Джакомо Казанова: биография, семья, мемуары. Образ Казановы в культуре

0
0

Джакомо Казанова. Кому не знакомо имя известного своими любовными похождениями авантюриста, любителя путешествий? О них он написал в своих книгах, одна из которых является его автобиографией, полной любовных приключений, и носит название «История моей жизни». Она сделала его имя известным в веках.

Джакомо Казанова, биография

Кто такой Казанова?

Его имя стало синонимом выражению «женский угодник». Имена выдающихся политиков, деятелей церкви, поэтов и композиторов, таких как Гете, Моцарт, Вольтер, переплетаются в его книге с именем автора, говоря о том, что они оставили свой след в его жизни.

Так кто такой Джакомо Казанова? Великий ловелас и азартный игрок, талантливый человек и неординарная личность. Волею судьбы он объездил всю Европу, встречался со многими знаменитыми в то время монархами, общественными деятелями, писателями, поэтами и музыкантами.

Его таланты позволили бы ему стать великим в любой области: химии, математике, истории, юриспруденции, музыке, финансах. Он мог бы даже стать великим шпионом. Но он выбрал чувственные наслаждения, славу великого распутника. Образ Казановы в культуре до сих пор является весьма актуальным. О его жизни снимают фильмы, о нем написаны книги, самое главное – его помнят, этому в большей части способствовали его мемуары.

Мемуары Джакомо Казанова

Венеция XVIII века

Венеция во времена Джакомо Казановы считалась «европейской столицей наслаждений» и входила в число городов для обязательного посещения молодыми аристократами европейских стран, особенно она была популярной у жителей Великобритании. Правители Венеции, несмотря на свой консерватизм, не препятствовали этому, так как такого рода туризм приносил в казну немалые средства.

Здесь проходил знаменитый карнавал, работали игорные дома и большое количество молодых и прекрасных куртизанок. Именно в этой обстановке вырос знаменитый обольститель, она была для него питательной средой, он дышал ее воздухом.

Биография Джакомо Казановы. Детские годы

Родился он в Венеции в день Святой Пасхи, 02.04.1725, недалеко от церкви святого Самуила, где и был крещен. Его родители были актерами. Он был первенцем. Кроме него, в семье было пятеро детей: три сестры и два брата.

Отец его умер, когда Джакомо исполнилось восемь лет. Мать проводила время на гастролях по Европе. Семью Джакомо Казанове заменила его бабушка, Марция Балдиссера. Климат Венеции плохо влиял на здоровье мальчика, у него постоянно были носовые кровотечения. Врачи советовали вывезти ребенка в место с менее влажным климатом. Его отправляют в пансионат, который располагался в городе Падуе, находящемся на удалении от побережья. Он оставил в воспоминаниях мальчика горький след. Он воспринял это как сбывшиеся мечты близких, желающих избавиться от него.

Первым учителем маленького Джакомо Казановы был аббат Гоцци. Он обучал его наукам и скрипичному мастерству, поэтому, испытав весь кошмар, царивший в пансионате, мальчик упросил родителей отдать его на воспитание аббату. В 1734 г., получив согласие бабушки и матери, он стал жить в семье аббата Гоцци, проведя здесь три года, почувствовав семейную атмосферу.

Именно в этой семье он испытал неосознанные порывы первой любви. Они заставили его познать новые, раннее неизведанные ощущения. Причиной этому стала сестра Гоцци, Беттина, ласкающая хорошенького мальчика. Вскоре она вышла замуж, но он навсегда сохранил теплые чувства к ней и семье ее брата.

История моей жизни

Отрочество

Мальчик, несомненно, был наделен незаурядными данными, проявив при обучении острый ум. В возрасте 12 лет поступает в Падуанский университет, который через пять лет блестяще закончил, получив степень юриста. Он откровенно ненавидел эту специальность, жалея о том, что близкие не позволили ему поступить на медицинский факультет. Именно во время, проведенное в университете, он пристрастился к азартным играм. Эта пагубная страсть прочно вошла в его жизнь и принесла много неприятных моментов.

После окончания университета он вернулся в Венецию, где поступил к адвокату Мандзони в качестве церковного юриста. Здесь он принимает постриг и патриархом Венеции посвящен в послушники. Джакомо Джироламо Казанова превратился в статного и красивого юношу с великолепными карими глазами и с черными тщательно завитыми и припудренными волосами.

К этому времени он имел покровителя Алвизо Малипьеро, которому уже стукнуло 76 лет. Это был высокопоставленный вельможа. С его помощью он научился вести себя в высшем обществе, обучился хорошим манерам и приобрел лоск светского человека. Но старый покровитель оказался весьма ревнивым, а застав Джакомо со своей пассией, актрисой Терезой Имер, выгнал обоих. В это время в жизни юноши играли большую роль женщины. Казанова делал первые шаги в роли обольстителя, по его словам, он понимал, что прекрасный пол – его призвание.

