Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге: описание, история
С приходом к власти в России императора Петра I в государстве началась грандиозная эпоха преобразований, которая стала толчком к изменениям в градостроительстве и архитектуре.
«Золотые хоромы» Екатерины
В 1703 году император основывает новый город – Санкт-Петербург, а уже спустя 9 лет начинается строительство небольшого дома для императрицы Екатерины Алексеевны, супруги монарха. Он располагался на южном берегу Мойки и представлял собой небольшой дом с башенкой, которая завершалась золоченым шпилем. Строение получило название «Золотые хоромы». Впоследствии эта местность получила название Царицын Луг и стала частью Летнего Сада – большой царской усадьбы. На её территории для императрицы выращивались экзотические фрукты: ананасы и бананы.
Спустя несколько лет после постройки было принято решение возвести грандиозный дворец, который бы венчал четырехгранный купол, однако замысел реализован не был.
Неудавшееся строительство
В 1730-1740 гг. у власти находилась императрица Анна Иоанновна, которая за несколько лет до смерти поручила архитектору Бартоломео Растрелли построить на Царицыном Лугу дворец, причем сделать это следовало в кратчайшие сроки. Однако смерть императрицы не дала архитектору приступить к исполнению ее приказа. Ее преемница, Анна Леопольдовна, также захотела построить на этом месте свой дворец, строительство было поручено все тому же Растрелли. Архитектор в феврале 1741 года подготовил необходимые чертежи, однако представить их государыне не получилось: в марте был совершён государственный переворот, и к власти пришла императрица Елизавета Петровна.
Бартоломео Франческо Растрелли
Создал Летний дворец Елизаветы Петровны Бартоломео Франческо Растрелли - величайший архитектор 18 века. Он происходил из итальянской аристократической семьи и носил титул графа. Его отцом был скульптор Карло Растрелли, долгое время работающий при дворе французского Короля-Солнца Людовика, а после кончины последнего приглашенный русским императором в Россию.
Бартоломео с ранних лет привлекался отцом к работе над различными проектами, выезжал на обучение в Европу. Первой документально подтверждённой работой Растрелли в России стал трёхэтажный дворец Дмитрия Кантемира, построенные в стиле петровского барокко.
В 1730-х Растрелли занимается постройкой Рундальского дворца и дворца в Митаве, которые он строит по приказу герцога Курляндского. Именно по рекомендации Бирона Курляндского Растрелли становится придворным архитектором.
Архитектурный стиль Растрелли
Бартоломео создал неповторимый стиль в архитектуре. Так, он стал использовать полуциркульные завершения окон на фасадах, а полуколонны обычно собирал в пары и пучки. Наружные колонны обычно не играли конструктивной роли, а предназначались лишь для декора. Для его дворцов были характерны огромные парадные залы, охватывающие всю глубь этажа, а при оформлении интерьеров он старался избегать кривых линий. Всем его постройкам присущи кричащая мощь, величие и торжественность, даже помпезность. Растрелли отказался от традиционных для того времени ленточных фундаментов, предпочитая платформы из кирпича и камня на основе свай, что, в свою очередь, позволяло частично перераспределять нагрузки, а это было очень важно для слабых грунтов Петербурга.
Творения великого зодчего
Великим архитектором, кроме Рундальского и Митавского дворцов, были построены такие сооружения, ставшие достопримечательностями:
- Большой Петергофский дворец.
- Андреевская церковь в Киеве.
- Смольный собор в Санкт-Петербурге.
- Воронцовский дворец.
- Эрмитаж.
- Зимний дворец.
- Царский дворец в Киеве и др.
Утраченные строения архитектора
Некоторые из его строений на данный момент утрачены:
- Кантемировский дворец.
- Тронный зал на Яузе.
- Зимний дворец Анны Иоанновны.
- Зимний Кремлёвский дворец.
- Летний дворец Елизаветы Петровны.
- Путевой Среднерогатский дворец.
История строительства Летнего дворца Елизаветы Петровны
Точной даты закладки фундамента дворца не сохранилось. Согласно одной из версий, во время закладки фундамента в июле 1941 года присутствовала Анна Леопольдовна с супругом принцем Антоном Ульрихом, согласно другой, закладка произошла месяцем ранее. Однако проживать супругам в новом дворце не судилось.
Растрелли получил приказ окончить начатый дворец от цесаревны Елизаветы Петровны, ставшей императрицей. Строительство было окончено в 1743 году – это был первый дворец императрицы, построенный лично для нее, и он настолько понравился государыне, что та подняла жалованье архитектору в два раза – до 2500 рублей в год.
Императрица пользовалась летней резиденцией с мая по сентябрь ежегодно, это время она посвящала своему отдыху, почти не занимаясь важными государственными делами. В 1754 году именно здесь появился на свет великий князь Павел, сын Екатерины Алексеевны, здесь же Елизавета Петровна устроила торжества по поводу завершения семилетней войны и заключения мира с Пруссией. Затем государыня все реже стала бывать во дворце, проводя больше времени в Царском Селе, и дворец постепенно начал ветшать.
Летний дворец Елизаветы Петровны: описание
Архитектура Летнего дворца такова, что не заметить, что автор проекта пребывал под впечатлением от французского Версаля, просто невозможно. Зданию присуща традиционная для барокко замкнутость ансамбля парадного двора перед дворцом. Подробного описания детища Растрелли не осталось, но кое-какие воспоминания об императорской усадьбе удалось отыскать.
