Неисправность реле стартера - как устранить поломку

0
0

Неисправность реле стартера - распространенная поломка, с которой сталкивается каждый автолюбитель. Устранить ее вполне реально своими руками, если знать причины и способы диагностики. Давайте разберемся, как определить неполадки реле стартера и восстановить работу этого важного узла электрооборудования.

1. Причины выхода из строя реле стартера

Реле стартера - это электромагнитное устройство, обеспечивающее подачу тока к стартеру при запуске двигателя. Оно состоит из электромагнита с двумя обмотками, подвижного якоря, возвратной пружины и контактной группы. При подаче напряжения на катушки обмоток создается магнитное поле, якорь втягивается вовнутрь, замыкает контакты и подает питание на стартер.

Основные неисправности реле стартера:

  • Перегорание обмоток реле из-за больших пусковых токов
  • Подгорание и разрушение контактов в результате искрения
  • Поломки подвижных частей - якоря, оси, возвратной пружины
  • Окисление и загрязнение контактных поверхностей

На износ реле влияют:

  • Срок эксплуатации автомобиля
  • Регулярность и качество техобслуживания
  • Условия хранения: влажность, перепады температур
  • Особенности конструкции конкретной модели реле

Признаки неисправного реле стартера:

  • Двигатель не заводится, слышны щелчки реле
  • Стартер не выключается после запуска двигателя
  • Стартер крутится, но двигатель не заводится
  • Отсутствует характерный щелчок при повороте ключа зажигания
Разобранное реле стартера

2. Диагностика реле стартера своими руками

Для диагностики реле стартера потребуются:

  • Мультиметр или тестер
  • Провода с зажимами типа «крокодил»
  • Отвертка, плоскогубцы, наждачная бумага

Последовательность проверки:

  1. Визуальный осмотр на наличие подгораний, трещин
  2. Проверка напряжения на входных и выходных контактах
  3. Замер сопротивления обмоток реле
  4. Тестирование контактных групп на обрыв
  5. Проверка подвижных частей на заедание

По результатам диагностики можно определить тип неисправности и способ ее устранения. Например, обрыв обмотки требует замены реле, а окисленные контакты можно восстановить очисткой и зачисткой.

Процедура диагностики отличается для реле разных производителей. В инструкции по эксплуатации автомобиля обычно есть схема проверки реле стартера.

3. Способы устранения типичных поломок реле стартера

Рассмотрим основные способы ремонта реле стартера:

  • Замена перегоревшей обмотки путем перемотки или установки готовой катушки
  • Восстановление контактов очисткой, шлифовкой, заменой изношенных деталей
  • Ремонт или замена подвижных частей: якоря, оси, пружины
  • Устранение трещин и сколов корпуса реле с помощью эпоксидной смолы
  • Пайка выводов обмотки и проводов при обрыве

После ремонта обязательно нужно отрегулировать зазоры, проверить работоспособность и надежность контактов. Собранное реле должно соответствовать заводским настройкам.

Ремонт реле стартера в автомастерской

4. Замена реле стартера на автомобиле

При сильном износе деталей проще заменить реле целиком, чем тратить время на долгий ремонт. Порядок замены реле стартера:

  1. Демонтировать старое реле, отсоединив разъем и выкрутив крепеж
  2. Приобрести и проверить исправность нового реле
  3. Установить реле на место, подсоединить разъем
  4. Проверить работу стартера при запуске двигателя

Важно подобрать реле той же модели и производителя, что установлено на автомобиле изначально. Иначе возможны проблемы с совместимостью и долговечностью.

5. Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию реле стартера

Чтобы продлить срок службы реле стартера, рекомендуется:

  • Соблюдать периодичность техобслуживания автомобиля
  • Следить за исправностью реле и смазывать подвижные части
  • Не допускать попадания воды и грязи в зоне реле
  • Использовать качественное масло и ГСМ
  • Аккуратно мыть и чистить моторный отсек
  • Правильно хранить автомобиль, избегая резких перепадов температур и влажности

Также рекомендуется менять реле стартера одновременно с капитальным ремонтом двигателя - это повысит надежность автомобиля.

6. Особенности реле стартеров разных автомобилей

Реле стартеров отечественных автомобилей ВАЗ устроены проще импортных аналогов, поэтому ремонтируются легче. У иномарок европейского и японского производства конструкция реле сложнее, требуется большая аккуратность при разборке. Реле грузовиков и спецтехники рассчитаны на большие токи и нагрузки, поэтому отличаются повышенной массивностью и прочностью деталей.

7. Обзор популярных моделей реле стартеров

Наиболее распространены реле российских производителей: Точмаш, Электроаппарат и др. Также встречаются импортные Bosch, Valeo, Denso. По надежности лучше ориентироваться на заводские реле, установленные на конкретную модель автомобиля. Дешевые аналоги часто выходят из строя раньше положенного срока.

Производитель Страна Средний ресурс
Точмаш Россия 100 000 км
Bosch Германия 150 000 км
Denso Япония 120 000 км

8. Полезные советы по самостоятельному ремонту реле стартера

Для успешного самостоятельного ремонта реле стартера нужно придерживаться следующих советов:

  • Использовать качественный инструмент - отвертки, плоскогубцы, мультиметр
  • Тщательно диагностировать неисправность перед разборкой
  • Аккуратно разобрать и промаркировать все детали
  • Очищать контакты специальными составами, а не напильником
  • Проверить плотность сборки и регулировки после ремонта

Самостоятельный ремонт требует опыта и осторожности. Лучше изучить пошаговые видеоинструкции для своей модели реле. Это позволит избежать многих ошибок и добиться успешного результата.

Очень важно восстановить надежные электрические соединения и хороший контакт в местах сопряжения подвижных деталей. Иначе быстро возникнет новая неисправность. В целом же ремонт реле стартера вполне по силам каждому водителю!