Максим Горький, "Несвоевременные мысли": краткое содержание
Он действительно чувствовал больше, чем показывал. В те страшные дни революции, когда Россия была охвачена хаосом, Максим Горький хотел сказать миру, что так жить нельзя. Говорят, если человек думает, о том, что нужно что-то менять, то он превращается в монстра, отбросившего свое отчаяние и стремящегося к переменам. Таким был и Горький. «Несвоевременные мысли» так и не стали гимном новому, послереволюционному миру, но каждый, кто читал эти публикации, чувствует – они написаны неравнодушным человеком. Человеком, который понимал, что происходит, но у него не было никакого оружия, кроме слов.
Создание
В литературоведении советской эпохи Горький представал перед общественностью непогрешимым и монументальным, его образ стал легендой. Но в период 1917-1918 гг. ему пришлось обнажить свое перо и написать ряд публицистических статей под названием «Несвоевременные мысли».М. Горький в них яро отстаивает свою точку зрения.
Публиковать статьи автор начинает в издании «Новая жизнь» с апреля 1917 года - после Февральской революции. Для писателя внешний мир был неразрывно связан с миром внутренним. Его братья по перу радостно приветствовали революцию. Горький же верил, что новый политический порядок потребует и нового состояния души. До революции только немногих можно было считать духовно-свободными людьми, и когда начались перемены, пришло время показать свои лучшие моральные качества.
До Октябрьской революции Горький всеми силами пытался найти оправдания для пробудившихся в человеке разрушительных сил. Это было время надежд и переживаний, период скорби и бессилия. Благодаря кровавой революции мы имеем возможность прочитать «Несвоевременные мысли» Горького, где автор радеет за свой народ и проклинает бессмысленную власть.
Структура
Статьи Горького «Несвоевременные мысли» сегодня объединены в одну книгу, что состоит из 66 глав. Печатаясь в газете, автор отказывался группировать их в хронологическом порядке. Он объединял публикации в соответствии с рассматриваемой проблемой. Так можно выделить основные темы, затронутые Горьким: проблемы революции, исторического развития России и культуры. В книге статьи идут не в том порядке, в котором печатались в газете, но все же составляют единое целое. Даже если подготовить краткое содержание «Несвоевременных мыслей» Горького по главам, то в конечном итоге получится обширная статья, где смешаны отрывки из разных разделов.
Во время написания автор часто ссылался в одной публикации на другую. Таким образом он усиливал свои аргументы и объединял в единое целое разбросанные фрагменты мыслей. К примеру, в 38 главе книги (в газете это была 16-я статья) он пишет о разрушительных характеристиках революции и, говоря, что не хочет их перечислять, ссылается на уже вышедшие публикации, в которых было о них упомянуто не раз. Что ж, теперь можно приступать к краткому содержанию «Несвоевременных мыслей» Горького.
Народ русский
В своих заметках Горький высказывает личное мнение о войне, революции, судьбах людей, которые целиком и полностью зависят от культуры и знаний. Его смелые высказывания, полемика, противоречащая государственному аппарату правления, стали причинами того, что газету закрыли. Но слова Горького уже были написаны, пускай и не в полном объеме, но они прозвучали и продолжают звучать.
Первое, что отмечает автор – свержение романовской династии. Это было началом, первым шагом на пути к полной победе. И эту победу можно было достичь, если развивать культуру и демократизированные знания. Силой страны должен стать человек, а его оружием – культурность и духовность. В кратком содержании «Несвоевременных мыслей» Горького стоит отметить, что он считал опасными людей безграмотных и социально невоспитанных. Для страны, для русского народа нужны творческие силы, что необходимы в период трансформации, как хлеб и воздух.
Лютые враги
Перед лицом культурного и организованного врага Россия беспомощна. И война обнаружила это угасание духа. Те, кто говорил о спасении Европы от оков цивилизации культурой, быстро умолкали. Как пишет Горький: «Дух истинной культуры оказался невежественным смрадом из эгоизма, лени и беззаботности». Если народ не может отказаться от насилия над человеком он никогда не станет свободным. Неважно, сколько раз будет меняться власть, практикующие насилие навсегда останутся его заложниками.
