Ил-86 - символ расцвета советской пассажирской авиации
В течение двух послевоенных десятилетий, единственная советская авиакомпания гражданской авиации «Аэрофлот» обходилась самолетами, которые в основном представляли собой приспособленные для перевозки пассажиров бомбардировщики или транспортники. Так уж получилось, что главным направлением отечественной промышленности было военное, а остальное производилось по остаточному принципу, и это касалось не только авиации.
Новое время – новые самолеты
Но вот в конце шестидесятых «Аэрофлот» изъявил желание иметь в своем самолетном парке машины комфортные, экономичные и способные преодолевать большие расстояния с высокой скоростью, что так необходимо для нашей огромной страны. А бомобовоз как ни переделывай, фюзеляж у него все равно остается хищно-узким, и требования к расходу топлива совсем другие. Итак, ТЗ, представленное Министерством Гражданской Авиации, вкратце можно сформулировать так: везти нужно от 250 до 350 человек на расстояние в несколько тысяч километров, чтобы из Москвы в Читу, например, без посадки. И чтобы комфорт был, как в американском Дугласе ДС-10, не хуже. И скорость – околозвуковая, 0,8 м примерно. Экономичность нужна тоже, керосин нынче дорог. И еще: ВПП под новый лайнер перестраивать слишком дорого, пусть садится на те, что есть. Вот так, в основном, все.
Сказано – сделано
КБ им. Ильюшина, получившее правительственное задание, взялось за дело. Рассматривались различные варианты снижения расходов на опытно-конструкторские работы. Опыт был: флагман «Аэрофлота» Ил-62 пользовался устойчивой репутацией комфортабельного лайнера, однако увеличить его вместимость до требуемой величины не получалось. Остановились на новой для отечественного авиапрома схеме широкофюзеляжного моноплана с низкорасположенным стреловидным крылом и четырьмя мотогондолами. Проект получил название Ил-86.
Технические решения
Самой сложной задачей оказалось обеспечение возможности эксплуатации столь тяжелой машины со взлетных полос класса «Б», рассчитанных на относительно легкие летательные аппараты. Для ее решения потребовалось крыло с очень высокой степенью механизации, и при этом довольно тонкое. Кроме того, при проектировании Ил-86, было принято решение о дополнительной, третьей основной стойке шасси, такая схема снижала удельную нагрузку пневматиков на грунт. Важным условием, учтенным инженерами КБ, стали международные требования к перевозке багажа, а также к безопасности пассажиров и удобству их входа-выхода. Количество дверей было увеличено до трех. В салоне Ил-86 установлено три ряда удобных кресел, по три в каждом, с более широкими, чем в зарубежных аналогах, проходами между ними.
На уровне мировых стандартов авиаперевозок
В воздух новый лайнер подняли в конце 1976 года, осенью 1977 он был представлен широкой публике в Ле-Бурже. В год Московской Олимпиады самолет Ил-86 начали эксплуатировать на линии «Ташкент-Москва». Результатом практической проверки работы ОКБ Ильюшина заказчики остались довольны, рентабельность авиаперевозок существенно возросла, а реконструкция аэропортовской инфраструктуры не потребовалась. Комфорт в салоне Ил-86 оказался вполне на уровне мировых стандартов, а благодаря рациональному размещению кухонь на нижней палубе и буфетных стоек на верхней, скорость обслуживания пассажиров при приеме пищи увеличилась.
Символ расцвета советской пассажирской авиации
Более полусотни новых технологических приемов применены и освоены попутно в процессе ОКР. Они были использованы в антиобледенителях, топливной системе и средствах обеспечения безопасности. Новейшая навигационная аппаратура и техническая возможность установки более мощных двигателей как отечественных, так и импортных, расширяли модернизационный потенциал самолета Ил-86. Фото этого лайнера украшали многие буклеты, проспекты и календари, предназначенные для рекламы компании «Аэрофлот».
Похожие статьи
- Какой самый большой пассажирский самолет в мире?
- Аэропорт Абхазии. Информация для отдыхающих
- Самолет CRJ-200: технические характеристики и отзывы
- Аэробус - что это такое? Характеристики пассажирского самолёта
- Самолет Ил-62М: технические характеристики и фото
- Самолет АН-148. АН-148-100: технические характеристики и фото
- Флот "Аэрофлота": обзор