Закономерности и принципы воспитания. Закономерности процесса воспитания

0
0

В настоящее время педагогикой уже накоплен обширный материал, который касается описания различных явлений и знаний о воспитательном процессе. Причем эта наука имеет большое количество разнообразных ответвлений, развивающихся в качестве самостоятельных дисциплин. К ним можно отнести педагогику школы, профтехобразования, дефектологию и т.д. Какая же дисциплина изучает закономерности и принципы воспитания? Все зависит от возраста обучающегося. Это может быть педагогика от ясельной до производственной сферы.

Появление воспитания

Основные этапы существования древнего человека определялись его видением жизни. Процесс воспитания в первобытном обществе казался, на первый взгляд, спонтанным и бессистемным. Он не являлся обязательной функцией и основывался на фольклоре и существовавших традициях.

Принципы семейного воспитания всегда были основными в процессе формирования личности. Эти действия имели сакральный смысл. Малыши в семье никогда не были ограничены в свободе. Не существовало и строгих наказаний. Дети играли, подражая жизни взрослых.

закономерности процесса воспитания

На начальном этапе своего становления закономерности и принципы воспитания отражались в специальных заповедях. На формирование личности маленького человека влиял образ жизни его родителей. До зарождения письменности все суждения имели устный характер. До настоящего времени они дошли в виде поговорок, пословиц, крылатых выражений и афоризмов, сказок и колыбельных песен.

В глубокой древности самая высокая миссия отводилась материнству. Ему придавалось огромное значение. Материнские песни и сказки, прибаутки и пословицы ненавязчиво доносили до сознания ребенка информацию о том мире, в котором ему предстояло жить. При этом обогащалась душа маленького человечка, развивался его музыкальный слух и художественный вкус.

Закономерности и принципы воспитания всегда базировались на нравственной культуре народа. К примеру, в славянском языке не было ругательных слов.

Еще одним, более поздним институтом воспитания стали «дядьки». Они были наставниками для своих племянников. После принятия христианства получило распространение кумовство, то есть у маленького человечка появлялись крестные мать и отец.

Развитие педагогики как науки привело к созданию различных образовательно-воспитательных учреждений. Первые заведения подобного типа появились еще в 8 в. Их основное предназначение – подготовка педагогов. Страна, в которой появились первые учреждения подобного типа, – Германия.

закономерности и принципы воспитания

Сегодня педагогика – это не только наука, но и практика воспитания и обучения. Причем она применима на всех возрастных ступеньках профессионального и личностного развития человека.

Основное понятие

Закономерности и принципы воспитания являются общими исходными положениями педагогики. В них находят отражение те основные требования, которые предъявляются к методам организации и содержанию образовательного процесса.

Вся система формирования личности человека находится в зависимости от определенных закономерностей. Они-то и определяют инструменты педагогики и дают представление о том, как это должно происходить на практике.

Вовлечение в деятельность

Закономерности процесса воспитания представляют собой довольно обширный перечень. Одну из позиций в нем занимает вовлечение личности в активную деятельность. Без этого развитие человека становится невозможным. Дело в том, что для личностного роста необходимо присвоение накопленного обществом опыта в разнообразных его проявлениях. Овладеть этими знаниями можно только при проявлении соответствующей деятельности. Например, как привить человеку трудолюбие? Здесь необходимы такие формы воспитания, как вовлечение в решение коллективных дел и в межличностные отношения. Еще одним примером служит получение знаний. Сделать это невозможно без осуществления познавательной деятельности.

принципы воспитания в педагогике

Формирование всесторонне развитой и гармоничной личности является целью любого воспитательного процесса. А она не может быть достигнута без вовлечения учащегося в различные виды деятельности, а именно:

- технически-творческую и учебно-познавательную;

- патриотическую и гражданско-общественную;

- художественно-эстетическую;

- нравственно-практическую и морально-воспитательную;

- физкультурно-оздоровительную;

- трудовую.

Если учащийся не принимает участие в спортивной или творческой деятельности, то, соответственно, в этих направлениях развиваться он не будет. Это говорит о той важности, которую имеют закономерности процесса воспитания в формировании личности. Для всестороннего развития человека необходимо его вовлечение в каждый из вышеперечисленных видов деятельности.

Стимулирование активности

При каком условии достигается эффективное формирование и развитие личности? Общие закономерности воспитания включают такое понятие, как стимулирование активности. Только проявив старательность и прилежание, человек способен развить свои умственные способности и овладеть знаниями.

Закономерности физического воспитания также основаны на этом принципе. Личная активность нужна в художественно-эстетической, нравственно-практической, а также в познавательной деятельности. Если человек участвует в организации любого из этих процессов безо всякой охоты, то можно говорить о том, что воспитательный процесс пройдет впустую. Никакого развития личности не будет достигнуто. Заставить учащегося впитывать знания и овладевать культурой просто невозможно.

принцип семейного воспитания

Каким образом педагог может стимулировать активность своего ученика? Формируя у личности установки и мотивы в качестве движущей силы, побуждающей к действиям.