Нужно воспитывать в себе отвращение к убийству и бороться, ежедневно бороться с лютыми врагами – глупостью и жестокостью.
Правда и зверства
Также в статьях Горького «Несвоевременные мысли» есть размышления о правде. Автор считает ее самым настоящим искусством, которое так трудно постичь. Для обычного обывателя правда неудобна и неприемлема. Он согласится с ложью, которая ему подходит, и никогда от нее не откажется.
Особое внимание в кратком содержании «Несвоевременных мыслей» Горького стоит уделить зверствам войны. В частности, вспомнить о том, что автор писал, когда на поле битвы забирали талантливую молодежь. Эти люди не знали воинской службы и не умели стрелять. В понедельник они впервые посетили стрельбища, а уже в среду их отправляли на фронт. Эти люди не умели защищать себя, они шли не воевать, а отправлялись на бойню. Горький сокрушается о глупом решении царской власти. Посылать на войну художников, писателей или музыкантов все равно, что сделать подковы из золота для ломовой лошади.
Война – это бессмысленное истребление людей, уничтожение плодородной почвы и время кровавого хаоса. И в этом виновны все. Стоит только представить сколько полезного могли бы сделать для страны убитые солдаты. Но как пишет автор: «Мы истребляем миллионы жизней и колоссальные запасы трудовой энергии на убийство и разрушение».
Культура
Дальше в кратком содержании статей Горького «Несвоевременные мысли» отмечается польза культурного развития. По мнению писателя, именно культура спасет русского человека от глупости. После революции у пролетариата появилась возможность заниматься творчеством. Но пока этот сегмент населения еще ограничен пережитками прошлого. Именно в пролетариате автор видит свою мечту - торжество справедливости и становление культурного человека.
Основным источником культуры Горький считает книгу. Она – чистый родник духовной пищи и знаний. Но в стране уничтожаются ценные библиотеки, а книгопечатание почти прекратилось. Автор пишет, что старая власть была бездарной, но инстинкт самосохранения подсказал ей, что ее злейший враг - это человеческий мозг. Поэтому она всеми средствами пыталась затруднить интеллектуальное развитие страны. Максим Горький активно призывает своих читателей возродить интеллектуальное, культурное и духовное наследие страны.
Разочарование
Позже Горький узнает, что даже после свержения монархизма в стране царит полное бесправие. Для новой власти представители старого режима были врагами, которых ожидали беспочвенные аресты и жестокое обращение. Едва закончилась революция, как люди начали проводить акты мародерства. Они опустошали винные погреба, а ведь запасы этого напитка можно было продать за границу, чтобы обеспечить страну необходимыми лекарствами, техникой и мануфактурой. Даже в кратком содержании «Несвоевременных мыслей» Максима Горького остро ощущается сильная обида на своих соотечественников, и все же автор ищет им оправдания.
Горький пишет, что большевизм не оправдал надежды некультурных масс и пролетариат не смог победить. Захват банков, лютый голод, невиновные люди заперты в тюрьмах. Революция не смогла принести духовное возрождение. «Нет яда более коварного, чем власть над людьми, это нужно помнить, чтобы власть не отравила нас».
Совет
В кратком содержании «Несвоевременных мыслей» Горького стоит упомянуть о совете автора, который он дает своим соотечественникам. Писатель говорит, что нужно пристраститься к изучению европейской культуры. Она поможет ошалевшему обывателю стать человечнее и научит самостоятельно мыслить. Анализируя революционные реалии, автор отмечает, что люди перестали видеть разницу между критикой и клеветой.
