День военного автомобилиста в России: история праздника

0
0

29 мая - особый день для российских военных, чья служба связана с автомобильной техникой. В этот день мы чествуем всех, кто обеспечивает подвижность и боеспособность наших Вооруженных Сил. Как зародилась эта традиция и почему она так важна для армии?

Истоки праздника

Датой основания первой Учебной автомобильной роты считается 29 мая 1910 года. Именно тогда в Санкт-Петербурге было сформировано это подразделение, призванное готовить кадры для нового рода войск - автомобильных частей русской армии.

Автомобильная техника в русской армии впервые появилась в тяжелые годы первой мировой войны. Несмотря на малочисленность механических транспортных средств, и их несовершенность в сравнении с современной техникой, уже тогда стало ясно, что будущее за автомобилем, а не подводой.

За короткое время первая авторота превратилась в главный центр подготовки водителей и ремонтников, обеспечения войск автотранспортом. К началу Первой мировой войны в распоряжении российской армии насчитывалось уже 711 автомобилей различных типов и 101 мотоцикл. Хотя по меркам того времени это были внушительные цифры, количества техники все еще не хватало для полного удовлетворения нужд действующей армии. Тем не менее, автопарк русской армии превосходил аналогичные показатели в войсках Великобритании, США и даже Франции. Вклад военных водителей в боевые действия Первой мировой и Гражданской войн трудно переоценить.

Парад военных грузовиков ЗИС-5 в Москве 9 мая 1945 года

Автомобиль - основа моторизации Красной Армии

В 1920-1930-е годы в СССР была развернута широкая программа моторизации Красной Армии. К концу 1920-х годов на вооружение стали поступать новые советские грузовики - "полуторки" ГАЗ-АА и "трехтонки" ЗИС-5. К середине 1930-х годов количество автомобилей в Красной Армии достигло 40 тысяч.

  • ГАЗ-АА - легкий полуторатонный грузовик
  • ЗИС-5 - трехтонный грузовой автомобиль

Советские военные теоретики видели в автомобиле основное средство моторизации пехоты, которая должна следовать за танковыми и механизированными частями в ходе стремительного наступления. К началу Великой Отечественной войны парк автомашин Красной Армии насчитывал уже около 300 тысяч единиц.

Военные автомобилисты в годы Великой Отечественной войны

Первые месяцы войны принесли советским военным автомобилистам тяжелые испытания. Огромные потери в живой силе и технике были вызваны внезапностью нападения, организационным хаосом отступления, недостатком топлива и запчастей.

Немало автомобилей до сих пор покоится на дне озера, потому что дорога была опасной - обстреливалась противником, весной и осенью сохранялась опасность провалиться под лед. Но, несмотря на все это, отважные водители, рискуя жизнью, продолжали спасать из блокадного города людей.

Однако уже в 1942 году ситуация стабилизировалась. Автоколонны доставляли на фронт боеприпасы, горючее, продовольствие, эвакуировали раненых. Легендарная «Дорога жизни» через Ладогу сыграла решающую роль в снабжении блокадного Ленинграда. За годы войны военные автомобилисты перевезли для фронта более 100 миллионов тонн различных грузов.

Военный водитель в кабине грузовика ГАЗ-66

Развитие Военной автомобильной техники в СССР и России после 1945 года

Уже в конце 1940-х начинается перевооружение автомобильных частей новыми отечественными машинами с улучшенными характеристиками.

  1. ЗИС-151 - полноприводный армейский грузовик
  2. ГАЗ-66 - вездеход
  3. КамАЗ - семейство дизельных грузовиков высокой проходимости

С 1970-х годов автомобиль становится не только средством доставки грузов, но и носителем вооружения. В РВСН на шасси грузовиков размещались ракетные комплексы. Техника активно применялась в локальных конфликтах в Афганистане и Чечне. В наши дни Вооруженные Силы России располагают автопарком численностью более 400 тысяч единиц.

1910 г. 711 автомобилей
1941 г. 272 тысячи автомобилей
1945 г. 664 тысячи автомобилей
Сегодня Более 400 тысяч автомобилей

Эти данные наглядно демонстрируют колоссальный рост автопарка российской армии за более чем 100 лет его существования.

