Что такое электив в школе? Элективный курс. Отличие электива от факультатива
Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения. Элективный курс, который появился на основной и старшей ступени обучения, является обязательным. Его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.
Историческая справка
В 2002 году в РФ принята Концепция профильного образования на старшей ступени (10-11 класс), одобренная Министерством образования РФ. Именно в этот период и появились элективные курсы по отдельным учебным предметам, а также межпредметные курсы.
Нормативная база
Какие документы применяются в профильном обучении в российских школах? Факультативы, элективы создаются с учетом следующих документов:
- Федерального базисного учебного плана (2004 год).
- Концепции модернизации отечественного образования.
- Распоряжения Правительства РФ от 2001 года.
В России была создана специальная информационно-правовая база по элективным курсам. Она состоит из следующих документов:
- информационное письмо об организации элективных курсов в профильном обучении.
- приложение к письму МО РФ о введении специальной предпрофильной подготовки школьников.
- рекомендации по созданию обучения на основе индивидуальных учебных планов школьников.
Структура обучения
Модель организации профильного обучения на старшей ступени имеет определенную структуру. Старшеклассникам предлагается курс по выбору, в рамках которого осуществляется комбинирование различных предметов школьной программы. Создаваемая при этом гибкая система профильного образования включает такие типы учебных дисциплин:
- элективные;
- профильные;
- общеобразовательные базовые.
Особенности элективов
Что такое электив в школе? Это курсы, которые обладают широким спектром задач и функций:
- обеспечивают глубокий уровень усвоения профильных предметов (разделов);
- способствуют знакомству со смежными учебными предметами («Биохимия», «Физическая химия», «Компьютерная графика»);
- гарантируют повышенный уровень освоения базовых учебных дисциплин (например, по русскому языку элективы 10-11 классах направлены на подготовку к успешной сдаче ЕГЭ);
- помогают подросткам осваивать способы решения разных практических задач, успешно адаптироваться в социальной среде;
- создают непрерывную профориентационную работу;
- помогают удовлетворять познавательный интерес школьников к определенным предметам;
- являются способом продвижения выпускников на рынке труда (элективы по делопроизводству, бухгалтерскому учету).
Какое еще значение имеют элективы? Английский язык, являющийся в настоящее время международным, ребята могут осваивать не только в рамках традиционных уроков, но и на элективах.
В настоящее время работодатели нуждаются в сотрудниках, которые могут брать на себя ответственность за совершение определенных поступков. Чтобы в полной мере выполнять социальный заказ, в школах организуются дополнительные занятия, имеющие разную направленность.
Что такое электив? Это курс по одной либо нескольким дисциплинам, посещение которого является для ученика отличным способом развития интеллектуальных и творческих способностей.
Рассуждая над тем, что такое электив, отметим, что он помогает учителям внедрять в образовательный и воспитательный процесс ФГОС нового поколения.
Ключевая идея профильного образования заключается в увеличении роста возможностей учеников. Предпрофильное обучение было введено на второй образовательной ступени – в 9 классах. Что такое электив по профориентации?
Чем элективы отличаются от факультативов? Главная особенность первых в том, что они являются обязательными, а вот факультативы не относятся к таковым. Несмотря на то что ребенок сам может выбрать элективный курс, избежать посещения хотя бы одного не получится. А вот заниматься на факультативах можно по желанию.
Это курс, в рамках которого ребятам предлагают не только разнообразные тестирования, но и предлагается информация об особенностях профессий, востребованности разных специалистов на рынке труда.
Требования к курсам
Как должна быть оформлена программа электива по русскому языку, математике, химии, биологии? Этот вопрос волнует многих педагогов, работающих на основной и старшей ступени обучения.
Курсы по выбору должны соответствовать определенным требованиям. Основные из них:
- содержание курсов должно соответствовать требованиям ФГОС, включать материал, который выходит за рамки обычной школьной программы;
- ребенок должен иметь право его выбора;
- курсы предлагаются из расчета 10-12 часов, чтобы за год дети могли освоить несколько программ.
Разновидности курсов
Выяснив, что такое электив, перейдем к их подразделению. Педагоги разрабатывают два варианта:
- предметно-ориентированные;
- межпредметные.
Первая группа предполагает авторские программы, которые можно считать аналогами факультативов. Их основной целью является подготовка к сдаче экзаменов, углубление знаний по предмету.
Пример электива «За рамками учебниками химии»
Решение задач является важным аспектом, который позволяет качественно и глубоко усваивать учебный материал по химии. Предлагаемый курс позволяет модернизировать умения и навыки школьников в области расчетных задач, знакомит с разными алгоритмами, способствует практическому применению полученных знаний.
Умение решать химические задачи – критерий творческого отношения к этой учебной дисциплине. При сдаче ЕГЭ по химии обучающиеся должны продемонстрировать не только знания, но и нестандартное мышление, логику. В рамках курса осуществляются практикумы, позволяющие школьникам проявлять инициативу и развивать самостоятельность.