Так, летняя резиденция Елизаветы Петровны состояла из 160 апартаментов, здесь были как личные покои царицы, так и многочисленные залы, галереи и даже церковь. Для того чтобы попасть на территорию дворца, нужно было пройти через широкие ажурные ворота из решеток, венчали их позолоченные орлы. По словам зодчего, «всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позолочены».
Помещение имело два фасада. Основной был обращен к Мойке, перед ним были размешены цветники и аккуратные деревья, что превращала эту территорию в парк. Второй фасад был обращен в сторону Невского проспекта, где по приказу Бартоломео проложили широкую дорогу, вдоль которой располагались многочисленные оранжереи с цветами и деревьями.
Первый этаж Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны был выполнен из камня, а вот второй был полностью деревянным. Здание выдержано в розовых тонах, а цокольные помещения - в серых. Цокольный этаж был облицован зеленым гранитом. Внутри дворца все помещения были украшены богемскими зеркалами, скульптурами из мрамора и полотнами знаменитых художников. На уровне первого этажа был построен Эрмитаж, где хранились картины религиозного и библейского содержания, некоторые из них сохранились и до наших дней.
В основном корпусе располагался Большой парадный зал, у западной стены которого располагался царский трон. Для того чтобы попасть в Тронный зал, необходимо было миновать череду гостиных и огромную парадную лестницу, украшенную золоченой резьбой. Тронный зал поражал своим величием, которое еще больше подчеркивалось хитрым расположением канделябров и люстр, благодаря чему создавалось впечатление двухсветного объема. К Тронному залу также вели несколько фигурных лестниц со стороны сада, каждая из которых дополнялась пандусами. Императорские покои располагались в восточном крыле дворца, а в западном крыле жили придворные. Каждое из помещений дворца было щедро украшено разнообразными статуями и вазами. Фасад здания венчали многочисленные баллюстрады.
Дворцовый парк
Вся территория дворцового комплекса была окружена декоративным парком. На территории сада также располагались великолепные фонтаны, а сам парк представлял собой сложный лабиринт из зеленых насаждений. На территории комплекса Растрелли создал три необычных фонтанных бассейна сложных очертаний. По всему парку были оборудованы небольшие беседки и лавочки, а в центре располагались карусели, качели и горки. Также по задумке зодчего были созданы два искусственных трапециевидных полукруглых пруда, которые, кстати, сохранились до наших дней.
Последующие изменения
Франческо Растрелли на протяжении многих лет продолжал работу над летней резиденцией императрицы. Так, он занимался украшением стен фигурными наличниками, атлантами и львиными масками, через 9 лет после окончания строительства он пристроил с северо-восточной стороны дворца новый галерейный зал. Императрицу такие постоянные изменения только радовали, при этом владелицу архитектурная цельность здания мало интересовала. Главное, чтобы новые постройки были максимально роскошными.
В 1745 году по приказу императрицы была построена крытая галерея для перехода из дворца в Летний сад, её стены были щедро украшены художественными полотнами. В 1747 году архитектор создаёт террасу с фонтаном в центре, располагавшуюся на одном уровне с павильоном Эрмитажа. По всему периметру она была ограждена золоченой решеткой.
Немного позже на территории летнего дворца появляется церковь, что расширяет дворцовый комплекс со стороны Фонтанки, а с западной стороны на фасаде появляются эркеры.
На территории дворца Растрелли построил и водовзводные башни с акведуками, которые также были щедро декорированы росписью.
Екатерининский период
Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге стал местом триумфа Екатерины II. Именно здесь она устроила официальный прием для иностранных дипломатов после своего вступления на престол, здесь же узнала о смерти Петра III. Не проживая в резиденции, Екатерина пожаловала её сначала Григорию Орлову, потом Григорию Потемкину.
В 1777 году произошло наводнение, которое очень сильно повредило и без того обветшавший дворец. Восстанавливать поврежденный водомет никто не стал, и акведук разобрали.
Летний дворец Елизаветы Петровны снесен в 1797 году по приказу императора Павла I. Через несколько недель после восшествия на престол он отдал приказ о постройке на месте уже обветшалого здания нового неприступного замка-крепости, так как жить в Зимнем дворце император вовсе не желал. Существует легенда, согласно которой одному из караульных солдат явился архангел Михаил, который приказал, чтобы царю поведали о необходимости построить на месте дворца церковь, которая и вошла в комплекс Михайловского замка. Именно так на месте елизаветинской летней резиденции в 1800 году вырос Михайловский замок. Убранство летней резиденции Елизаветы было аккуратно сложено и вывезено в другие царские усадьбы.
Как добраться к Летнему дворцу Елизаветы Петровны? Он, к сожалению, не сохранился. На месте Летнего дворца Елизаветы Петровны (адрес: Санкт-Петербург, улица Садовая, 2) в данный момент расположен Михайловский, или Инженерный замок. Для того чтобы добраться до замка, достаточно воспользоваться метрополитеном, выйти нужно на станции «Невский проспект» или «Гостиный двор».
Похожие статьи
- Ресторан "Летний дворец" в Петергофе: адрес, меню, отзывы
- Экс-участница «Дома-2» Елизавета Кутузова - биография, личная жизнь и интересные факты
- Воронцовский дворец (Санкт-Петербург): история, описание
- Цокольный этаж и вода
- Императрица Анна Иоанновна: биография, годы правления, политика, достижения и вклад в историю
- Александровский и Екатеринский парки в Пушкине: описание, часы работы, отзывы
- Смольный собор в Санкт-Петербурге: история и фото