Авиационный керосин: свойства, марки и применение

0
0

Авиационный керосин является жизненно важным компонентом для полетов самолетов и вертолетов. Без этого специального топлива невозможно было бы совершать дальние перелеты на большой высоте. В отличие от обычного дизельного топлива или бензина, применяемых в автомобилях, авиакеросин обладает уникальными физико-химическими и эксплуатационными характеристиками.

История создания авиационного керосина

Первые попытки использования жидких углеводородных топлив в авиации относятся к началу XX века. В то время в качестве горючего для двигателей первых самолетов чаще всего применялся обычный автомобильный бензин. Однако довольно быстро выяснились существенные недостатки бензина как авиационного топлива - взрывоопасность и нестабильность характеристик.

Поэтому авиаконструкторы начали поиск альтернативных видов горючего, которые были бы менее взрывоопасны и обладали бы более высокой энергоемкостью. В 1926 году в США впервые было испытано топливо для реактивных двигателей на основе керосина. Эти испытания показали преимущества керосина перед бензином, что привело к началу разработки специализированных марок авиационного керосина.

Процесс производства авиационного керосина

Основным сырьем для производства авиационного керосина является нефть определенных марок, содержащая нужные фракции углеводородов. На первом этапе проводится первичная переработка нефти - ее перегонка и ректификация для выделения фракций, соответствующих керосину.

Затем эти фракции подвергаются глубокой очистке методом гидроректификации для удаления серы, кислородосодержащих соединений, непредельных углеводородов и других примесей. После этого в полученный керосин вводят специальные присадки для улучшения его эксплуатационных свойств.

В итоге получается высококачественное авиационное топливо со стабильными физико-химическими характеристиками, пригодное для использования в авиационных газотурбинных двигателях.

Физико-химические свойства авиакеросина

К основным физико-химическим свойствам современных марок авиационного керосина относятся:

  • Высокая текучесть и низкая вязкость при отрицательных температурах
  • Повышенная температура вспышки и воспламенения по сравнению с бензином
  • Высокая объемная теплота сгорания и энергетическая плотность
  • Термоокислительная стабильность при повышенных температурах
  • Низкая испаряемость и летучесть
  • Отсутствие коррозионного воздействия на материалы двигателя

Эти свойства позволяют использовать авиакеросин в широком диапазоне температур и высот полета. Высокая энергоемкость обеспечивает большую дальность полета по сравнению с бензином. Стабильность и невзрывоопасность делают авиакеросин безопасным топливом для авиации.

Особые требования предъявляются к низкотемпературным свойствам авиакеросина, поскольку на большой высоте температура может опускаться ниже -50°С. При таких условиях топливо не должно замерзать и терять текучесть.

Топливо течет по металлической трубке

Требования к качеству авиационного топлива

К качеству авиационного керосина предъявляются очень высокие требования, регламентированные международными и национальными стандартами.

Контролируются такие показатели, как плотность, вязкость, температуры вспышки и застывания, содержание воды, механических примесей и серы, термоокислительная стабильность, кислотность, коррозионная активность и другие.

Особо жесткие нормы установлены по содержанию воды, поскольку ее присутствие может привести к обледенению топливной системы самолета. Также нормируется отсутствие смол и нагара, которые могут забивать топливные форсунки и вызывать потерю мощности двигателей.

Вся партия авиационного керосина должна соответствовать требованиям качества, подтвержденным сертификатами и паспортами качества от производителя.

Марки авиационного керосина

Существует несколько основных марок авиационного керосина, отличающихся физико-химическими характеристиками и областями применения.

В России наиболее распространены следующие марки:

  • ТС-1 - для дозвуковой авиации
  • Т-1 и Т-2 - редко используемые марки
  • РТ - универсальное топливо для гражданской авиации
  • Т-6 и Т-8В - для сверхзвуковой военной авиации

За рубежом чаще применяются топлива Jet A, Jet A-1 и Jet B. Они имеют несколько лучшие экологические и низкотемпературные характеристики по сравнению с отечественными аналогами.

Различные марки авиакеросина отличаются сырьем, технологией производства, содержанием присадок и областями оптимального применения. Выбор конкретной марки зависит от типа воздушного судна и условий эксплуатации.

Ведутся работы по созданию новых улучшенных марок авиационного топлива с повышенной энергетической плотностью и экологичностью.

Присадки для улучшения свойств

Для улучшения эксплуатационных свойств в авиационный керосин вводится комплекс присадок различного назначения:

  • Антиокислители для повышения термической стабильности
  • Противоводокристаллизационные присадки для предотвращения обледенения
  • Противоизносные присадки, уменьшающие износ топливной аппаратуры
  • Присадки для улучшения вязкостных и низкотемпературных свойств
  • Ингибиторы коррозии металлов

Комплексное использование различных присадок позволяет получить топливо с оптимальными эксплуатационными характеристиками. Ведутся работы по созданию новых эффективных композиций присадок для авиакеросина.

Таким образом, присадки являются важным инструментом целенаправленного управления свойствами авиационного топлива.

Вид сверху на аэропорт и город

Транспортировка и хранение авиационного топлива

Авиационное топливо транспортируется от нефтеперерабатывающих заводов к местам заправки воздушных судов различными видами транспорта.

Наиболее распространены автомобильный и железнодорожный транспорт с использованием специализированных цистерн. При необходимости осуществляются морские и речные перевозки топлива танкерами.

Хранение авиакеросина происходит в герметичных резервуарах, оборудованных системами контроля давления, уровня и качества топлива. Обеспечивается поддержание оптимального температурного режима для исключения конденсации влаги.

При транспортировке и хранении ведется постоянный лабораторный контроль для подтверждения соответствия авиатоплива требуемым нормам качества и предотвращения ухудшения характеристик.

Заправка воздушных судов авиационным керосином

Заправка баков самолета или вертолета авиационным керосином производится непосредственно перед вылетом с помощью специального топливозаправочного оборудования.

Используются подвижные заправщики с гибкими шлангами или стационарные топливозаправочные колонки в аэропортах. Процесс заправки полностью автоматизирован и контролируется дистанционно оператором.

Обычно за одну заправку самолет принимает несколько тонн авиационного керосина в зависимости от типа воздушного судна и планируемой дальности полета.

Применение авиационного керосина

Основное применение авиакеросин находит в качестве топлива для авиационных газотурбинных двигателей - турбореактивных, турбовинтовых и турбовальных.

Керосин используется как в гражданской, так и в военной авиации. Им заправляются самолеты и вертолеты различного назначения - пассажирские и транспортные, истребители, бомбардировщики, разведчики.

Помимо авиации, авиационный керосин применяется в ракетостроении. Им заправляются ракеты-носители космических аппаратов.

В перспективе возможно более широкое использование авиатоплива в наземных газотурбинных двигателях - для тепловых электростанций, теплоснабжения, транспорта.

Перспективы развития авиационного топлива

Несмотря на многолетнюю историю применения, авиационный керосин продолжает совершенствоваться. Ведутся работы по созданию новых марок с улучшенными характеристиками.

Основные направления развития:

  • Повышение энергетической плотности
  • Улучшение низкотемпературных свойств
  • Снижение копоти и выбросов вредных веществ при сгорании
  • Повышение химической стабильности
  • Уменьшение образования отложений в форсунках и двигателях

Также ведутся разработки альтернативных видов авиатоплива из возобновляемых источников, в том числе из биомассы. Это позволит сделать авиатранспорт более экологичным.

Интенсивное развитие авиационного топлива будет продолжаться по мере совершенствования самолетостроения и ракетостроения.