Задачи военных автомобилистов в мирное время

И в наши дни основная задача военных водителей остается прежней - обеспечение мобильности войск. Автомобилисты перевозят личный состав, вооружение, боеприпасы, продовольствие и другие грузы. Поддерживают технику в исправном состоянии. Строят и ремонтируют дороги для нужд армии.

Служащему необходимо иметь такие личностные качества как повышенная ответственность, собранность и хорошая профессиональная подготовка.

Чтобы стать водителем, призывник должен иметь права категорий B, C, D, E. Предпочтение отдается тем, у кого уже есть опыт вождения грузовиков. В мирное время ведется постоянная работа по совершенствованию Военной автомобильной техники. Разрабатываются новые образцы машин, отвечающие современным требованиям армии.

Как отмечают День военного автомобилиста

29 мая по традиции проходят торжественные мероприятия с участием руководства Минобороны, ветеранов, действующих военных. В этот день чествуют отличившихся военнослужащих, вручают им награды.

В воинских частях принято устраивать праздничный концерт с участием самодеятельных коллективов, спортивные соревнования, сладкий стол.

Семьи военных автомобилистов также стараются отметить эту дату. Дети готовят для пап подарки, рисунки на тему военной техники. Интересным сюрпризом станет поездка всей семьей в музей бронетанковой техники или на выставку ретро-автомобилей.

Значение праздника для Вооруженных Сил и общества

День военного автомобилиста - это дань уважения историческим традициям российской армии. Напоминание о вкладе нескольких поколений военных водителей в дело защиты Родины. Их подвиги во время войн и самоотверженный труд в мирное время заслуживают самых высоких почестей.

Кроме того, этот праздник повышает престиж военной службы в глазах молодежи, показывает ей примеры настоящего мужества и героизма. А для действующих военных автомобилистов - это еще один повод вспомнить о высокой ответственности своего долга перед Родиной.

Роль автомобиля на полях сражений Первой мировой войны

Первая мировая война стала первым в истории вооруженным конфликтом, в котором применялись автомобили. Их использование на полях сражений наметило контуры будущего развития военной автомобильной техники.

Автомобили активно применялись для транспортировки войск, боеприпасов и продовольствия. Бронеавтомобили с пулеметами выполняли разведывательные и патрульные функции. Грузовики обеспечивали мобильность и маневренность частей. Уже тогда проявились преимущества моторизованных соединений.

Участие автомобилистов в боевых действиях в годы Гражданской войны

Гражданская война в России стала важным этапом становления автобронетанковых войск Красной Армии. Несмотря на острый дефицит техники, автомобили активно применялись в боях для транспортировки пехоты, орудий, снабжения частей.

Опытные водители-добровольцы формировали отряды бронемашин, сражавшихся с конницей белых. Автомобилисты проявляли мужество, находчивость и отвагу. Их подвиг заложил традиции будущих поколений военных шоферов.

Какого числа день военного автомобилиста - историческая дата

День военного автомобилиста отмечается 29 мая. Эта дата была выбрана неслучайно, поскольку имеет важное историческое значение.

29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге была сформирована первая Учебная автомобильная рота Русской императорской армии. Она положила начало подготовке военных кадров для нового рода войск - автомобильных частей.

Таким образом, это событие стало отправной точкой в истории развития военной автомобильной техники в России. Поэтому дата 29 мая и была выбрана для празднования Дня военного автомобилиста.

Памятники воинам-автомобилистам

В России установлено несколько памятников, посвященных подвигу военных автомобилистов.

В Москве в районе Тропарево в 2015 году открыли монумент «Героям-автомобилистам». На нем высечены имена 17 Героев Советского Союза и 53 Героев Социалистического Труда.

Еще один памятник находится в городе Энгельсе Саратовской области. Он изображает военный автомобиль ЗИС-5 времен Великой Отечественной войны.

Такие монументы напоминают о вкладе автомобилистов в Победу и важности сохранения памяти об их подвиге.

Автомобильная техника в современных локальных конфликтах

Военная автомобильная техника активно применялась в локальных войнах и вооруженных конфликтах конца 20 - начала 21 века.

В ходе боевых действий в Афганистане и Чечне автомобилисты работали в экстремальных условиях горной местности. Их задачей была доставка грузов, эвакуация раненых, ремонт техники.

Современные внедорожники и бронетранспортеры повысили мобильность и защищенность войск. Опыт локальных конфликтов учитывается при модернизации Военной автомобильной техники.