Образ Казановы в культуре

Вступление во взрослую жизнь

Церковная карьера Казановы не удалась, скандалы преследовали его. Картежные долги привели Джакомо Казанова в тюрьму. Работая секретарем кардинала Трояно Д'Арагона и чувствуя себя довольно-таки необремененным, он удосужился впутаться в скандал двух любовников, за который и был уволен. Церковная карьера для него была окончена.

Не найдя себе иного применения, Джакомо приобретает патент офицера Венецианской республики. Но и в этом положении он остался прежним Казановой, заказав у портного потрясающий белый мундир с синим передом и золотыми эполетами. Он приобрел длинную саблю. В руке у него была тонкая трость. Своим видом он желал произвести впечатление на весь город.

Но жизнь военного быстро наскучила Казанове. Его не устраивало медленное движение по службе, он проиграл большую часть военного жалования. Приняв решение оставить службу, поступает скрипачом в театр Сан-Самуэле. Осознавая, что этот путь не самый благородный, внушает себе, что служит высшему искусству, что посредственности, не понимающие этого и относящиеся к нему с презрением, не достойны его внимания. Он быстро перенял все манеры своих опустившихся коллег и с удовольствием участвовал во всех скандальных пьянках и развлечениях.

Джакомо Казанова

Любимец фортуны

Он прекрасно понимал всю пагубность разгульной жизни, недовольный поприщем музыканта, но не видел иного пути. Но судьба не оставила его, послав ему счастливый случай. Недаром он сожалел, что не стал врачом. Как мы видим из мемуаров Джакомо Казанова, однажды он оказался в одной гондоле с сенатором Джованни ди Маттео Брагадину, который возвращался со свадьбы, и его прямо в лодке хватил удар. Джакомо, помня свои увлечения медициной, спасает его.

Сенатор не забыл о юноше и, решив, что он обладает определенными задатками, принял решение продолжить его обучение оккультным наукам, так как он был каббалистом. Он усыновил Казанову. Так у юноши появился пожизненный влиятельный покровитель.

За грехами – наказание

Как можно увидеть из «Истории моей жизни», Казанова стал референтом сенатора. Он снова почувствовал вкус жизни, находясь под покровительством высокопоставленного патрона. Он одевался, как денди, живя, как дворянин. Добропорядочный сенатор старался сделать из него образованного человека. Но распутство, тяга к разгульной жизни и азартные игры не оставили его. Покровитель Джакомо неоднократно вел с ним беседы, пытаясь остановить его и предупреждая, что за его грехи обязательно придет наказание.

Это не остановило Казанову. Пророчество мудрого провидца настигло его. Однажды они веселой компанией решили отомстить общему врагу и разыграть его. Для этого пошли на святотатство, выкопав труп недавно умершего и подбросив его своему недругу, которого от увиденного парализовало. Разразился большой скандал, следом за этим его обвинили в изнасиловании. Джакомо ждала тюрьма. Его обвинили в распутстве, богохульстве и чернокнижии. Он сбежал из Венеции в Парму.

Джакомо Казанова, цитаты

Путешествия Казановы

Весь 1749 год он провел, путешествуя по Италии и ведя прежний образ жизни. С тяжелыми чувствами он возвращается в Венецию, где, выиграв большие деньги в карты, принимает решение поехать в грант-тур и отправляется в Париж. Его поездку сопровождают амурные приключения, кутежи. В Лионе он вступает в масонскую ложу, завороженный тайными ритуалами. В нее входили люди с развитым интеллектом и большими связями. Это впоследствии помогло ему. Джакомо также вступает в общество «Розы и креста».

Он прожил в Париже два года. Выучил французский язык, вошел в круг французской аристократии, но его бесконечные кутежи и любовные приключения привлекли внимание полиции. Творчество Казановы пополнилось новыми произведениями. Он перевел на итальянский язык книгу Каюзака «Зороастр», которую в Дрездене поставила итальянская труппа, в которой играли его мать, брат и сестра.

Воодушевленный этим, он написал собственные пьесы «Фессалийки, или Арлекин на шабаше» и «Молюккеида». Одна из них была поставлена в дрезденском королевском театре. Он путешествовал по Германии, Австрии. Но моральный климат этих стран был ему не по нраву.

Он возвращается в Венецию, где с головой уходит в разнузданную жизнь. Пьянки, кутежи, необъяснимые выходки сделали количество его врагов еще большим. Дело дошло до инквизиции. Даже его покровитель, сенатор Брагадин, счел необходимым предупредить его о быстром побеге из Венеции. Но было поздно.

