Демереджа - это понятие из сферы контейнерных перевозок

0
0

Демередж - распространенный термин в сфере международных контейнерных перевозок. Этот вид штрафных санкций применяется морскими линиями при нарушении клиентами сроков использования контейнеров. Давайте разберемся, что означает демередж, как его можно избежать, и кто несет ответственность за оплату.

Что такое демередж и детеншн

Демередж и детеншн - это два вида штрафов, налагаемых перевозчиком при превышении клиентом установленных сроков использования контейнера.

Демередж - штраф за простой контейнера в порту сверх согласованного льготного периода. Например, после выгрузки контейнера из судна клиент имеет 3 свободных дня на его вывоз. Если контейнер задерживается в порту дольше, начинает действовать демередж.

Детеншн - штраф за превышение разрешенного срока использования контейнера вне порта. Обычно это 5-10 дней после вывоза порожнего контейнера из терминала.

Ключевое отличие детеншна от демереджа в том, что детеншн действует за пределами порта, а демередж - непосредственно на территории морского терминала.

Оплата демереджа и детеншна зависит от условий контракта на перевозку. Как правило, отправитель несет ответственность за демередж, а получатель - за детеншн.

Портрет раздраженного мужчины

Причины возникновения демереджа

Основные обстоятельства, которые могут привести к начислению демереджа:

  • Превышение сроков бесплатного хранения контейнера в порту
  • Задержка отправки контейнера из порта по вине морской линии или грузовладельца
  • Несвоевременная подача транспорта под выгрузку контейнера
  • Проблемы с таможенным оформлением груза
  • Неблагоприятные погодные условия в порту

Рассмотрим подробнее каждую из этих причин.

Превышение сроков бесплатного хранения - самая распространенная причина демереджа. Морские линии устанавливают льготный период хранения контейнера в порту после выгрузки. Обычно это 3-5 дней для 20-футового и 4-7 дней для 40-футового контейнера. Если грузовладелец не укладывается в эти сроки, начинает действовать демередж.

Задержка контейнера по вине перевозчика или грузовладельца. Например, судно прибывает в порт с опозданием, либо отсутствует транспорт для вывоза контейнера. Это тоже частая причина демереджа.

Несвоевременная подача транспорта. Если водитель не успевает приехать в срок за контейнером, тот простаивает в порту лишние дни. В итоге демередж неизбежен.

Проблемы с таможней. Иногда возникают задержки с оформлением документов, что тоже ведет к демереджу.

Плохая погода. Шторм и ураган могут парализовать работу порта на несколько дней. Это форс-мажор, но перевозчик все равно вправе начислить демередж.

Таким образом, причин для возникновения демереджа может быть много. Главное - знать эти риски и принимать меры для их минимизации.

Как рассчитывается демередж

Существуют два основных способа расчета суммы демереджа:

  • По фиксированным ставкам порта
  • Исходя из фактических расходов перевозчика

Фиксированные ставки устанавливаются администрацией порта на основе сложившейся практики. Обычно они зависят от размера контейнера:

Тип контейнера Ставка демереджа
20-футовый $10 за день
40-футовый $15 за день

Расчет по фактическим расходам используется, если в порту отсутствуют установленные ставки демереджа. Тогда его сумма определяется из реальных затрат перевозчика на содержание контейнера.

Например, аренда 1 кв.м площади в порту стоит $5 в сутки. Площадь 20-футового контейнера - 14 кв.м. Следовательно, демередж в день будет составлять 14 * $5 = $70.

Формула расчета демереджа выглядит так:

Демередж = Ставка демереджа * Количество дней задержки

Где:

  • Ставка демереджа - либо фиксированная сумма, либо рассчитанные фактические расходы
  • Количество дней задержки - сколько сверх нормы простоял контейнер в порту

Используя эту формулу, можно легко посчитать итоговую сумму демереджа в конкретной ситуации.

Таким образом, расчет демереджа не представляет особой сложности. Главное - знать принятую в порту ставку и количество дней простоя контейнера.

Контейнер ночью на складе

Как избежать демереджа

Чтобы избежать демереджа, отправители и получатели грузов могут предпринять следующие меры:

  • Точный расчет сроков доставки и возврата контейнеров
  • Выбор надежных партнеров по логистике
  • Страхование рисков возникновения демереджа
  • Запас времени при планировании графика
  • Мониторинг перемещения контейнеров
  • Грамотное планирование всей логистической цепочки

Точный расчет сроков - залог успеха. Необходимо учитывать реальное время в пути, возможные задержки, погодные условия.

Надежные партнеры - грузовые экспедиторы, морские линии, портовые операторы. От их работы зависит своевременная доставка.

Страхование рисков поможет компенсировать убытки от демереджа. Цтоит рассмотреть этот вариант.

Запас времени в графике доставки. Лучше запланировать заблаговременный вывоз контейнера из порта.

Мониторинг контейнеров - отслеживание их местонахождения на всем пути следования. Это поможет вовремя реагировать на задержки.

Планирование логистики - важно продумать и согласовать действия всех участников перевозки. Это позволит избежать сбоев.

Придерживаясь этих рекомендаций, можно существенно снизить риск возникновения демереджа. Главное - ответственный подход и внимание к деталям.

Демередж при мультимодальных перевозках

При мультимодальных перевозках с участием морского и других видов транспорта тоже существует риск возникновения демереджа. Рассмотрим особенности таких ситуаций.

К основным причинам демереджа при мультимодальных перевозках относятся:

  • Задержки при перевалке контейнеров между видами транспорта
  • Сбои в работе ж/д или автоперевозчиков
  • Увеличенное количество перевалок
  • Удаленность внутренних терминалов от морских портов

Чаще всего демередж возникает по вине наземных перевозчиков. Однако ответственность между участниками цепочки распределяется по-разному:

  1. По договору мультимодальной перевозки
  2. Согласно международным соглашениям
  3. На основе национального законодательства

В любом случае, рекомендуется страховать такие риски. Страховая компания возместит расходы на демередж вне зависимости от того, кто фактически его заплатит.

Мировая практика применения демереджа

В мировой практике существуют различия в применении демереджа в зависимости от страны и порта. Рассмотрим некоторые примеры.

В портах США и Европы ставки демереджа относительно низкие, в среднем $10-30 в сутки. В азиатских портах они значительно выше.

Например, в Шанхае демередж для 20-футового контейнера составляет $160 в день, для 40-футового - $200.

Во многих развивающихся странах сложились неформальные местные правила по демереджу. Например, в портах Африки широко распространено неофициальное согласование ставок демереджа между перевозчиками и клиентами.

В целом наблюдается тенденция к ужесточению политики в отношении демереджа. Порты стремятся повысить эффективность обработки контейнеров.

Будущее демереджа

Каким может быть будущее системы демереджа? Рассмотрим возможные сценарии развития.

С одной стороны, перевозчики будут стремиться повышать ставки, чтобы стимулировать своевременный возврат контейнеров.

С другой стороны, широкое внедрение цифровых технологий и оптимизация логистических процессов могут сократить случаи демереджа.

Также возможен вариант гибкой системы, когда ставки и льготный период будут зависеть от надежности клиентов и статистики задержек.

Однозначного ответа пока нет. Но для минимизации демереджа в будущем нужно уже сегодня внедрять новейшие технологии и оптимизировать процессы.