания сочинения-рассуждения?
- Шаг первый. Необходимо внимательно прочитать высказывание, осмыслить его, выделив ключевые слова: «слово», «речь», «обобщать», «обозначать индивидуальное».
- Шаг второй. Следует определить главную мысль, раскрывающую свойства языка. (Явление, при котором значение слова зависит от контекста и человеческого восприятия).
- Шаг третий. Необходимо оформить вступление с обязательным повторением цитаты. (3–4 предложения, где выражается согласие с автором и перебрасывается мостик к основной части словами: «давайте разберёмся», «рассмотрим примеры», «исследуем более детально»).
- Шаг четвёртый. Требуется аргументировать мнение лингвиста на примере исходного текста со ссылкой на ФИО автора и номер предложения. Аргументов должно быть два, и каждый должен начинаться с красной строки.
- Шаг пятый. Следует сформулировать выводы. Главное правило любого сочинения – оно должно заканчиваться тем, с чего начиналось.
Особенности задания 15.2 (обсуждение текста)
Легко определить, что сочинение на лингвистическую тематику будет состоять из 4 абзацев, а его план – выглядеть таким образом:
- Тезис автора и отношение экзаменуемого к высказыванию.
- Аргументация. Два абзаца с двумя примерами и двумя комментариями.
- Вывод.
Распространяется ли этот вариант на сочинение-рассуждение по тексту? План к заданию 15.2 не будет кардинально отличаться, но усилится роль вступления. Ибо тезис, доказательством или опровержением которого займётся экзаменуемый, сформулировать предстоит ему самому. Это обязательно должно быть спорное суждение, требующее аргументированных доводов из текста.
При формулировании тезиса используются вводные слова: «по моему мнению», «я полагаю», «на мой взгляд». Начало вступления может выглядеть как развёрнутый ответ на поставленный в задании вопрос. Пример: «Я уверен(а), что такой волевой мальчик с крепким словом не испугается более серьёзных вещей, потому что…» («Честное слово» Л. Пантелеева).
Задание 15.3 (объяснение понятия)
Толкование слова носит понятийный, описательный, синонимический и комбинированный характер. Какой для этого должен быть план? Как писать сочинение-рассуждение, например, на тему: «Что такое совесть?». Экзаменуемому предлагается текстовый фрагмент, где просматривается мнение автора по существу заданного понятия. Порядок изложения материала ничем не отличается от ранее изложенного. Единственным отличием станет второй пункт плана, где в основной части предстоит выдвинуть два аргумента в поддержку своего тезиса. Если в задании 15.2 оба они берутся из текста, то в данном случае требуется один пример из жизни.
Более ценно, когда экзаменуемый приводит его не из жизни своих знакомых, а из истории или реальных событий известных людей. В сочинении-рассуждении потребуется:
- Раскрыть значение понятия «совесть».
- Прокомментировать определение, выдвинув основной тезис.
- Аргументировать его двумя способами (из текста и жизненного опыта).
- Обосновать вывод.
Соразмерность частей во всех трёх вариантах заданий одинакова. Вводная часть и заключение состоят из одного абзаца по 3–4 предложения, а наиболее значительна по объёму – основная часть (два солидных абзаца). В чём особенности экзамена в 11 классе?
ЕГЭ: план сочинения-рассуждения по литературе
25-е задание предлагается на экзамене по русскому языку, но разбирается фрагмент литературного текста. К 11 классу учащиеся подходят с определённым багажом знаний и пониманием, как строится рассуждение. Им предстоит:
- Выдвинуть проблему исходного текста. Как правило, их несколько, но экзаменуемому следует сосредоточиться на одной, наиболее близкой для него.
- Дать свои комментарии по проблеме. Подчеркнуть актуальность, описать, как она раскрывается в тексте.
- Выделить основную мысль автора.
- Выдвинуть собственный тезис, согласившись или полемизируя с писателем.
- Подтвердить тезис примером из литературы (аргумент № 1).
- Подтвердить тезис примером из жизни (аргумент № 2).
- Сформулировать вывод.
В результате более развёрнутого плана работа будет состоять из 7 абзацев.
Выводы
План сочинения-рассуждения остаётся стабильным, независимо от задания, возраста экзаменуемых и требуемого объёма.
ОГЭ ( 15.1) | ОГЭ (15.2) | ОГЭ (15.3) | ЕГЭ | |
1. Введение | 1. Тезис автора | 1. Собственный тезис | 1.1 Раскрытие понятия 1.2. Личный комментарий 1.3. Собственный тезис | 1.1. Выдвижение проблемы 1.2. Личный комментарий 1.3. Авторская позиция 1.4. Собственный тезис |
2. Основная часть | 2.1. Аргумент 1 (текст). 2.2. Аргумент 2 (текст) | 2.1. Аргумент 1 (текст) 2.2. Аргумент 2 (текст) | 2.1. Аргумент 1 (текст) 2.2. Аргумент 2 (жизненный опыт) | 2.1. Аргумент 1 (текст) 2.2. Аргумент 2 (жизненный опыт) |
3. Заключение | 3. Выводы | 3. Выводы | 3. Выводы | 3. Выводы |
Он состоит из трёх элементов, представленных в сравнительной таблице выше.
Похожие статьи
- Примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку). Как писать сочинение по русскому языку
- Как писать сочинение по литературе: образец, примеры
- Сочинение о дружбе и вражде
- Школьное сочинение "Если бы я был директором школы"
- Как писать отзыв о прочитанном произведении: план, пример
- Как писать эссе: технология и идеи
- ОГЭ это серьезное испытание для детей и их родителей