Важным аспектом является применение расчетных задач, имеющих связь с медициной, биологией, экологией, физикой. Курс вооружает школьников основными алгоритмами решения нестандартных и стандартных заданий. Он ориентирует подростков на естественнонаучный профиль, рассчитан на 68 часов.
Основная его суть состоит в подведении ребят к осознанию связи между химическим образованием и жизнью в социуме. Формируется активная жизненная позиция, закладываются идеи применения теоретических навыков в повседневной жизни. По своей типологии данный элективный курс является межпредметным.
Предназначение электива
В курсе четко прослеживается единство материального мира, что способствует формированию гармонически развитой личности.
При выполнении индивидуальных и групповых заданий, в ходе дискуссий, учащиеся получают общеучебные умения и навыки, совершенствуют свое логическое мышление.
Данный курс знакомит старшеклассников со следующими профессиями: эколог, врач, биолог, химик-аналитик и т. д.
Цели курса:
- создание благоприятных условий для творческой самореализации и формирования познавательного интереса;
- анализ готовности школьников к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии;
- формирование полноценных расчетных навыков, а также умения подбирать рациональный способ решения предлагаемой задачи;
- профессиональная ориентация.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- способы решения разных типов задач;
- формулы, необходимые для поиска ответа на вопрос;
- основные и альтернативные способы решения химических заданий;
- физико-химические величины.
Уметь:
- самостоятельно подбирать рациональный вариант решения;
- оформлять задачу в соответствии с требованиями.
Содержание программы
- Знакомство с элективным курсом (1 ч).
- Разбор алгоритмов решения химических задач на неорганические реакции (4 ч).
- Выполнение упражнений по составлению сокращенных структурных формул углеводородов состава С7–С10 разветвленного строения, а также их изомеров (4 ч).
- Задачи с применением терминов «мольная доля», «объемное содержание», «молярная концентрация растворов» (3 ч).
- Рассмотрение заданий на определение молекулярных формул различных веществ по известным массам реагентов или продуктов сгорания (5 ч).
- Задания олимпиадного характера по темам: «Алканы» (2 ч).
- Анализ расчетных заданий по теме «Циклоалканы» (5 ч).
- Специфика рассмотрения заданий на выявление молекулярных формул органических соединений определенного гомологического ряда на базе химических реакций с их непосредственным участием (на базе гомологов этилена) (2 ч).
- Задачи олимпиадного уровня по темам: «Алкадиены» (2 ч) и «Алкины» (2 ч).
- Упражнения по темам: «Бензол» (2 ч), «Арены» (1 ч).
- Зачетная работа по рассмотренным алгоритмам (1 ч).
- Комбинированные задания по разделу «Углеводороды и их соединения» (3 ч).
- Составление химических реакций методом электронного баланса с участием различных классов органических веществ (3 ч).
- Задания олимпиадного уровня по тематикам: «Предельные одноатомные спирты» (2 ч); «Многоатомные предельные спирты – этиленгликоль и глицерин» (1 ч); «Фенолы и ароматические спирты» (1 ч).
- Комбинированные задачи на спирты (3 ч).
- Задачи профильного уровня по темам: «Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны» (1 ч), «Предельные одноосновные карбоновые кислоты» (2 ч); «Непредельные и ароматические карбоновые кислоты» (1 ч).
- Задачи на генетическую взаимосвязь карбоновых кислот с другими органическими соединениями (3 ч).
- Задачи разного уровня сложности по разделам: «Сложные эфиры» (2 ч), «Жиры» (2 ч), «Углеводы – это сахара» (2 ч).
- Составление генетической взаимосвязи между разными классами органических веществ, осуществление готовых схем (3 ч).
- Комбинированные задания по тематикам: «Углеводороды» и «Кислородсодержащие и вещества» (3 ч).
- Зачет по пройденному материалу (2 ч).
Заключение
После внедрения на начальную и основную ступени образования стандартов нового поколения, в школах начали вводить предпрофильное и профильное обучение. В девятом классе помимо элективов по профориентации, ребятам предлагается еще несколько предметных курсов, выбор которых позволит им подготовиться к итоговой государственной аттестации, продумать будущий выбор профессии.
Педагоги все чаще стараются разрабатывать межпредметные элективы, содержание которых связано сразу с несколькими предметными областями. Посещение занятий позволяет ребятам выбрать ту научную область, которая им наиболее интересна, углублять в ней свои теоретические и практические знания.
Похожие статьи
- Чем гимназия отличается от школы: особенности, отличия и отзывы
- Лекарственное средство «Ксизал»: инструкция по применению
- Рецепт шарлотки для яблочного сезона
- Промежуточный мозг как важнейшая составляющая нервной системы
- Методы принятия управленческих решений: наиболее эффективный из них
- Структура деятельности в психологии. Три основных вида
- История развития электрического освещения в лицах