Что такое развитие на примере общественных наук?

0
0

Термин "развитие" можно услышать практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Впервые он сталкивается с ним в школе на уроках биологии или истории, со временем понимает, что это сопровождает и его личность, когда в университете говорят, что студент должен саморазвиваться. В профессиональной деятельности это вообще является одним из главных критериев качества подготовки специалиста. Так что такое развитие? Постараемся рассмотреть на примере общественных наук.

Что такое "развитие": термин

Понятие "развитие" словари определяют как:

  • эволюционные процессы, в результате которых видоизменяются предметы или явления;
  • планомерное движение от одного состояния к качественно новому, противоположность хаотическим, бессистемным изменениям;
  • многогранный процесс, в результате которого первичное состояние предмета или явления становится более удовлетворительным;
  • направленное, подвластное определенным законам изменение чего-либо;
  • количественные (рост) и качественные (дифференциация) изменения.

что такое развитие

Эти определения характеризуют развитие как процесс, движение к определенному состоянию или цели. Кроме того, развитие можно рассматривать как конечный результат - совокупность изменений, по которым можно определить, что данный объект или явление является более качественным (развитым) по сравнению с тем, каким он был ранее.

Характеристики развития

Понять лучше, что такое развитие, можно, рассмотрев его характеристики. Общественные науки выделяют несколько основных признаков развития:

  • необратимость (постепенное накопление, надстраивание изменений);
  • направленность (стремление к определенной цели, следование единой линии изменений);
  • закономерность (способность к однотипным изменениям у представителей одной системы).

история развития

Развитие является совокупностью процессов созревания (генетически детерминированных изменений) и роста (количественных изменений). Отличается развитие культурно-историческими условиями, в которых находится объект, многообразием и качеством его социальных связей, деятельностью, которую он выполняет. Таким образом, развитие - это более широкое понятие, важным источником которого является не только внутреннее содержание объекта изменений, но и факторы среды.

Этапы развития

Процесс развития, как любое целенаправленное и структурированное действие, имеет свои стадии. Это этапы развития - определенные отрезки пути, в пределах которых совершается разрешение одной задачи или проблемы. Этапы выделяют для того, чтобы расширить понимание о нормальном и отклоняющемся развитии. Например, усовершенствование речевого аппарата и соответствующих структур мозга ребенка приводит к тому, что в 1,5-2 года он уже может составлять предложения и изъясняться с их помощью. Так данный этап проходит в норме. Если этого не случилось, то начинают искать причины, почему развитие происходит не по принятым временным меркам - этапам.

Развитие общества

Развитие общества, или социальное развитие, - это совокупность историко-политических, экономических, культурных и духовных изменений, происходящих в некой группе людей, социуме. Все эти изменения качественного и количественного характера исследуются большинством наук, ведь они взаимосвязаны с жизнью самого человека.

социальное развитие

Поиск ответа на вопрос о том, как улучшить жизнь человека, и приводит к изучению социальных процессов. Отсюда возникло развитие образования, системы здравоохранения, культуры, политики и других отраслей, влияющих на человека.

Биологическое развитие

Ответить, что такое развитие, можно с помощью самого яркого его примера - человека. От момента зачатия и до последнего дня жизни его тело и психика претерпевают постоянные изменения. С биологической и антропологической точки зрения история развития человека является ростом и усовершенствованием его физической составляющей - тела.

Например, прямохождение является результатом биологического, культурно-исторического развития человека. Формирование нервной системы, дифференциация мозговых структур с момента зачатия - результат физиологического дозревания организма. Рост, развитие мускулатуры, способность создавать потомство - процесс биологического развития. Для каждой такой задачи есть соответствующий возраст, то есть человек не рождается полностью готовым ко всем видам жизнедеятельности. Только со временем все структуры его организма дозревают настолько (развиваются), что могут совершать качественно новые действия и быть участниками различных процессов.

Социально-психологическое развитие

Кроме физической составляющей, история развития человека имеет и другие. Это интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное развитие, без которых он не отличался бы от других животных. Все эти грани являются предметом изучения социально-психологических наук: психологии, социологии, политологии, медицины, философии и других. Каждая из них берется изучать отдельную сторону развития человека в соответствии с теми целями, которые перед собой ставит.

этапы развития

Например, психология предметом своего изучения считает развитие психики человека, ее функций, становление личности, а также условия и механизмы, которые этому способствуют или мешают. В этой науке существует множество периодизаций развития человека. Базируются они на том, как развивается психика на том или ином этапе возрастного становления. Например, Э. Эриксону, немецкому психологу начала XX столетия, принадлежит разработка стадий психосоциального развития человека, что стало началом эго-психологии - психологии развития "Я".

Согласно предложенным им стадиям, человек проходит за жизнь 8 основных ступеней развития психики и социальных качеств. Главным отличием между ними являются те психосоциальные навыки и функции, которые человек должен выполнить на определенной стадии. От этого зависит успешность его дальнейшего развития и ощущение реализованности в жизни. К примеру, главной задачей юности Эриксон считал развитие идентичности человека ("куда я иду?", "какой я и каким хочу быть?"). И от того, насколько человеку удастся найти ответы на эти вопросы, зависит успешность протекания следующего этапа жизни - молодости, на котором уже предстоит достигнуть близости с определенным человеком, найти свое место в отношениях и рабочем коллективе.

развитие образования

На примере психологических теорий можно увидеть, насколько процесс развития вообще является планомерным, насколько его дальнейшее протекание зависит от предыдущих этапов, и как уровень развития человека влияет на его удовлетворенность жизнью в целом.