Кроме того, великолепным стимулом для развития человека является его личный интерес. С психологической точки зрения он выступает в качестве определенного толчка из-за той радости, удовлетворения и эмоционального подъема, которые испытывает учащийся в итоге.

Отношение к личности

В закономерности обучения и воспитания входит проявление уважения и гуманности к учащемуся. Но в тоже время они непременно должны сочетаться с высокой требовательностью.

Психологически эта закономерность выражается в характере взаимоотношений, которые складываются между педагогом и учеником. У обучающегося непременно возникают те или иные эмоционально-чувственные внутренние переживания, которые и сказываются на эффективности воспитательного процесса. В случае взаимного уважения, доверия, доброжелательности и гуманности возникших отношений педагог будет вызывать только положительную реакцию. В таком случае процесс воспитания станет максимально эффективным. К тому же на должном уровне окажется стимулирование личной активности учащегося.

Открытие перспектив роста

Это еще одна из закономерностей воспитательного процесса. Педагог должен указывать учащимся на те перспективы, которых может достичь всесторонне развитая личность, а также помогать добиваться радости от полученных успехов.

Эта закономерность воспитательного процесса основана на психологической идее важной роли отражения в сознании личности тех результатов, к которым она стремится. Другими словами, любой вид деятельности человека, а также его способы, цели и результат, программируются им заранее. Это позволяет направлять и стимулировать личность к активной деятельности.

Опора на положительные качества личности

Психологическая основа этой закономерности воспитания личности кроется в понимании трудностей, которые придется преодолеть учащимся при достижении перспектив личностного роста. Неудивительно, что при осуществлении всякой деятельности требуется повышенный расход не только физических сил, но и нервной энергии. А это под силу не каждому.

Учет индивидуальных и возрастных особенностей

В ходе воспитательного процесса непременно следует принимать во внимание способности человека. Немаловажным фактором в определении тактики обучения играет и возрастная категория учащихся.

формы воспитания

Закономерности физического воспитания, а также нравственного и умственного, зависят от реакции учащихся на внешние воздействия. Так, если один человек всегда спокоен и уравновешен, то другой вполне может тут же негативно отреагировать на замечание, сделанное педагогом. Все это непременно должно быть учтено в воспитательном процессе. Педагогу важно понимать, что тех учащихся, которые обладают уравновешенным характером, легче вовлечь в совместную деятельность. При этом они быстрее утвердят свое личное достоинство и добьются положительных результатов. Раздражительные люди потребуют к себе большего уважения, деликатности и чуткости со стороны педагогов и сверстников.

Воспитание через коллектив

Это важная закономерность педагогического процесса. Ведь задача любого воспитания состоит в формировании в личности товарищеских качеств и черт. Это становится возможным только в условиях здоровых духовных и социальных отношений в сообществе. К тому же воспитательный процесс не замыкается на том влиянии, которое оказывает на ученика педагог. Он постоянно подкрепляется влиянием коллектива. Это обеспечивает личности защищенность и свободу, и, кроме того, обогащает ее художественно-эстетическими и нравственными отношениями. В связи с этим можно смело утверждать, что без создания сплоченного и здорового коллектива сложно получить высокую эффективность воспитательного процесса.

Согласованность действий

В воспитательный процесс должны быть вовлечены не только педагоги и учащиеся. Здесь потребуется согласованность и единство усилий учителя, семьи, общественных организаций. В том случае, если гармоничности влияния различных сфер не будет, то вряд ли воспитательная работа даст желаемый результат.

Понятие принципов воспитания и требования к ним

В настоящее время разработаны общие положения, которые отражают исходные рекомендации к методам, организации и содержанию процесса формирования личности. Это и есть принципы воспитания в педагогике. К ним предъявляются следующие требования:

  1. Обязательность. Дело в том, что принципы воспитания в педагогике – это не советы. Они носят обязательный характер и требуют полного воплощения на практике. Если основные принципы воспитания систематически и грубо нарушаются, то это подрывает саму основу педагогики.
  2. Комплексность. Основные принципы воспитания требуют одновременного применения в процессе формирования личности. Причем использовать их следует не как звенья одной цепочки, а фронтально.
  3. Равнозначность. Все принципы воспитания детей являются фундаментальными положениями. Их не разделяют на второстепенные и главные. Нет таких принципов, которые можно было бы отложить на потом. Всегда должно быть соблюдено требование равнозначности.

Но не стоит думать, что, изучив принципы и закономерности процесса воспитания, педагог получит готовые рецепты. Это не универсальные правила, которые позволят автоматически достичь высоких результатов. К ним должны быть приложены специальные знания, опыт и мастерство учителя.

Система принципов

В современном педагогическом процессе существует определенная совокупность основных исходных положений. Это целая система принципов воспитания, в которую входят такие компоненты:

- связь педагогики с трудом и жизнью;

- общественная направленность воспитательного процесса;

- гуманизация;

- опора на положительные стороны учащегося;

- единство всех педагогических действий.

Методы воспитания

Они представляют собой те конкретные пути, посредством которых педагог должен повлиять на чувства, сознание и поведение учащихся. Принципы и методы воспитания при их правильном применении позволят решить основные задачи формирования личности. В результате у учеников вырабатывается та позиция и те качества, которые и являлись для педагога целью всего процесса.