Джакомо Казанова, семья

Заключение и побег

В 1755 году он был заключен в свинцовую тюрьму, находящуюся на верхнем этаже в восточном крыле дворца Доджей, из которой не было ни одного побега. Здесь содержали высокопоставленных политических преступников. Его обвинили в преступлении против веры, так как нашли у него, как он пишет в своих мемуарах, книгу Зогар. Он, не без помощи своих покровителей, совершает побег. После этого, переправившись на гондолах на материк, он отправился в Европу.

Снова Париж

Прибыв во второй раз в Париж, Казанова решил вести себя предусмотрительнее. Он привлек все свои физические и духовные дарования, чтобы войти в круг в высокопоставленных граждан. Прежде всего нашел себе покровителя. Им стал старый знакомый де Берни, сделавший карьеру и ставший к тому времени министром иностранных дел. Он посоветовал Казанове найти денежные средства для правительства. Способ быстро был найден. Джакомо организовал лотерею. Использовав все свои таланты, он сумел продать все билеты, выручив при этом немалые деньги.

Он, пустив в ход свои знания по оккультизму, привлек к себе больше внимания. Представлялся алхимиком и розенкрейцером. В круг его общения входили Жан-Жак Руссо, Даламбер, мадам де Помпадур, Сен-Жермен. После удачно проведенной лотереи, во время ведения семилетней войны, ему была поручена тайная миссия – реализовать в Голландии, которая в то время была финансовым центром Европы, государственные облигации Франции.

Он это блестяще выполнил, получив при этом солидный куш, на который приобрел во Франции шелковую мануфактуру и предложение от правительства получить гражданство Франции и работать на министерство финансов с последующей пенсией и титулом. Но он отказался. Бизнесмен из него тоже не получился, так как женщины Казанову по-прежнему интересовали больше всего. Крупную часть своего состояния истратил на любовные интрижки со своими работницами, превратив их в свой гарем.

Джакомо Казанова, тюрьма

Опять в бега

За долги Казанова снова был арестован и помещен в тюрьму Форлевек, откуда его вызволила маркиза д’Юрфе. Покровителя его уволили со службы, долги росли, и он решил опять отправиться с тайной шпионской миссией в Голландию. Но судьба отвернулась от него. Казанова пустился в бега и поехал в Германию, в Кельн и Штутгарт, где его снова едва не арестовали за долги. Он бежит в Швейцарию.

Годы и финансовые неудачи заставили Казанову задуматься об уходе в монастырь, но новая пассия вернула его жизнь в прежнее русло. Он принял решение продолжить свое путешествие и посетил Вольтера и фон Галлера, а также некоторые города Франции и Италии. Его повсюду сопровождали женщины. Казанова остался верен своей страсти. С 1760 года он стал называться шевалье де Сенгальт.

Годы странствий, любовных похождений не прошли без следа. Он заразился венерическим заболеванием, что окончательно подточило его силы. Вернувшись в Венецию, он застал в живых своего покровителя Дандоло, который поселил его у себя. Он пытался издать свои труды, но финансовое положение не позволило ему сделать это.

В Венеции он не находил удовлетворения. На азартные игры у него не было денег, женщины, которые его привлекали, не интересовались им, не было хороших знакомых, с которыми он желал бы проводить время. Бурные годы молодости оставили след на его лице. Если его тело все еще хранило черты Апполона, то на лице, по воспоминаниям современников, отразились его пороки. Жил он на средства инквизиции, выплачивающей их за шпионаж за гражданами. Он просто собирал сплетни, передавал разговоры и иные сведения.

Вскоре он получает известие, что из-за его сатирических публикаций, которые горожане растащили на цитаты, Джакомо Казанова может быть арестован или изгнан. Над ним нависла угроза изгнания или даже ареста, так как он задел в них одного из патрициев. Он решается снова покинуть Венецию.

Последнее пристанище в Богемии

Годом ранее он познакомился с каббалистом, графом фон Вальдштейном, с которым они сошлись во взглядах. Он стал смотрителем его библиотеки в замке Дукс (Духовицкий замок в Чехии), это давало безопасность и хороший заработок. Творчество Джакомо Казановы здесь было единственной отрадой. Граф не стал его другом из-за большой разницы в возрасте, многие домочадцы недолюбливали желчного старика. Изредка он посещал Вену и Дрезден, и это приносило ему некоторое удовлетворение. Но годы, проведенные в замке, были самыми плодотворными.

Он умер в возрасте 73 лет вдали от любимой Венеции, оставив после себя более 20 произведений, но главной его работой были мемуары «История моей жизни», которые сделали его знаменитым на весь мир. В них 3 500 листов, 10 томов. Он их писал с особым чувством, лишенный всего, что он так любил. В непривычной и пугающей тишине Казанова заново переживал каждый миг своей жизни, перенося его на бумагу. Он работал над ними более 6 лет и оставил недоработанным.