Древние Афины: описание, культура, история
История Древней Греции разделяется на несколько основных периодов по главному центру развития культуры. Афины связаны прежде всего с классической культурной эпохой. Однако упоминание об этом городе встречаются и в связи с цивилизацией, развивавшейся гораздо раньше на острове Крит. Это знаменитый миф о Минотавре, в котором противостоящими сторонами были царь острова Крит Минос и сын царя Афин Эгея Тесей. Имеется связь с Афинами и в легенде о Дедале и Икаре. Потому интересно будет проследить историю развития Афинской культуры как с точки зрения мифологии, так и с точки зрения исторических фактов.
Кому владеть?
И начнем мы, а точнее уже начали, именно с мифологии, как наиболее важного в духовной жизни греков аспекта.
В преданиях точно не сказано, когда именно возникли Афины. Однако о первом властителе города в мифах есть яркое повествование. И это поверье о споре Афины и Посейдона. Кратко о том, в чем было дело и чем все закончилось. Спорили, разумеется, за власть над богатым портовым городом. Выиграть должен был тот, кто сделает дороже подарок его жителям. Посейдон стукнул своим трезубцем о землю, и оттуда забил ключ. Обрадовались горожане: с пресной водой здесь было очень непросто - не было ее почти, рядом только соленое море. Бросились к источнику и, о, ужас! Разочарование! Вода из него била тоже соленая...
Тогда Афина приступила к творению и вырастила оливковое дерево. А нет пресной воды, нет и растений. Но олива была весьма живуча и пригодна для местных природных условий. Ликовали горожане: и еда, и масло для различных нужд. Ну и зелень тоже. А в награду за столь бесценный подарок признали жители города Афину его властительницей. И имя дали в ее честь. Вот так и стал называться город - город богини Афины, или просто Афины.
Афиняне и критяне
Возвращаясь к истории с Лабиринтом Минотавра, мы приходим к самому древнему периоду греческой цивилизации, который также часто называют критским. Это время противостояния Крита и Афин в лице их властителей Миноса и Эгея. История возведения лабиринта на острове Крит для страшного чудища - получеловека, полубыка - сына Миноса, требующего себе на съедение человеческих жертв. Эти тела в качестве дани Миносу должен был выплачивать афинский царь Эгей. Для самого Эгея история с освобождением от страшной и позорной дани закончилась трагически. Напомню, он сбросился со скалы в море, узнав, что парус на возвращавшемся корабле остался черным. Это означало, что чудом обретенный сын его Тесей погиб в Лабиринте. В честь Эгея море стали называть Эгейским.
Трагичной была и судьба создателя Лабиринта Дедала - уроженца Афин, покинувшего родину из-за преследований по поводу случайной гибели его талантливого племянника, в убийстве которого Дедала обвинили. Во время бегства с Крита его взял под свою опеку Минос. В период пребывания у царя, Дедал построил знаменитый замок - Лабиринт. Поскольку Минос не хотел отпускать искусного мастера, тот решил бежать. Летевшие по небу на изготовленных из птичьих перьев и воска крыльях, Дедал и Икар так и не добрались до нового пристанища: Икар, поднявшись высоко к солнцу, упал и разбился о воду, а безутешный Дедал опустился на ближайшем острове, где и провел в горе остаток своих дней. Но память о нем осталась жить в созданных им творениях в родных Афинах.
Афины и Троя
Следующий период греческой культуры, после гибели Критской цивилизации от наводнения, произошедшего из-за землетрясения на соседнем острове Фера, мифы древних греков связываю с периодом Троянской войны, в которой против малоазиатского города, входившего тогда в территории греческих земель, участвовало множество полисов Древней Греции, в том числе и Афины. В истории этот период называют Микенским - по главному культурному центру цивилизации Микенам.
Но вернемся к мифам. Младший сын царя Трои Приама Парис, тогда еще простой пастух, был избран Зевсом в качестве судьи в споре трех богинь за звание прекраснейшей. Знаменитое яблоко раздора он вручил Афродите, разгневав тем самым могущественнейших Афину и Геру. И они не забыли оскорбления, встав несколько позже на сторону ахейского войска.
Парис же, умыкнув из Спарты у царя Менелая его жену - прекрасную Елену, любовь которой даровала ему в награду Афродита, - увез ее в родную Трою. Менелай призвал к отмщению, и на призыв откликнулись все величайшие мужи Эллады, в том числе и его друг, царь Афин Агамемнон.
Войско данайцев, возглавляемое Ахиллесом и Агамемноном, осадило Трою, и осада продлилась целых десять лет. За это время многие расстались с жизнью: друг Ахиллеса Патрокл, брат Париса Гектор, сам Ахиллес, Лаокоон и его сыновья, и многие жители позже разграбленной и сожженной Трои. Через некоторое время смерть настигла и сестру Париса вещую Кассандру, взятую в рабство Агамемноном. По дороге домой Кассандра родила афинскому царю сыновей, но по прибытии на родину в Афины все они, вместе с Анамемноном, были умерщвлены его женой.
Эпоха классической Греции: начало
Теперь поговорим о времени, когда начало зарождаться афинское государство. Эта эпоха возникла через несколько веков после загадочной гибели Микенской цивилизации. В этот период в центральной области Древней Греции Аттике, стали образовываться города-государства, с прилегающими к ним пахотными землями, называемыми полисами. В разное время происходило возвышение то одних территорий, то других. Все полисы Древней Греции боролись за ведущее положение. Особенно Спарта и Афины.
Поскольку афинские земли были небогаты водой и плодородными почвами, здесь по большей части развивались не земледелие и скотоводство, а ремесла. Уже в VIII-VII вв. до н. э. в Афинах было открыто большое количество мастерских горшечников, кузнецов, сапожников, которые торговали своим товаром в лавках. В предместьях Афин развивались виноградарство и выращивание оливок, а также изготовление оливкового масла.
