Аэробус - что это такое? Характеристики пассажирского самолёта
Многие люди, даже те, которые никогда не путешествовали самолетами, часто слышали такой термин, как «аэробус». Что это такое? На этот вопрос мы постараемся ответить в нашей статье. Само слово airbus - английское. Оно состоит из двух составляющих. Air означает воздух, а bus - автобус. Сложив два слова вместе, получаем полное значение термина. Но как автобус может двигаться по воздуху? Понять это можно только тогда, когда изучишь историю термина. А она, в свою очередь, началась чуть ли не на заре воздухоплавания человечества.
Пассажирский аэроплан
Странно, но у этого английского термина, тем не менее, русская родословная. Еще до Октябрьской революции, то есть в начале ХХ столетия, академик и выдающийся ученый в области авиации Б. Н. Юрьев ввел в обиход слово «аэробус». Что это такое? Академик считал авиацию не простым увлечением людей воздухоплаванием. Он предвидел, что вскоре полеты станут коммерческими. Вот он и предложил брать на борт аэропланов большое количество пассажиров. Но, увы, термин не прижился. Вернее, он канул в Лету вместе с эпохой аэропланов. На долгое время об аэробусах все забыли. И вот в середине 60-х годов прошлого столетия термин вновь возник на устах пилотов и пассажиров. Но значение его кардинально изменилось.
Метаморфоза термина
В середине ХХ века появились маленькие самолетики, призванные совершать рейсы на короткие дистанции (250-300 километров) с небольшим количеством пассажиров на борту (10-20 человек). Грузового отсека в таких легких машинах попросту не было. Багаж пассажиры размещали прямо в салоне. Что это такое – аэробус 60-х? Это был поистине «воздушный автобус». Он совершал по дороге массу остановок-приземлений. Пассажиры приходили со всем багажом и размещали его где придется. Иногда крупные чемоданы просто складировали в хвостовой части самолета. Да что говорить: в некоторых аэробусах даже билеты продавали уже в салоне. И, конечно же, как и в наземных автобусах, на таких рейсах пассажиров не кормили и не поили. К слову сказать, условия на борту были самые спартанские. Но пассажиры не жаловались. Ведь весь рейс между остановками продолжался максимум час. Но машина не набирала высоту, поэтому пассажиры страдали от турбулентности… Совсем как в пригородном автобусе, который едет по грунтовой дороге среди выбоин.
70-е годы. Аэробус - что это такое?
Прошло еще десять лет, и требования гражданской авиации полностью поменялись. Теперь в моде были не перемещения на короткие расстояния, а длительные рейсы. Они окупали себя только в том случае, если на борт самолета помещалось большое количество пассажиров. Теперь термином «аэробус» стали называть большие самолеты с широким фюзеляжем. Они летали на средние расстояния. А самолеты-гиганты, осуществляющие трансатлантические рейсы, стали именовать «супераэробусами». В начале 70-х была создана и авиастроительная компания «Эйрбас Индастри», которая занималась исключительно изготовлением таких крупных машин. Она и запатентовала термин airbus для своей продукции. Первый самолет «Аэробус» сошел с конвейера в 1972 году. Это была машина марки А300.
Современное понятие аэробуса
Даже сейчас под термином airbus часто подразумевают не только лайнер завода «Эйрбас Индастри», но всякий широкофюзеляжный самолет, способный принять на борт большое количество пассажиров и совершающий дальние рейсы. Например, в России так называют новые модели ИЛ (86 и 96), в Украине – «Мрию». Но размеры и способность преодолевать большие расстояния – не главное. Современный самолет-аэробус обязательно обладает повышенным комфортом обслуживания пассажиров. Даже в экономклассе спинка переднего сидения оснащена монитором. На борту можно смотреть фильмы, слушать музыку, пользоваться интернетом. Между креслами в салоне аэробуса есть два прохода, а не один. Как правило, грузовой отсек в таких самолетах больше обычного. Некогда считавшийся большим А300 перестал выпускаться в 2007 году. И сейчас его заменили более крупные и вместительные модели. На вооружении крупнейших авиакомпаний мира находится уже третье поколение аэробусов – А320, А330-200 и А330-300. У них немного различная конфигурация. Но всякий раз авиастроительная компания стремится улучшить комфорт пассажиров.
Салон аэробуса (на примере А330)
В зависимости от пожеланий авиакомпании-заказчика, самолеты выпускаются одного класса, двух и трех. Соответственно, одна и та же модель лайнера может вмещать как 440 мест, так и 302, и 296. Это происходит потому, что расстояние между рядами кресел в бизнес-классе и стандарте больше, чем в экономклассе. Стоит ли говорить, что лучшие места аэробуса расположены в носовой части самолета? Но там размещается и бизнес-класс. В нем два сидения в ряду вместо трех. Спинка кресла откидывается на 180 градусов, и пассажирское место превращается в полноценную кровать. Но даже если вы летите в экономклассе, есть несколько хитростей, которые нужно знать при бронировании мест. Если вы путешествуете с маленьким ребенком, то лучше заказывать 11-й или 29-й ряд. Там есть отдельно выделенные места для коляски. Если вы хотите наблюдать за пейзажем через иллюминатор, то ни в коем случае не заказывайте 15-й ряд – окошка там нет. В 27-м и 28-м рядах спинки кресел не откидываются в полной мере. А начиная с 41-го, фюзеляж самолета сужается. А потому и сидения тоже не такие широкие, как везде в салоне. Поэтому, если вы тучный человек, избегайте хвостовой части самолёта.
Похожие статьи
- Турецкая авиакомпания Onur Air: отзывы пассажиров
- Авиакомпания Air Arabia: отзывы, маршрутная сеть, флот
- "Аэробус А380": фото, салон и характеристики
- Авиакомпания Aegean Airlines: отзывы пассажиров, общая информация, парк самолетов
- Самолет "Боинг 747": вместимость пассажиров, лучшие места
- Самый безопасный в мире самолет: рейтинг надежности
- Ил-86 - символ расцвета советской пассажирской авиации