Наука как социальный институт в контексте общественного развития
Наука как социальный институт является, по мнению большинства исследователей, фундаментальным основанием нашего общества. От уровня ее развития, объема получаемых знаний и практической информации зависит экономическое развитие любого государства. Кроме того, наука играет ключевую роль в системе образования, предоставляя «исходники» для воспитания, социальной адаптации и профессиональной специализации индивидов. Иными словами, от уровня развития науки зависит как региональная конкурентоспособность страны, так и возможность каждого из нас достигать максимальных результатов.
В современном мире уже мало быть образованным человеком и даже иметь одно высшее образование: даже при наличии неплохой деловой хватки существует вероятность проигрыша в конкурентной борьбе, если не располагаешь достаточными знаниями в своей профессиональной области.
Наука как социальный институт
До недавнего времени наука считалась специфической областью деятельности, как, впрочем, и философия. Научные исследования проводились непрофессионально в том смысле, что они делались, как сейчас принято говорить, в свободное от основной работы время. Соответственно, учеными могли быть либо очень богатые люди, либо общественные деятели, сумевшие получить частное финансирование для своих опытов. Наука как институт сформировалась только на рубеже 19-20 веков, когда получение необходимых знаний стало находить свое практическое применение и приносить экономический доход в виде промышленных инноваций, технологических решений и т.д.
Тем самым возникла необходимость разделения на академическую науку, занятую развитием базовых теоретических концепций с прицелом на долгосрочную перспективу, и науку прикладную, обслуживающую производственную, культурную и социальную сферу жизнедеятельности. Соответственно, финансирование также разделилось: академическую часть обычно финансирует государство и частные фонды, прикладную – бизнес.
Наука как социальное явление
Система научного производства организована по своим определенным правилам. Эти правила выделяют ее в совершенно отдельную область. Наука как социальный институт обрастает собственной производственной базой (научными центрами), вокруг которой выстраиваются свои социальные и экономические связи, контакты, группы интересов, а в плоскости взаимодействия с государством и бизнесом – собственная бюрократия. Не говоря уже о разработке собственного этического кодекса, моральных принципов и правовых норм, регулирующих научную деятельность. Все эти обстоятельства выделяют науку в область особого вида элитного общественного сознания, располагающего высоким социальным и символическим капиталом.
Наука как сфера культуры
Наука вплетена в систему общечеловеческой культуры. Больше того, она превратилась в один из источников производства ценностей и моральных стандартов. Образованный человек, человек науки – это в большинстве случаев объект для подражания, носитель высоких ценностей. В этом смысле надо сказать, что наука как социальный институт в определенном смысле вытеснила из сферы духовного доминирующие позиции религии. Наработка ценностных ориентиров, мировоззренческих позиций и моральных императивов осуществляется за счет производства научного знания, но не мистического озарения, как это было еще до конца 19 века. Наука принципиально изменила общество, сделав его открытым и глобальным, независимым от мнения отдельных социальных и профессиональных групп.
Похожие статьи
- Социальные институты: примеры, основные черты, функции
- Современное понятие науки. Понятие предмета науки
- Какую роль занимает наука в мире? Открытия и цивилизация
- Основные виды наук
- Особенности научного познания: сущность и значение
- Что такое семья? Понятие семьи и брака
- Что такое юриспруденция: определение, факультеты и вузы