Революция дала «зеленый свет» свободе слова, которая невероятным образом превратилась в свободу клеветы. Не раз в прессе поднимался вопрос о том, кто виноват в разрухе России, и каждый публицист был уверен, что виновен его противник. Горький подчеркивает, что у людей совершенно неразвито чувство личной ответственности, каждый винит в своих бедах соседа. Только в культуре видит автор путь к спасению. Он презирает глупое невежество и все же любит своих соотечественников: «Самый грешный и грязный народ на земле, бестолковый как в Добре, так и во Зле. Опоенный водкой, изуродованный насилием. Но все же добродушный и, в конце концов, талантливый».
Осуждение
Даже в кратком содержании «Несвоевременных мыслей» М. Горького видно, как автор призывает людей любить свою родину. Призывает учиться, ведь истинная суть культуры заключается в отвращении ко всему грязному, порочному и лживому, что заставляет человека страдать и принижает его достоинство.
Горький осуждает деспотичные методы Троцкого и Ленина, что полностью прогнили от власти. При них нет свободы слова, а народ – это лишь механизм, что позволяет строить социализм. Вожди вели к гибели и революцию, и людей. По книжкам они знали, как можно поднять народ, но самого народа не знали никогда. Революция должна была принести демократию, а на деле стала эпицентром насилия.
Раб и вождь
В содержании «Несвоевременных мыслей» Горького говорится, что нет для раба большей радости, чем видеть своего владыку поверженным. Ему неизвестна та радость, что доступна человеку смышленому – быть свободным от чувства вражды. Словно из последних сил автор утверждает, что нет смысла жить, если нет веры в людское братство и уверенности в победе любви. Власть гнет свою линию и гордится тем, что повышается самооценка русского обывателя. Моряки гордо заявляют, будто за каждую их жизнь они станут отнимать тысячи жизней богачей. Естественно, убить проще, чем убедить. Никто не заботится о том, чтобы народ стал лучше, свободная печать находится под каблуком у власти и должна делать из озлобленного, звериного насилия не такую отвратительную реальность.
Тот, кто нужен миру
Только тот человек, что умеет любить и работать, нужен миру. Русские люди не любят работать, да и любить не умеют. Революция отбросила мораль и интеллектуальную энергию страны. Тех, кто принес много пользы для общества, сажают. В глазах вождей каждый россиянин «еще не человек», зато как красиво правительство украшает свои речи – «мы выражаем волю народа».
Единственное хорошее, что принесла революция – это равноправие евреев. Наконец люди, которые могут работать лучше, будут это делать. Горький изумляется тому, что евреи больше любят Россию, чем многие русские.
Выводы
Максим Горький считает, что для социально-эстетического воспитания народа этому самому народу нужно читать европейскую литературу, французские комедии и греческие трагедии. Он знает потребности рабочего класса, поэтому предлагает именно то, что они поймут и усвоят.
Горький уверен – нужно объединить интеллектуальные силы интеллигенции с силами молодых крестьян, только тогда можно будет возродить духовное богатство страны. Это есть истинный путь к свободе и культуре, над которыми политика не должна иметь власти. Ведь политика всегда отвратительна. Кто бы ее ни делал, ей всегда будут сопутствовать ложь, насилие, клевета. Автор взывает к каждому читателю, к его добрым началам, которые должны победить тьму. Только тогда возможна в стране демократия и свобода.
Вот такие они, "Несвоевременные мысли" Максима Горького. Он не до конца уверен в своей концепции и не раз пытался найти компромисс, на который согласятся даже власти. И все же о многих моментах он не смог умалчивать. Его страна и народ страдали, и он страдал вместе с ними, пытаясь достучаться до каждого своим единственным оружием – словом.
Похожие статьи
- "Старуха Изергиль" Горького: анализ, особенности и главная мысль
- Сергей Довлатов, "Компромисс": краткое содержание
- "Старуха Изергиль": анализ произведения, главные герои, задумка автора
- Максим Горький, "Макар Чудра": анализ, главные герои
- Повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот»: краткое содержание, смысл
- "Философский пароход" (1922 год): эмиграция интеллигенции
- Повесть "Степь" Чехова: краткое содержание