Смольный собор в Санкт-Петербурге: история и фото

0
0

По выразительности композиций, внутреннему убранству и живописности Смольный собор по праву является одной из вершин мирового зодчества. Его начал возводить великий зодчий Франческо Бартоломео Растрелли при царствовании императрицы Елизаветы Петровны, а заканчивал строительство архитектор В. П. Стасов при императоре Николае I.

Смольный собор

Предыстория строительства собора

На месте, где сейчас расположился Смольный собор, в Средние века находилось село Спасское, которое получило свое название от одноименной церкви. Тогда эта земля принадлежала Великому Новгороду. Но во времена владычества шведов церковь была полностью разрушена. А уже после основания Санкт-Петербурга на месте церкви был построен смоляной двор, где варили смолу для нужд флотилии. Неподалеку расположился Летний Смольный дворец, в котором провела счастливые дни юности дочь Петра I Елизавета.

Смольный собор Петербург

История Смольного собора

Но в 1774 году во время пожара было полностью уничтожено одно крыло дворца. Взойдя на престол, императрица Елизавета приказала построить на территории Летнего дворца и Смольного двора Воскресенский Новодевичий Монастырь. В то время императрице хотелось завершить свои дни в покое и тишине, посвятив остаток дней служению Богу. Монастырь должен был быть рассчитан на сто двадцать девиц благородного происхождения. Для каждой планировались свои апартаменты, которые бы включали комнату для прислуги, отдельную кухню и кладовую. Для себя же она планировала отдельный домик. Строительство было поручено известному итальянскому зодчему Растрелли. Елизавете Петровне хотелось, чтобы собор Смольного монастыря походил на Успенский собор в Московском Кремле. Потому императрицей было поручено выстроить Смольный собор по всем канонам православия – собор должен был венчаться пятиглавием. Нужно отметить, что во времена Петра I так не строили. По задумке Растрелли монастырский комплекс должен был быть в виде креста, образованного жилыми корпусами, в которых располагались кельи монахинь. Смольный собор должен был стать центром монастырского комплекса. Собор рассчитан на шесть тысяч прихожан. Это поистине величественное строение – купол поднят на высоту в 92 метра. Его подхватывают четыре купола малых звонниц. Весь монастырский комплекс по своему убранству больше походил на дворец: позолота, яркая краска в два цвета, множество декоративных элементов создают праздничное мажорное настроение. Но не все из задуманного удалось воплотить в жизнь известному архитектору эпохи барокко. Растрелли также планировал построить 140-метровую колокольню, которая должна была стать самым высоким строением в Европе. Но желание императрицы принять постриг быстро прошло, да и к тому же началась война с Пруссией, возведение собора было свернуто. Строительство Смольного собора стало одним из самых больших долгостроев – планировалось завершить его за десять лет, а на деле оно затянулось на долгих 87 лет. После окончания войны вкусы двора переменились, на смену пышного стиля барокко пришел более сдержанный классицизм. Завершал строительство архитектор Стасов. После революции собор был разграблен и закрыт. Его стали использовать как склад, а присоборная площадь получила название Растрелли.

Смольный собор адрес

Архитектура

Монастырский комплекс представляет собой крест, в центре которого возвышается купол Смольного собора. По углам расположены четыре церкви. Архитектура комплекса выполнена в стиле барокко, чему свидетельствуют лучковые фронтоны, люкарны. Стены собора выкрашены в мягкий голубой цвет, а купола в серый. Главный купол Смольного собора шлемовидной формы, который венчает луковичная главка. Этот купол по размерам намного больше четырех второстепенных куполов. Четыре колокольни состоят из двух ярусов и имеют вогнутую форму. Каждая колокольня заканчивается луковичным куполом. Во втором ярусе колоколен расположились звонницы. Нижний фасад собора по своему великолепию больше похож на дворец – ажурный, будто парящий над землей. Четыре домовые церкви расположены по углам монастыря, они как будто встроены в стену. Каждая церковь имеет купол с крестом. Благодаря мастерству архитектора создается необычная иллюзия: по мере приближения к собору кажется, что он как будто бы уменьшается в размерах, при этом не теряя своего величия. Особое внимание стоит уделить кованной ограде, окружающей монастырский комплекс. Это настоящее произведение искусства, созданное архитектором Стасовым, который и заканчивал строительство собора.

выставочный зал Смольного собора

Собор в наши дни

Свою вторую жизнь Смольный собор (Петербург) получил в 2009 году. Двадцать четвертого мая здесь после длительного перерыва был совершен первый молебен, который провел епископ Гатчинский Амвросий. А уже через год собор распахнул свои двери для прихожан. В нем снова стали проводить богослужения. Но часть здания собора все еще принадлежит городским властям. Здесь проводят концерты классической музыки. Устраивают выставки.

Концертно-выставочный комплекс

Благодаря удивительной акустике концертный зал Смольного собора всегда полон. Здесь проходят концерты органной музыки, концерт Антонио Вивальди «Времена года», концерт Сергея Прокофьева, звучит танцевально-фольклорная музыка. По воскресеньям проходят концерты для семейного посещения. На сцене собора регулярно выступает камерный хор. Обязательно стоит посетить выставочный зал Смольного собора. Здесь проходят выставки, представляющие культуру и быт народов, населяющих Ленинградскую область, историю ее городов и великих людей. На фоне выставок проходят конференции, семинары, круглые столы.

концертный зал Смольного собора

Смольный собор. Адрес

Место расположения: г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 1-3.

Ближайшая станция метро – "Чернышевская". Но пешком от станции идти довольно-таки далеко, транспорт ходит плохо. Потому лучше доехать до станции "Площадь Восстания". Выйдя из метро, повернуть налево по Лиговскому проспекту. Дойти до БКЗ "Октябрьский". Здесь сесть на маршрутное такси № К-76, доехать до пл. Растрелли.