Законы Драконта в Афинах - общая характеристика, особенности и применение
Законы Драконта стали первой записью афинских законодательных обычаев. Их характеристику и особенности рассмотрим в статье.
Общее представление
Дракон, или Драконт, был афинским законодателем. Его крайне суровые меры (законы Драконта) стали залогом появления такого известного крылатого выражения, как «драконовские меры», которое подразумевает под собой строжайшие наказания, в свою очередь, способствующие тем или иным образом поддержанию государственного устройства и укреплению оного через четкую формулировку его главных правовых принципов.
Судебная система в древности
В 7-м веке до нашей эры жители древней Аттики (место расположения Афин), как известно, продолжали жить по древнейшим законам своего рода.
Для современного человека такое поведение и ценности могут показаться каким-то изуверским кошмаром. Но что примечательно, в тот отрезок времени в Аттике уже отсутствовала царская власть, что дало дорогу к власти начальников, или архонтов, которые избирались среди числа самых знатных и богатых людей.Если рассматривать правление Афин в тот период, то можно выделить всего девять властителей. Среди них один был самым главным, к нему обращались как к архонту-эпониму. Он был первым человеком в полисе (городе), после него шел архонт-басилей, занимавшийся вопросами религии и обрядов, за ним – архонт-полемарх, ведавший военными делами. Шесть же остальных архонтов-фесмофетов должны были руководить городскими магистратурами и следить за исправностью выполнения норм закона и слаженной судебной деятельностью.
Килоновская смута
К концу 7-го века население в Афинах пришло к пониманию того, что существовавшая на тот момент юриспруденция должна претерпеть модификации. Первой причиной, послужившей появлению мыслей о судебной реформе у тогдашней власти, стали смутные времена, требовавшие более строгого наказания за вторжение в личное пространство и посягательство на частную собственность. Вторая причина выразилась во всевозрастающем недовольстве народа произволом, создаваемым судьями-аристократами. Последние на выдумку не скупились и творили все, что им заблагорассудится. Так, например, они могли толковать законы настолько искусно, что мало кто мог им противоречить.
Историки полагают, что среди факторов, значительно повлиявших на развитие и создание новых судебных правил, был одно немаловажное событие, получившее название "Килоновская смута". Считается, что приблизительно в период с 634-го по 624 г. до нашей эры именитый аристократ Колон попытался силой захватить власть в полисе, однако его попытки не увенчались успехом. Произошло это благодаря вмешательству людей, принадлежавших к аристократическому роду Алкмеонидов. Они настигли его, и расправа их была настолько жестокой, что не пощадили даже тех, кто прятался у алтарей божеств. В итоге все бунтовщики были буквально казнены на месте. Их богохульство возмутило афинян. Такой произвол Алкмеонидов и их пренебрежение святынями стали залогом всеобщего пренебрежения по отношению к ним, ведь с тех пор они были прокляты по законам Афин.
Предпосылки к созданию
Килоновский заговор был разрушен, что благоприятно сказалось на полисе, учитывая тот факт, что он мог бы обернуться его жителям гнетом новых тиранов. После этого события эвпатриды резко активизировались и решили продемонстрировать свое радение к участию в государственной деятельности. Так, было принято решение усовершенствовать афинское право. Эта работа была поручена одному из шести архонтов-фесмофетов.
