Фаркоп: что это, установка своими руками, особенности и характеристики

0
0

Фаркоп – необходимое оборудование для буксировки прицепа. Установка фаркопа позволяет расширить возможности автомобиля. В статье разберем, что такое фаркоп, какие бывают виды, особенности установки и подключения.

Что такое фаркоп

Фаркоп – это тягово-сцепное устройство (ТСУ) шарового типа, предназначенное для сцепления автомобиля с прицепом.

Основные функции фаркопа:

  • Буксировка прицепа с грузом или без
  • Установка велобагажника
  • "Парковочный бампер"
  • Эстетическая функция, дополнение внешнего вида авто

По конструкции фаркоп состоит из двух элементов:

  1. Балка (рама), которая крепится к кузову
  2. Соединительный механизм (шар или крюк)

Преимущества использования фаркопа - это:

  • Возможность буксировать прицепы и перевозить грузы
  • Установка велобагажников, лыжниц, боксов
  • Защита бампера при парковке
  • Эффективное использование грузового пространства авто

Типы и виды фаркопов

Существует несколько способов классификации ТСУ. Рассмотрим основные критерии.

Установка фаркопа в автомастерской

По типу крепления

Выделяют три основных типа:

  1. Несъемный (сварной) – устаревший вариант, шар приварен к балке;
  2. Съемный – возможность демонтажа, ручной или полуавтоматический;
  3. Фланцевый – шар крепится болтами к площадке на балке.

По типу шарового соединения

Используются буквенные обозначения, основные:

  • Тип A – условно съемный на 2 болтах;
  • Тип С – легкосъемный, горизонтальный и вертикальный;
  • Тип E – под квадрат, для американских авто;
  • Тип H – несъемный, приварной.

Также встречаются менее распространенные варианты – B, F, G, V, N.

Грузовик буксирует прицеп

Особенности американского типа

Отличается конструкцией из 4 элементов:

  1. Прочная рама под бампером
  2. Квадрат или приемник для крепления
  3. Кронштейн на квадрате
  4. Съемный шар на кронштейне

Позволяет регулировать высоту и менять диаметр шара.

Другие разновидности

  • Автомат – шар прячется под днище или в бампер;
  • Складной – шар складывается нажатием кнопки.

Таким образом, ассортимент фаркопов довольно широк. Есть множество вариантов для разных типов автомобилей и целей использования.

Чтобы выбрать оптимальный вариант фаркопа, нужно учитывать такие критерии:

Тип и марка автомобиля

Фаркоп должен подходить под конкретную модель:

  • Тип кузова
  • Наличие заводских отверстий
  • Комплектация подвески и выхлопа

Максимальная масса буксируемого прицепа

Важный параметр, который зависит от технических характеристик авто:

Тип шара A, C, H до 1,5 тонны
Тип шара F, G до 3,5 тонны

Также зависит от наличия электроподключения фаркопа.

Надежность и качество

Лучше выбрать проверенного производителя, например Westfalia, Босал, Атлант.

Стоимость фаркопов колеблется от 3000 до 15000 рублей в зависимости от бренда и комплектации.

Таким образом, цена на фаркоп напрямую зависит от характеристик изделия.

Установка фаркопа

Установку фаркопа лучше доверить профессионалам, но возможно выполнить и своими руками.

Подготовка к монтажу

Перед началом работ необходимо:

  • Припарковать авто на ровной поверхности
  • Подложить упоры под колеса
  • Обесточить бортовую сеть
  • Демонтировать бампер

Инструменты и материалы

Потребуются такие инструменты:

  • Набор гаечных ключей
  • Отвертки крестовая и плоская
  • Перфоратор или дрель
  • Напильник, наждачная бумага
  • Монтажный столик

Из материалов:

  • Фаркоп
  • Крепеж (болты, гайки, шайбы)
  • Герметик, жидкие гвозди

Пошаговая инструкция установки

  1. Разметить и просверлить крепежные отверстия в соответствии с инструкцией на фаркоп;
  2. Установить балку фаркопа на авто и закрепить болтами;
  3. Установить сцепной шар и зафиксировать его;
  4. Подогнать и установить на место пластиковые элементы бампера;
  5. Проверить люфты в конструкции.

Особенности на разных авто

Могут потребоваться дополнительные операции:

  • Снятие глушителя при недостатке места;
  • Укорачивание выхлопной трубы;
  • Усиление кузова в местах крепления.

Возможные сложности

Частые трудности при установке фаркопа своими руками:

  • Неправильный подбор крепежа;
  • Недостаточная жесткость конструкции;
  • Утечки из-за некачественной герметизации.

Поэтому опытные автомобилисты рекомендуют для монтажа обращаться в специализированные сервисы.

Подключение электрики фаркопа

Для работы фонарей и другого электрооборудования на прицепе необходимо правильно подключить проводку от бортовой сети автомобиля.

Необходимость подключения

Электрика необходима:

  • Для фонарей прицепа
  • Обогрева и освещения внутри кузова
  • Питания бытовой техники и инструментов

Без правильного монтажа электропроводки невозможно полноценное использование прицепа.

Типы разъемов

Применяют два основных типа:

  1. 7-ми контактный - европейский стандарт;
  2. 13-ти контактный - для большего количества цепей.

Существуют переходные жгуты между разъемами.

Схемы подключения

Стандартные схемы различают:

  • Однопроводную: масса общая;
  • Двухпроводную: отдельный провод массы.

Сложные схемы можно найти в инструкции к фаркопу.

Особенности монтажа

При монтаже проводки следует учитывать:

  • Сечение проводов должно соответствовать нагрузке;
  • Длина и марка проводов должны совпадать со схемой;
  • Необходимо герметизировать места соединений.

Блоки согласования

Применяются на авто с мультиплексной проводкой. Позволяют корректно распределить цепи для фаркопа.

Эксплуатация и обслуживание фаркопа

Для безопасного использования фаркопа важно соблюдать правила эксплуатации и проводить регулярное обслуживание.

Правила эксплуатации

В процессе использования следует:

  • Не превышать допустимую нагрузку на ТСУ и массу прицепа;
  • Применять прицепы с исправным тормозным устройством;
  • Плавно разгоняться и замедляться во избежание рывков;
  • Соблюдать скоростной режим и ПДД.

Требования по нагрузке

Максимально допустимая нагрузка указана в документах на фаркоп и зависит от:

  • Типа ТСУ и соединительного элемента;
  • Модели и технических характеристик автомобиля.

Превышение допустимых нагрузок запрещено.

Регулировка и настройка

В процессе эксплуатации требуется:

  • Подтягивать крепежные соединения;
  • Регулировать люфты в шаровом соединении;
  • Проверять корректность работы электрики.

Периодичность осмотра

Рекомендуется проводить технический осмотр фаркопа каждые 5000 км пробега или раз в полгода.

Своевременное обслуживание обеспечит долгий срок службы и исправность ТСУ.