Управление Афинами в додемократический период
До VII в. до н. э. в городе к управлению была допущена только знать. Власть в своих руках держал Ареопаг, заседавший на холме бога Марса и состоявший из девяти выборных архонтов. Они не только управляли Афинами, но и вершили суд, в основном несправедливый, придерживаясь интересов знати. Но самой одиозной фигурой из архонтов за время существования такой формы правления был Драконт, издававший абсурдные и жестокие законы.
Простым жителям Древних Афин жилось плохо. Они имели маленькие, самые неплодородные участки земли, где почти ничего не удавалось вырастить. Потому, чтобы заплатить налоги, они вынуждены были брать в долг под проценты у знатных и богатых. А поскольку отдать так называемые выплаты не могли, то постепенно отдавали в рабство тому, кому были должны, своих детей, жен, и даже самих себя. Такое пленение называли долговым, а на участки заемщикам устанавливали обозначающие камни для свидетельства.
Против долгового рабства среди демоса и ремесленников постепенно росло возмущение, которое в конечном итоге привело к восстанию.
Афинская демократия: основы
Начнем с того, что определим суть самого понятия: в дословном переводе слово "демократия" означает "власть народа" (демос - народ).
Зарождение в Афинах новой формы управления произошло в VI в. до н. э. и связано с управлением архонта Солона.
После восстания демоса между ним и знатью было заключено перемирие и проведены совместные выборы Ареопага. Главным архонтом в нем сообща и был избран Солон - уроженец Афин, занимавшийся почетным делом - морской торговлей, происходивший из знатного рода, но не имевший особых богатств, рано познавший труд, честный, справедливый и мудрый. Он устанавливает в Афинах новые законы и прежде всего отменяет долговое рабство. Это было важным событием в истории Древних Афин. По законам Солона в архонты теперь могли избираться даже незнатные граждане, но обязательно богатые. Кроме того, для решения самых важных дел стали созывать Народное собрание, в состав которого входили все свободные мужчины Афин.
Был также учрежден выборный суд и отменены многие законы Драконта. Судьи выбирались среди всех граждан Афин вне сословия и достатка не моложе 30 лет. Главным условием было отсутствие дурных поступков. На суде, кроме обвиняемого и обвинителя стали выслушивать и свидетелей. Решение о виновности или невиновности принимали путем тайного голосования белыми и черными камешками.
Все долговые рабы были отпущены на волю и отвечали перед теми, кому задолжали, только своим имуществом.
Итоги деятельности Солона
В целом попытки Солона установить в Афинском государстве демократию были решены лишь частично. Главным недостатком его деятельности следует считать нерешенный земельный вопрос: плодородные земли, в избытке находящиеся в руках богачей и знати, так и не были отобраны и распределены равномерно между всеми гражданами. Это вызывало недовольство демоса. А знать возмущалась против того, что ее лишили дешевых рабов и права получить с должников прежние налоги, которые им были прощены.
Расцвет демократии в Древних Афинах
Начало этого периода связывают с победой греков над персами и правлением Перикла. Государственное устройство Древних Афин при Перикле характеризовалось обновленной системой управления. Это был V век до нашей эры. В управлении участвовал весь демос Афин без разницы, отличался он знатностью по происхождению, считался богатым или бедным.
Главным органом управления выступало Народное собрание, в которое могли входить все афинские граждане мужского пола по достижении ими 20 лет. Собираясь 3-4 раза в месяц, собрание не только распоряжалось казной, решало вопросы войны и мира, управления государством, но и выбирало десять стратегов на один год правления, главным из которых был первый. Перикл долгое время удерживал эту должность в своих руках за счет всеобщего уважения.
В управлении афинским государством участвовал и совещательный орган - Совет пятисот. Но даже если он был против внесенного предложения, его все равно ставили на голосование в Народном собрании.
Благодаря деятельности Перикла в Афинах были введены оплачиваемые чиновничьи должности. Это было необходимо для того, чтобы не только богачи принимали участие в управлении государством, но и бедные земледельцы.
Кроме того, за период правления Перикла город активно развивался и расцветал, а культура Древних Афин достигла невероятно высокого уровня. Его власть длилась пятнадцать лет.
Афины при Перикле
Описание Древних Афин следует начать с самого сердца города - Акрополя - холма, на котором благодаря Периклу и Фидию были возведены величайшие архитектурные и скульптурные памятники греческой культуры: Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, Пропилеи, театр Диониса, пинакотека, установлена уникальная статуя богини Афины.
Центром города служила главная площадь Древних Афин - Агора. Здесь располагался главный городской рынок, храмы богам, портики для бесед и встреч, здание для заседаний Совета пятисот и Круглое здание, в котором его представители несли круглосуточный дозор во время опасности.
Интересным местечком "бедных" Афин был район гончаров-ремесленников Керамик, где родилось удивительное древнегреческое искусство - вазопись.
В предместьях Афин, на берегу Средиземного моря расположился главный афинский порт Пирей, состоящий из одной торговой и двух военных гаваней, верфи и рынка. Защиту дороги от Пирея к Афинам осуществляли Длинные стены.
При Перикле Древние Афины превратились в крупнейший ремесленный, культурный и торговый центр.
Похожие статьи
- Древнейшая часть Афин: история, описание и интересные факты
- Пелопонесская война. История войн Древнего мира
- Столица Греции Афины: история, географическое положение и достопримечательности
- Древняя Греция: история развития
- История Древнего мира: с чего все начиналось
- Гора Олимп, Греция: описание, где находится, как добраться? Экскурсия на Олимп
- Афина - богиня чего? Чему покровительствовала богиня Афина?