Списание основных средств: основные моменты
Как правило, бухгалтерский учет включает в себя не только ведение и фиксирование денежных операций, но и иные виды регистрации движения хозяйственных средств. Причем для каждого случая правила оформления и другие моменты могут различаться. Например, списание основных средств необходимо проводить в соответствии с установленным порядком, предписанным Налоговым Кодексом.
Когда проводится выбытие ОС?
Списание основных средств выполняется в случае износа в моральном или физическом плане.
В первом случае хозяйственное имущество не является непригодным для использования, однако может устареть с точки зрения новизны, соответствия развитию научно-технического прогресса. Во втором - предметы являются неприемлемыми для применения по причине поломки, износа деталей и так далее. В связи с этим можно выделить такие ситуации, когда может произойти списание основных средств:- Хозяйственное имущество пришло в полную или частичную негодность (сломаны или изношены детали и другие моменты).
- В случае реализации ОС на сторону.
- При дарении (безвозмездной передаче) хозяйственного имущества.
- В случае передачи ОС в качестве доли вклада при установлении уставного капитала другой организации.
- При передаче хоз. имущества в лизинг, аренду или при обмене по бартеру. При этом осуществляется списание с забалансового счета. При оформлении используется такая документация – акт о передаче или приемке ОС и договор об аренде.
Порядок проведения
Списание основных средств рекомендуется выполнять с учетом такой информации:
- Назначение комиссии. Сюда могут входить главный бухгалтер, инженер, лицо, ответственное за данное средство, специалисты. Они осматривают ОС и выносят суждение о состоянии данного имущества.
- Составление акта о списании. В результате осмотра ОС члены комиссии могут оценить хозяйственное имущество по-разному. При этом возможно средства могут быть разобраны на детали, которые будут использовать в производстве или же быть реализованы. После выполнения оценки должен быть составлен акт, который утверждается руководителем компании. Следует учесть, что до этого момента выполнение разбора ОС невозможно.
- Утилизация основных средств.
Некоторые моменты
Можно выделить такие пункты при выполнении данной операции:
- Все материальные активы после списания могут быть разделены на такие группы: 1 – предметы, которое можно использовать в прямом назначении, 2 – детали, которые идут на вторичное производство (лом и так далее), 3 – непригодные остатки;
- Расход и доход при проведении данной операции считаются внереализационными. Эти операции должны заноситься на счета в тот период, в котором они осуществляются. При этом под внереализационными расходами понимаются траты на демонтаж оборудования, его вывоз и так далее. Эти значения должны подтверждаться соответствующей документацией. Доходы вне реализации представляют собой стоимость запасных деталей и материалов, которые были получены при разборке основных средств. Можно отметить, что данные суммы в прибыль, облагаемую налогом, не входят. Их оформляют на забалансовом счете. (Причем в прибыль, облагаемую налогом, не входит также списание налоговой задолженности, которую признали безнадежной).
Похожие статьи
- Учет и оценка основных средств
- Инвентаризация основных средств: подготовка, проведение, учет
- Внереализационные расходы - это что такое?
- Нематериальные активы предприятия: оценка, стоимость, амортизация, учет, проводки
- Износ основных средств предприятия. Виды, особенности
- Амортизация основных фондов предприятия и износ. Нормы и расчет амортизации основных фондов
- Нормативный срок эксплуатации