Поэтому перст судьбы пал именно на Драконта, законы которого и стали основополагающим источником мудрости и справедливости в Афинах. Этот человек пользовался большим уважением в обществе, считался энергичным и добросовестным. Всю предоставленную ему работу он выполнил в течение 621 года до нашей эры. Результатом проделанной работы и стали всемирно известные законы Драконта. По сей день бытует мнение, что этот документ оказался первым письменным судебным правом на территории Афин. В законах Драконта эта информация не указывается, но было бы слишком самонадеянно говорить о том, что это утверждение является непреложной истиной. Вернее было бы сказать, что это первое дошедшее до нас письменное законодательство, ведь все существовавшие правила базировались на уже когда-то созданных, просто прошедших переработку и переосмысление. Хорошим примером здесь послужит высказывание Аристотеля, что в 80-х годах рассматриваемого столетия архонты-фесмофеты занимались как раз таки похожей работой.Законы Драконта в Афинах: общая характеристика
Основным достижением реформации стали более четко представленные обязанности чиновников – был упорядочен принцип их избирания и правила смены власти. Хотя основные положения законов Драконта и содержали в себе несколько статей о политической структуре в государстве, но они не являлись главными в его сборнике. Об этом можно догадаться по красноречивому названию «Обычаи». В основе данных норм стали четко прописанные штрафные санкции, направленные на разного рода правонарушения. Некоторые из законов Драконта, несомненно, выглядят слишком жестокими. Только подумайте, простое нарушение правил, к примеру кража овощей или фруктов у торговца, считалось проступком, заслуживающим смертной казни.
Если рассмотреть законы Драконта кратко, то можно отметить, что смертная казнь вменялась поджигателям, убийцам и богохульникам (осквернителям святынь). Законодатель предусмотрел даже такую норму, которая может показаться абсолютно бессмысленной – понесение наказания за убийство и порчу неодушевленных предметов.
Уголовное право «нового поколения»
Как известно, законы Драконта отражали прогресс в развитии, происходившем в афинском обществе. Благодаря его своду законов появилось четкое деление убийств на предумышленные, непредумышленные, а также совершенные в процессе обороны. Отдельной категорией считались преступления, которые касались лишения жизни соблазнителей жен, сестер, матерей и дочерей. Семейное право в законах Драконта занимало одну из второстепенных линий его законодательства.
В отдельную категорию были отнесены убийства, совершенные во время спортивных игр и соревнований, а также произошедшие в результате несчастного случая. Все же главной задачей археопага было рассматривать исключительно умышленные преступления, которые повлекли за собой человеческие жертвы.Соответственно, совершение таких убийств требовало суровой меры наказания – смертной казни. Неумышленные убийства являлись прерогативой специальных коллегий, которые состояли из эфетов. Все члены коллегий должны были быть не старше 50 лет. К «случайному» убийце применяли меру наказания помягче – изгнание виновного. Штрафы и прочие меры наказания применялись в отношении граждан, совершивших ряд других преступлений.
Стоит упомянуть, что законы Драконта действовали наиболее эффективно в делах, связанных с преодолением крайне распространенной в то время в Афинах кровной мести. Самосуд находился под строгим запретом. С введением новых правил ответственность за совершенное убийство ложилась только на того, кто его совершил, а не как прежде – на все его семейство. Более того, наказанию подвергался и человек, подстрекавший виновного на убийство.
Значение
Тот факт, что афинское общество приняло эти нововведения, явно свидетельствовал о том, что оно было готово к избавлению от древних родовых обычаев и внедрению обновленной модели классовых и государственных отношений. И хотя карательные меры того времени представляли собой жесткие законодательные акты, греческое право с тех пор значительно продвинулось вперед. После того как были изданы новые нормы, аристократы потеряли свободу действий и их деятельность был ограничена четко прописанными правилами, исполнение которых запросто можно было проверить.
Отмена
Однако недолговечными оказались и законы Драконта.
Солон – преуспевающий купец и афинский аристократ пришел ему на смену. Как утверждают многие историки, меры Драконта действовали на территории Афин вплоть до 594 года до нашей эры, того самого года, когда Солон стал проводить свои реформы. Этот аристократ отменил много правил, но сохранил те, что касались непредумышленных убийств и самозащиты.Похожие статьи
- Кодекс Хаммурапи: основные законы, описание и история. Кодекс законов царя Хаммурапи
- Экологические законы Коммонера Барри: суть и значение
- Цитаты мудрейших как руководство к осмыслению свой жизни
- Древние Афины: описание, культура, история
- Преюдициальное значение: определение, особенности и требования
- Что такое предикат: определение и примеры
- Закон преломления света: формулировка и практическое применение