Демереджа - это понятие из сферы контейнерных перевозок
Демередж - распространенный термин в сфере международных контейнерных перевозок. Этот вид штрафных санкций применяется морскими линиями при нарушении клиентами сроков использования контейнеров. Давайте разберемся, что означает демередж, как его можно избежать, и кто несет ответственность за оплату.
Что такое демередж и детеншн
Демередж и детеншн - это два вида штрафов, налагаемых перевозчиком при превышении клиентом установленных сроков использования контейнера.
Демередж - штраф за простой контейнера в порту сверх согласованного льготного периода. Например, после выгрузки контейнера из судна клиент имеет 3 свободных дня на его вывоз. Если контейнер задерживается в порту дольше, начинает действовать демередж.
Детеншн - штраф за превышение разрешенного срока использования контейнера вне порта. Обычно это 5-10 дней после вывоза порожнего контейнера из терминала.
Ключевое отличие детеншна от демереджа в том, что детеншн действует за пределами порта, а демередж - непосредственно на территории морского терминала.
Оплата демереджа и детеншна зависит от условий контракта на перевозку. Как правило, отправитель несет ответственность за демередж, а получатель - за детеншн.
Причины возникновения демереджа
Основные обстоятельства, которые могут привести к начислению демереджа:
- Превышение сроков бесплатного хранения контейнера в порту
- Задержка отправки контейнера из порта по вине морской линии или грузовладельца
- Несвоевременная подача транспорта под выгрузку контейнера
- Проблемы с таможенным оформлением груза
- Неблагоприятные погодные условия в порту
Рассмотрим подробнее каждую из этих причин.
Превышение сроков бесплатного хранения - самая распространенная причина демереджа. Морские линии устанавливают льготный период хранения контейнера в порту после выгрузки. Обычно это 3-5 дней для 20-футового и 4-7 дней для 40-футового контейнера. Если грузовладелец не укладывается в эти сроки, начинает действовать демередж.
Задержка контейнера по вине перевозчика или грузовладельца. Например, судно прибывает в порт с опозданием, либо отсутствует транспорт для вывоза контейнера. Это тоже частая причина демереджа.
Несвоевременная подача транспорта. Если водитель не успевает приехать в срок за контейнером, тот простаивает в порту лишние дни. В итоге демередж неизбежен.
Проблемы с таможней. Иногда возникают задержки с оформлением документов, что тоже ведет к демереджу.
Плохая погода. Шторм и ураган могут парализовать работу порта на несколько дней. Это форс-мажор, но перевозчик все равно вправе начислить демередж.
Таким образом, причин для возникновения демереджа может быть много. Главное - знать эти риски и принимать меры для их минимизации.
Как рассчитывается демередж
Существуют два основных способа расчета суммы демереджа:
- По фиксированным ставкам порта
- Исходя из фактических расходов перевозчика
Фиксированные ставки устанавливаются администрацией порта на основе сложившейся практики. Обычно они зависят от размера контейнера:
Тип контейнера | Ставка демереджа |
20-футовый | $10 за день |
40-футовый | $15 за день |
Расчет по фактическим расходам используется, если в порту отсутствуют установленные ставки демереджа. Тогда его сумма определяется из реальных затрат перевозчика на содержание контейнера.
Например, аренда 1 кв.м площади в порту стоит $5 в сутки. Площадь 20-футового контейнера - 14 кв.м. Следовательно, демередж в день будет составлять 14 * $5 = $70.
Формула расчета демереджа выглядит так:
Демередж = Ставка демереджа * Количество дней задержки
Где:
- Ставка демереджа - либо фиксированная сумма, либо рассчитанные фактические расходы
- Количество дней задержки - сколько сверх нормы простоял контейнер в порту
Используя эту формулу, можно легко посчитать итоговую сумму демереджа в конкретной ситуации.
Таким образом, расчет демереджа не представляет особой сложности. Главное - знать принятую в порту ставку и количество дней простоя контейнера.
Как избежать демереджа
Чтобы избежать демереджа, отправители и получатели грузов могут предпринять следующие меры:
- Точный расчет сроков доставки и возврата контейнеров
- Выбор надежных партнеров по логистике
- Страхование рисков возникновения демереджа
- Запас времени при планировании графика
- Мониторинг перемещения контейнеров
- Грамотное планирование всей логистической цепочки
Точный расчет сроков - залог успеха. Необходимо учитывать реальное время в пути, возможные задержки, погодные условия.
Надежные партнеры - грузовые экспедиторы, морские линии, портовые операторы. От их работы зависит своевременная доставка.
Страхование рисков поможет компенсировать убытки от демереджа. Цтоит рассмотреть этот вариант.
Запас времени в графике доставки. Лучше запланировать заблаговременный вывоз контейнера из порта.
Мониторинг контейнеров - отслеживание их местонахождения на всем пути следования. Это поможет вовремя реагировать на задержки.
Планирование логистики - важно продумать и согласовать действия всех участников перевозки. Это позволит избежать сбоев.
Придерживаясь этих рекомендаций, можно существенно снизить риск возникновения демереджа. Главное - ответственный подход и внимание к деталям.
Демередж при мультимодальных перевозках
При мультимодальных перевозках с участием морского и других видов транспорта тоже существует риск возникновения демереджа. Рассмотрим особенности таких ситуаций.
К основным причинам демереджа при мультимодальных перевозках относятся:
- Задержки при перевалке контейнеров между видами транспорта
- Сбои в работе ж/д или автоперевозчиков
- Увеличенное количество перевалок
- Удаленность внутренних терминалов от морских портов
Чаще всего демередж возникает по вине наземных перевозчиков. Однако ответственность между участниками цепочки распределяется по-разному:
- По договору мультимодальной перевозки
- Согласно международным соглашениям
- На основе национального законодательства
В любом случае, рекомендуется страховать такие риски. Страховая компания возместит расходы на демередж вне зависимости от того, кто фактически его заплатит.
Мировая практика применения демереджа
В мировой практике существуют различия в применении демереджа в зависимости от страны и порта. Рассмотрим некоторые примеры.
В портах США и Европы ставки демереджа относительно низкие, в среднем $10-30 в сутки. В азиатских портах они значительно выше.
Например, в Шанхае демередж для 20-футового контейнера составляет $160 в день, для 40-футового - $200.
Во многих развивающихся странах сложились неформальные местные правила по демереджу. Например, в портах Африки широко распространено неофициальное согласование ставок демереджа между перевозчиками и клиентами.
В целом наблюдается тенденция к ужесточению политики в отношении демереджа. Порты стремятся повысить эффективность обработки контейнеров.
Будущее демереджа
Каким может быть будущее системы демереджа? Рассмотрим возможные сценарии развития.
С одной стороны, перевозчики будут стремиться повышать ставки, чтобы стимулировать своевременный возврат контейнеров.
С другой стороны, широкое внедрение цифровых технологий и оптимизация логистических процессов могут сократить случаи демереджа.
Также возможен вариант гибкой системы, когда ставки и льготный период будут зависеть от надежности клиентов и статистики задержек.
Однозначного ответа пока нет. Но для минимизации демереджа в будущем нужно уже сегодня внедрять новейшие технологии и оптимизировать процессы.
Похожие статьи
- Магазины "Светофор": отзывы, адреса, режим работы
- Что делают из нефти? Основные нефтепродукты
- Что можно продавать, чтобы заработать? Идеи для выгодного бизнеса
- Популярные виды спорта для девочек
- Коммерческие предложения - это что такое? Примеры
- ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент): особенности расчета, формула
- Какие бывают купюры долларов США?