«Брожу ли я вдоль улиц шумных…»: анализ элегии А.С. Пушкина
Человеку свойственно задумываться над тем, для чего он пришёл в этот мир, о своём предназначении в нём, что значат жизнь и смерть, что стоит там, куда мы не можем заглянуть. У А. С. Пушкина эти вопросы в произведениях повторяются многократно. Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», анализ которого будет предложен ниже, не составляет исключения.
История создания
В 1929 году 26 декабря было создано новое произведение поэта. Оно начиналось с других строф: «Кружусь ли я в толпе мятежной…». Лирический герой в ней говорил, что везде его преследуют мысли о неизбежной смерти. Затем автор переписал его, и в окончательной редакции оно стало звучать так, как мы знаем его теперь: «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Анализ его мы и начинаем. Оно было опубликовано в 1930 году в «Литературной газете», и в нем нет подобной прямоты. Он только утверждает, что везде предаётся мечтам.
Литературное направление
Рассмотрим подробнее произведение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Анализ его с неизбежностью указывает на то, что жанр, в котором написаны эти строки, – элегия, поскольку это стихотворение является эмоциональным итогом философских рассуждений о неизбежности смерти и бренности бытия. Пять строф посвящены этим раздумьям, которые в конце концов примиряют лирического героя с неотвратимостью. Поэтическая мысль приводит его, еще молодого человека, которому ещё не исполнилось 30 лет, во время рождественских праздников (отсюда и улицы многолюдны), к предопределенности смерти, с которой надо смириться.
Композиция, основная мысль, тема и лирический герой элегии
Стихотворение состоит из восьми строф, и его можно разделить на две равные части. Лирический герой в первой части элегии нигде не может отвлечься от мыслей о смерти.
Всё, что он видит: толпы людей на шумных улицах, их множество в храмах, беспечных юношей, среди которых он сидит, – всё ему говорит, что их мир закономерно подойдет к концу и чей-то час уже близок. Только вековой дуб переживет всех, или младенец, которому жизнь пока улыбается, имеет надежды на её продолжение. Каждый вновь родившийся малыш и могучее древо являются залогом жизни на Земле. Лаская младенца, лирический герой размышляет о том, что ему самому суждено истлеть, а ребёнку – время расти и цвести. Именно об этом печальная элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных …», анализ которой - наша цель.Во второй части, которая начинается с пятой строфы, лирический герой рассказывает нам, что каждый год он привык провожать мыслью о смерти, которая непременно настанет.
Для него остро стоит вопрос: где именно? Произойдет ли это в странствиях по суше или по морю? А может быть, в бою или даже в соседней долине? Где подстерегает его смерть? Какое место примет его прах?В седьмой и восьмой строфах оказывается, что лирическому герою это совсем небезразлично. Он хотел бы почить только на милой Родине: пусть тленное тело к этому безучастно, как и вечно прекрасная равнодушная природа. Мы продолжаем проводить анализ по плану.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» - элегия А. Пушкина, темой которой служит рассуждение о неизбежности смерти. Печально и безотрадно, что жизнь каждого конкретного человека имеет свой предел, но главная мысль состоит в том, что этот конец не означает торжество смерти. Жизнь никогда не закончится. Она продолжится в новых поколеньях, которые придут на смену старым, и в красоте природы, которая продолжит равнодушно всем сиять. Размышления о смерти только подчеркивают прелесть жизни для лирического героя.
Стихотворный размер
Проводя анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», нельзя не остановиться на средствах художественной выразительности, которые использовал автор. Для написания элегии А. Пушкин использовал четырехстопный ямб с пиррихиями и перекрёстной рифмой. Благодаря этим средства мы видим стремление поэта обрести душевный покой и гармонию.
Художественные образы
В произведении противопоставляется жизнь смерти. Это выражено метафорами и эпитетами.
К жизни можно отнести следующие: «шумные» улицы, храм «многолюдный», «бездумные» юноши, «уединённый» дуб, предел «милый», «младая жизнь», вечная краса, «милый» младенец. Метафорой жизни является обращение к младенцу: ему – время цвести, а лирическому герою – тлеть. Для смерти использованы другие эпитеты: «вечные» своды, «забвенный» век, «охладелый» прах, тело «бесчувственное», вход «гробовой», природа «бесчувственная».Когда поэт называет юношей безумными, то он хочет подчеркнуть, что каждый человек должен думать не только о радостях жизни, но и мыслить о неизбежно грядущей смерти. Этим он раскрывает идею элегии: научиться сопоставлять каждый прожитый день с думой о смерти.
Для придания бо́льшей значимости эпитетам автор использует приём инверсии. Каждый эпитет он ставит после существительного, которое хочет особо выделить. Олицетворения и метафоры объединены движением быстротечной жизни к смерти, то есть к вечности. Элегия написана высоким стилем, который является традиционным для этого жанра.
На этом можно закончить разбор стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» Анализ кратко был нами произведен.
Похожие статьи
- А. К. Толстой, "Средь шумного бала случайно": анализ стихотворения
- Почему в году 12 месяцев: долгий путь становления современного календаря
- Тесты на беременность «Я родился!»: отзывы клиенток и причины ложного результата
- Стихотворение Бунина "Слово": анализ и история написания
- Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева Ф. И. - характеристика и интересные факты
- «Из Пиндемонти»: анализ стихотворения А. С. Пушкина и характеристика
- Александр Пушкин, "Узник": анализ стихотворения