«Из Пиндемонти»: анализ стихотворения А. С. Пушкина и характеристика
Стихотворение «Из Пиндемонти» было создано в поздний период творчества поэта. В нем А. С. Пушкин пишет о том, что он невысоко ценит те права, которые занимают других, – возможность создавать законы, «оспаривать налоги». Великому русскому поэту нет дела до того, оспаривает ли цензура произведения писателей – ведь все это лишь «слова».
Название
Начать анализ стихотворения «Из Пиндемонти» можно с рассмотрения его названия. Замысел его возник у А. С. Пушкина на даче под Петербургом, в 1836 году. литературоведы считают, что отсылка к итальянскому поэту Пиндемонте в стихотворении является не более чем мистификацией. Александр Сергеевич воспользовался его именем в качестве прикрытия с той целью, чтобы его стихотворение было издано. Исследователи творчества великого русского поэта пытались найти сходство в работах малоизвестного в свое время Пиндемонте Ипполито и Пушкина, однако не сумели. Поэтому факт намеренной отсылки к творчеству этих поэтов является подтвержденным.
В анализе стихотворения «Из Пиндемонти» можно упомянуть, что изначально произведение было названо «Из Альфреда Мюссе». Чтобы произведение было напечатано, от этого названия пришлось отказаться. Ведь в июле 1830 г. во Франции вспыхнула гражданская революция. Царь Николай не желал, чтобы информация о ней распространялась по стране, поэтому стихотворение не было бы пропущено цензурой. В конечном счете великий русский поэт решил воспользоваться именем Ипполито Пиндемонте.
Композиция
Продолжим анализ стихотворения «Из Пиндемонти» рассмотрением его композиции. Произведение можно условно разделить на две части, в обеих из которых автор рассказывает о своих жизненных ценностях. Поначалу он отрицает роль общественных институтов, ролей, которые считаются в обществе важными. В ней поэт говорит о войне, налогах, цензуре. Первая часть резюмируется в 9-м стихе – «Все это, видите ль, слова, слова, слова…». А. С. Пушкин выделил курсивом троекратно повторенное слово – это аллюзия на шекспировскую цитату из «Гамлета». В следующей части поэт будет утверждать, что именно дорого для него в противовес этим «свободам».
Вторая часть
Мы видим, что разбор стихотворения – это непростая задача для учащегося. Иногда школьнику бывает необходимо подготовить анализ стихотворения Пушкина «Из Пиндемонти» по плану. В таком случае стоит кратко описать содержание двух частей стихотворения, его смысл, а также художественные приемы в каждой из частей. Во второй части читатель имеет возможность узнать о позитивных ценностях поэта. Стоит отметить, что здесь встречается фраза, которую можно назвать афористичной: «Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…». Как показывает анализ стихотворения «Из Пиндемонти», в этой части произведения мы видим позитивную программу – великий русский поэт описывает то, что для него действительно важно и ценно.
Антитеза
Противопоставление позитивного и негативного – это черта, которая свойственна всему каменноостровскому циклу его произведений. А. С. Пушкин прямо утверждает, что власть не изменить, она всегда останется властью, какой бы облик ею ни был принят. В анализе стихотворения Пушкина «Из Пиндемонти» школьник должен подчеркнуть, что поэт считает самым главным для человека свободу, преклонение перед Божественным замыслом и природой. В этом произведении нет христианского смирения. Скорее наоборот, оно представляет собой своеобразный свод заповедей свободного человека, тех ценностей, которые могут быть сопоставлены с теми, которым следовали в свое время святые.
Ценности лирического героя
В своем произведении А. С. Пушкин утверждает одно из самых основных прав каждого человека, которое не могут отнять у него ни правительство, ни общество, – речь идет о праве на свободу как духовную, так и физическую. Все остальные права превращаются в бессмыслицу без этого, основного, права. Лирический герой произведения видит свою цель в том, чтобы быть самим собой, иметь возможность восхищаться природными красотами, а также великими произведениями искусства.
Осторожность поэта
Продолжая анализ стихотворения Пушкина «Из Пиндемонти», можно упомянуть, что в этом стихотворении проявляется отличие в понимании поэтом таких ценностей, как свобода, равенство, демократия. Если в своих ранних произведениях великий русский поэт был склонен отрицать всякий вид рабства и выступал за то, чтобы самодержавие было упразднено, то теперь он отрицает далеко не все. Например, поэт не склонен сносить «трон», как это произошло во Франции. И так же Пушкин далек от любых политических лозунгов. Со временем он стал намного более осторожным в высказываниях и не спешит одеваться в «демократические» одежды.
Убеждения поэта, сформировавшиеся к концу жизни
В 1836 году Пушкин так высказывался обо всем происходящем во Франции и о том, что может быть желательно для России: «Народ властвует со всей отвратительной властью демократии. В нем все признаки невежества». Поэтому внимательный читатель обратит внимание на строки: «Зависеть от царя, зависеть от народа – не все ли нам равно?». За этими словами стоят истинные убеждения поэта, к которым он пришел к концу своего пути. Есть немало причин, по которым Пушкина отталкивает демократия: это презрение к высокому, к духовной культуре, неуважение к истории, неверно понятое равенство, которое отрицает и отталкивает талант и искусство – это в точности подтвердилось после Великой Октябрьской революции. Все привлекательные лозунги – власть народа, равенство – являются всего лишь «словами». А стоит за ними банальное желание захватить власть.
«Из Пиндемонти»: анализ стихотворения по плану
План анализа данного произведения может быть таким:
- Название, автор.
- История создания. Связь произведения с личными воззрениями А. С. Пушкина.
- Художественные приемы – риторический вопрос, метафора, эпитеты.
- Стихотворный размер.
- Образ лирического героя.
- Впечатление учащегося от стихотворения.
Художественные средства
В произведении великий русский поэт активно использует прием отрицания – «не ропщу», «не гнуть». Также можно встретить и олицетворение – например, это фраза «громкие права». Есть и метафора – «кружится голова». Немало в произведении эпитетов – «сладкая участь», «божественные красоты». В стихотворении читатель может наблюдать приемы многосоюзия, перечисления, а также риторический вопрос. Поэт для создания этого произведения использовал русский александрийский стих – шестистопный ямб, аналогичный французскому.
Лексика
Если нужно подготовить анализ стихотворения Пушкина «Из Пиндемонти» кратко, можно перечислить основную идею произведения, художественные средства, а также лексические особенности. В первой части стихотворения слово «права» употребляется поэтом вместе с эпитетом «громкие» - это придает произведению явно иронический оттенок. Они никак не прельщают лирического героя.
У него нет желания оспаривать налоги или же мешать правителям воевать между собой. И оценка таких действий поэтом – «сладкая участь», в которой он не нуждается. В смысловой динамике читатель может увидеть движение от возвышенной лексики к более приземленной, разговорной. Если сначала фигурируют такие слова, как «боги», «царям», то в последующих строках появляются уже просторечия – «морочит олухов», «стесняет балагура».
Похожие статьи
- А. С. Пушкин, "К морю": анализ стихотворения, история создания
- А. С. Пушкин, "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...": анализ стихотворения, год написания
- Аллюзия - это... Употребление аллюзии в речи
- Пушкин, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Подведение итогов
- Поэма "Демон" (Лермонтов): краткое содержание, анализ
- Пушкин, «К Чаадаеву»: анализ стихотворения, главная мысль
- Краткий анализ стихотворения "Арион" Пушкина А. С.