Типы личности в социологии – какие они?

0
0

Наука социология изучает основные типы классов, страт и больших групп людей, которые входят во взаимодействие между собой. Следовательно, этой дисциплине – в отличие от психологии - необходимо максимально отдалиться от индивидуальных, неповторимых, особенных черт одного человека, чтобы вычленить общее для огромного коллектива, живущего как единое целое. Поэтому важной составляющей при изучении процессов, действующих в обществе, является разделение людей на типы личности в социологии.

Типы личности в социологии

Что такое социальный тип?

Индивидуум – это сложный многоуровневый феномен, со своим внутренним миром, переживаниями, эмоциями и чувствами. Казалось бы, как можно сгруппировать и классифицировать шесть миллиардов таких разных человеческих микрокосмов? Впервые эта задумка пришла в голову социологу Э. Шпрангеру в 1914 году. Коль скоро мы можем поделить общество на социальные группы, следовательно, один член класса имеет совокупность качеств, присущих всем остальным членам этой общности. Основываясь на мотивации человека, Шпрангер выделяет такие типы личности в социологии:

  • теоретический (ориентация на новые знания и умения);
  • социальный (направленность на общение, окружение);
  • религиозный (поиск высшего смысла жизни, забота о посмертном спасении души);
  • политический (устремление к господству или подчинению, четкое следование социальным ролям);
  • эстетический (поиск красоты, идеала, получение впечатлений или самовыражение);
  • экономический (основная мотивация – прагматическая выгода).

Базисные и идеальные типы личности в социологии

Социологи подходят к классификации членов общества, пользуясь и другими критериями. Одним из таких мерил является отношение человека к существующим социальным условиям. В этом смысле базисная личность – наиболее характерная в сложившейся социальной ситуации, а идеальная – та, для которой определенные условия, сложившиеся в обществе, являются оптимальными.

Ролевая теория личности в социологии
Типы личности в социологии по Э. Фромму

Эрих Фромм взял за основу классификации ориентацию личности в ее отношениях с обществом. Поэтому ученый выделяет два основных типа, подчеркивая, что в одном и том же человеке могут мирно сосуществовать оба, просто в той или иной ситуации какой-то один вариант будет доминировать. Продуктивная личность стремится изменить окружающий мир, ею движет жажда самовыражения. Аналогичным образом непродуктивный тип не способен к самовыражению и стремится приспособиться к окружающей среде.

Вечная борьба традиционалистов и новаторов

Отечественная наука выделяет свои социальные типы личности в социологии. Крушение Советского Союза очень четко проявило дифференциацию общества на эти основные виды. Таким образом, для традиционалистов характерна ориентация на старые ценности, понятие долга, дисциплины, стабильности и порядка. У них низкое стремление к самовыражению, зато огромное желание послушания. Новаторы критически настроены по отношению к старым устоям, им присуща самостоятельность и страсть к самореализации. Эти установки породили эмоциональные типы личности: фрустрированную (с низкой самооценкой, подавленную, ощущающую себя выброшенной за рамки общества), гедонистическую (со стремлением получить удовольствие прямо сейчас) и реалистичную (сочетающую чувство долга и уважение к другим людям с потребностью в самореализации).

Ролевая теория личности в социологии

Социальные типы личности в социологии
Эту теорию ввели в научное обращение американские социологи И. Гоффман, Т. Парсонс, Р. Линтон и другие. Она базируется на том, что на личность осуществляет воздействие сама страта, к которой человек принадлежит. Она во многом диктует способ поведения человека, его моральные ценности и установки, и даже одежду, повадки и речь. Так, топ-менеджер должен иметь загородный дом, машину, посещать тренажерный зал, следить за одеждой и культурой речи. В то же время у человека, принадлежащего, например, к хиппи, совсем иной тип поведения, одежды и жизненных устремлений. Тем не менее в процессе нашей жизнедеятельности мы вынуждены играть различные социальные роли: пассажира, студента, мужа, отца, сына, фана футбольного клуба, покупателя и члена общественного движения. Эти роли также довлеют над нами, заставляя выполнять те или иные социальные действия.