основные принципы воспитания

Принципы и методы воспитания в совокупности представляют собой систему средств и приемов, при помощи которых возможно достижение цели. Повлиять на чувства и сознание учащихся педагог может одним из трех способов. К ним относят:

- метод, воспитывающий сознание;

- метод воспитания поведения и деятельности;

- метод, стимулирующий воспитание.

Формы процесса воспитания

Различные варианты в организации педагогического процесса сочетают в себе цели, задачи, закономерности, принципы, приемы и методы, при помощи которых происходит рост человека как личности. Применяя различные формы воспитания, педагог обязан выстроить отношения уважения к личности и признания ее индивидуальных прав и свободы.

Вариантов такой работы существует огромное множество. Однако все формы сведены к нескольким типам, отличающимся друг от друга лишь некоторыми признаками. Так, воспитательный процесс может быть осуществлен в форме различных мероприятий, дел или игр. Основные их различия кроются в следующем:

- в целевой направленности;

- в позиции участвующих в воспитательном процессе;

- в объективных возможностях.

Воспитание в семье

Система образования и воспитания ребенка изначально складывается силами его родственников и родителей. Она является довольно сложной. На нее оказывает непосредственное влияние биологическое здоровье родителей и детей, наследственность, социальное положение в обществе, материальная обеспеченность, уклад жизни и множество других факторов. Все они органично переплетаются друг с другом и могут проявляться в каждом конкретном случае по-разному.

принципы и методы воспитания

Существующие принципы семейного воспитания направлены на:

- создание необходимых условий для развития и роста ребенка;

- передачу собственного опыта в создании и сохранении семейного очага;

- обучение детей умениям и навыкам, нужным для жизни, с целью помощи близким и самообслуживания;

- возникновение чувства ценности своего «я».

Принципы и цели воспитания в семье призваны сформировать такие личностные качества, как эмоциональную, физическую культуру и интеллект, первичный опыт трудовой деятельности и творческие способности. Все это будет зависеть от участия родителей. Ведь они являются первыми педагогами в жизни детей и имеют на них самое сильное влияние.

Роль воспитания в семье сложно переоценить. Его основой служит родительская любовь, вызывающая ответные чувства.

Семья для ребенка является гарантом безопасности при взаимоотношениях с окружающим миром. Это оказывает влияние на снижение чувства тревоги, которое возникает у малыша при стрессовых ситуациях. Близкие люди для ребенка – непременный источник утешения в период волнений и отчаяния.

Семья в процессе воспитания своего чада передает ему накопленный жизненный опыт. Влияние родителей в этом случае особенно велико. От того, насколько близкие люди обеспечат ребенку возможность отдыха на природе, посещение музеев и библиотек, зависит величина запаса детских знаний. Кроме того, родители должны как можно больше беседовать со своим чадом. Это позволит ребенку быстрее адаптироваться в незнакомой ему обстановке и умело устранять проблемы в общении с другими людьми.

Семейное воспитание – важный фактор в формировании дисциплинированности ребенка. Родители могут повлиять на поведение своего чада, осуждая или поощряя его при возникновении определенных ситуаций. Близкие люди применяют к ребенку наказание или допускают определенную степень свободы.

Для детей общение между близкими людьми становится образцом поведения. Но в то же время ребенок вырабатывает собственные нормы, взгляды, идеи и установки. Если для общения в семье малышу создаются хорошие условия, то и развитие личности будет на высоком уровне.

Именно в своей основной среде обитания дети начинают получать знания об окружающем их мире. При наличии высокого внутреннего культурного и образовательного потенциала родителей эти сведения будут достаточно обширны.

Семья для ребенка является первой школой отношений между людьми. Именно здесь закладывается его представление о порядочности и добре, о духовных и материальных ценностях.

Семейное воспитание, в отличие от общественного, основано на чувстве любви. При взаимоотношениях близких людей проявляется ласка и забота, великодушие и терпимость, чувство долга и умение прощать.

Ребенок, не в полной мере получивший родительскую любовь, непременно вырастет черствым и озлобленным, недоброжелательным и неуживчивым. Иногда в результате такого воспитания формируется замкнутая, чересчур застенчивая или неприкаянная личность. Но и чрезмерная любовь вредит маленькому человечку. Заласканный, он вырастет изнеженным и эгоистичным, избалованным и лицемерным.

Воспитание в семье отличается обширным временным диапазоном. Оно продолжается, как правило, всю жизнь человека, не делая при этом никаких перерывов.

Благотворное или негативное влияние семьи люди испытывают и вне дома. Невидимые связи соединяют человека с близкими ему людьми за школьной партой и на работе, в командировке и на отдыхе.

Вся система принципов воспитания в семье должна быть выстроена исходя из специфики среды, в которой происходит первоначальное развитие личности ребенка. К базовым правилам можно отнести следующие:

- создание атмосферы любви и доброжелательности;

- принятие ребенка таким, каков он есть;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей малыша;

- соблюдение единства глубокого уважения и требовательности к личности;

- опору на положительные качества растущего человечка;

- оптимизм в общении.