Цивилизационный подход: новая парадигма в изучении истории
Смена основной парадигмы в отечественной науке
Долгое время в отечественной науке основным подходом к изучению исторического процесса была теория формаций, сформулированная и научно оформленная К. Марксом. Однако с распадом Советского Союза серьезные изменения претерпела и основная научная парадигма. В истории главенствующую позицию занял цивилизационный подход. О нем пойдет речь в нашей статье.
Н. Данилевский и цивилизационный подход
Нельзя сказать, что такой ракурс рассмотрения истории человечества был абсолютно новым для нашей страны. Еще в начале прошлого столетия у его истоков стоял замечательный русский ученый Данилевский, который одним из первых стал рассматривать развитие того или иного народа с точки зрения раскрытия его культурного потенциала. Впоследствии его стали относить к группе тех ученых, которые пропагандировали так называемый локально-цивилизационный подход. Суть его состоит в рассмотрении каждой цивилизации как обособленной культурно-исторической единицы.
Сущность цивилизационного подхода
Большинство ученых привыкло, что та или иная парадигма предоставляет им необходимый инструментарий для изучения определенного явления. Однако цивилизационный подход, в отличие от формационного, этим похвастать не может. Все дело в том, что на современном этапе нет какой-либо одной теории, а сам этот подход есть не что иное, как совокупность сходных методических и методологических принципов. В частности, в настоящее время в этой области господствуют воззрения таких мыслителей, как Тойнби, Шпенглер, Сорокин, которые фундаментальной основой своих исследований считали рассмотрение всеобщей истории как суммарного конгломерата развития отдельно взятых народов и государств.
Основные принципы новой парадигмыЦивилизационный подход, несмотря на огромное различие в концепциях, объединяют следующие принципы. Во-первых, произошла замена описательного характера исследований так называемым «пониманием» процессов. Во-вторых, оптимизм, который был присущ для работ предыдущих периодов, постепенно сменился разочарованием и насаждением рационализма. В-третьих, если для сторонников формационного подхода единство мировой истории не подвергалось сомнению, то их идеологические оппоненты в основной своей массе настаивают на локальном рассмотрении тех или иных народов. Наконец, в-четвертых, цивилизационный подход к изучению истории основное свое внимание уделяет культурному становлению и развитию территорий, образованию единого культурологического пространства.
Характеристика основного термина парадигмы
Особое место в исторических построениях данных ученых занимает понятие «цивилизация». Оно, естественно, также имеет свои особенности у разных исследователей. Однако в главном они практически едины: цивилизация представляет собой комплекс отношений между людьми, связанных между собой общей историей и культурными традициями.
При этом практически все утверждают, что особое значение придается не столько отдельным индивидам, сколько образуемым ими социальным общностям.Перспективы новой концепции
Таким образом, цивилизационный подход к изучению истории представляет собой достаточно сложную и даже запутанную совокупность методологических подходов, в основе которых лежит восприятие общества с позиций его культурного развития.
Похожие статьи
- Типы цивилизаций. Понятие цивилизации
- Типология государства по А. Тойнби и К. Марксу
- Формационный и цивилизационный подходы. Сравнение формационного и цивилизационного подхода
- Цивилизация – что такое? Значение понятия, типы цивилизаций
- Ирригационная теория государства - суть, особенности возникновения и история
- Какая самая древняя цивилизация на Земле?
- Что такое ракурс, где используется этот термин?