Система педагогических наук. Структура педагогической науки
Основополагающий гуманистический принцип гласит, что человек − это наивысшая ценность. Поэтому одной из важнейших задач общества является грамотное воспитание подрастающего поколения. Этим как раз и занимается система педагогических наук, которая на сегодняшний день весьма разветвлена.
Педагогика − что это такое?
Обучение и воспитание ребенка (или человека) − крайне сложная задача. Не зря же, в развитых странах Запада профессия учителя и преподавателя является самой престижной и оплачиваемой. Наука об особенностях, формах и методах образования и воспитания именуется педагогикой. "Мастерство воспитания" − вот как можно перевести этот термин с греческого языка.
Справедливо будет отметить, что процесс обучения или воспитания не может быть завершенным. Он выходит далеко за рамки школы или любого другого образовательного учреждения и продолжается дома, в кругу семьи или на улице. Вот почему не стоит "перекладывать" эту нишу целиком на плечи учителя или воспитателя. Элементарные знания о том, что такое педагогика, должен иметь каждый.
Наука или искусство?
"Воспитатель − это художник, а школа − мастерская". Так когда-то высказался известный педагог К.Д. Ушинский. Чем же все-таки является педагогика − наукой или искусством? И как соотносятся между собой педагогическая наука и педагогическая практика?
Нелишним будет отметить, что тот же Ушинский называл педагогику не просто искусством, а "самым сложным, самым обширным и необходимым из всех видов искусств". И это искусство целиком и полностью опирается на знания множества дисциплин, из которых и состоит система педагогических наук. Но кроме знаний также требуются определенные способности и таланты. В целом довольно сложно отыскать еще одну такую науку, которая была бы так же близка к искусству и творчеству, как педагогика.
Педагогическая наука и педагогическая практика − это, по сути, звенья одной цепи, которые просто не могут существовать по отдельности. Ведь все формы, методы и приемы, разрабатываемые педагогическими дисциплинами, должны сразу же быть испробованы на практике, в непосредственной педагогической деятельности.
Система педагогических наук и её формирование
Задумываться над тем, как правильно передать свой жизненный опыт подрастающему поколению, человечество начало на самых ранних этапах своего развития. Постепенно происходило накопление соответствующих знаний и навыков в этой сфере, пока они не оформились в новую научную дисциплину.
Известно, что педагоги были уже во времена Древнего Рима. Тогда ими становились государственные служащие, которые много путешествовали, знакомясь с культурами других народов, а также владели разными науками. В Древней Руси учителями были преимущественно священники, которых именовали мастерами. В Средние века в Европе начали появляться первые университеты, в которых педагогическим делом занимались уже специально обученные этому ремеслу люди.
Развитие системы педагогических наук происходило постепенно. По мере накопления соответствующих знаний, появлялись все новые и новые дисциплины.
Объект и предмет педагогики
Многие неверно считают объектом педагогики ребенка (или обучаемого). Об ошибочности такого подхода говорил еще Антон Семёнович Макаренко в 1922 году. На самом же деле, и учитель, и ученик в педагогическом процессе выступают равнозначными субъектами. Личность, человек, является объектом исследования скорее в психологии. В педагогике такую роль выполняет система педагогических явлений (или процесс воспитания и обучения в общем).
Предмет педагогической науки − это различные законы воспитательного процесса, а также педагогическая практика и закономерности организации образовательных процессов.
Педагогика: связь с другими науками
Междисциплинарные связи, в той или иной мере, характерны для любой из наук. Педагогика относится к группе общественных теорий. При этом она объединяет в себе результаты многих естественных и гуманитарных наук, касающихся развития личности. Это, прежде всего, психология, социология, философия, этика, история, физиология и методология. К слову, связи педагогики с психологическими дисциплинами настолько тесные, что даже сформировался такой класс, как психолого-педагогические науки.
Три основные категории педагогической науки
Основные категории педагогики − это воспитание, обучение и образование.
Воспитание − это особенный механизм усвоения ребенком моральных норм и стандартов поведения. При этом воспитательный процесс является непрерывным, целенаправленным и двусторонним. Так, глупо считать, что процесс воспитания прекращается на момент школьных каникул у ребенка. Воспитание также предполагает наличие обязательного взаимодействия в системе "воспитатель-воспитуемый".
Обучение − это важнейшая категория педагогики, раскрытием которой занимается отдельный крупный её блок − дидактика. Под обучением понимается активный процесс усвоения знаний, умений и навыков человеком. Этот процесс также должен быть двусторонним: с одной стороны − учитель, с другой − ученик.
Образование − это одновременно и процесс, и конечный результат обучения. Оно может быть общим, специальным, начальным, средним и высшим. Общее образование обеспечивает человека базовыми знаниями и умениями, а специальное − готовит его к профессиональной деятельности.
Задачи и функции педагогики
Среди главных задач педагогической науки можно выделить такие:
- исследование особенностей воспитательного процесса;
- изучение структуры педагогических процессов, а также механизмов, по которым они проходят;
- разработка методов, принципов и приемов учебно-воспитательного процесса;
Можно также выделить три главные функции педагогики. Это:
- познавательная (цель науки − познать законы и закономерности воспитания и обучения, чтобы на их основе разработать оптимальные пути достижения поставленных задач);
- теоретическая (реализуется в изучении передового педагогического опыта);
- диагностическая (определение условий и причин тех или иных явлений);
- оценочная (заключается в оценке эффективности конкретного метода обучения или воспитательного приема);
- прогностическая (реализуется через построение моделей педагогических процессов и явлений, а также дает научное обоснование предполагаемых изменений).
Структура педагогической науки
Важный момент в исследовании любой существующей науки − это изучение её структуры. Разнообразные отрасли педагогики решают свой круг научной проблематики. При этом каждая из них может использовать свои, специфические методы исследований.
Современная структура педагогической науки представлена довольно широким спектром дисциплин и различных направлений. Для этой отрасли характерна весьма сильная дифференциация, что отражается в разветвленной системе её дисциплин. При этом многие из них имеют общий предмет исследования.
Можно выделить такие самые популярные направления в современной педагогике:
- общая педагогика (изучает общие закономерности педагогических процессов);
- дидактика (занимается исследованием особенностей процесса обучения и разработкой эффективных его методов и приемов);
- возрастная педагогика (сфера её интересов − возрастные аспекты как обучения, так и воспитания);
- история педагогики (прослеживает развитие самой науки во временном разрезе);
- социальная педагогика (изучает особенности интеграции личности в общественную среду, а также взаимодействие индивидуума и социума);
- семейная педагогика (концентрируется на процессах воспитания ребенка исключительно в системе семьи);
- специальные педагогические науки.
К последней группе относятся науки с особым, специфическим предметом исследования, например, логопедия, дефектология, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и прочие.
Методы педагогической практики
Исследование − это особая форма научного познавательного процесса, которая требует комплекса конкретных методов. Основными из них являются:
- беседа;
- интервью;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- анкетирование;
- тестирование;
- рейтинговый метод;
- социометрический метод;
- метод изучения школьной документации и продуктов деятельности учеников.
Также в педагогике весьма распространены математические и статистические методы, в частности, метод математического моделирования.
Важное место занимает педагогический эксперимент. С его помощью можно проверить эффективность любой теории или идеи. Однако этот метод является и одним из самых сложных. Так, его успешность во многом зависит от правильности составленной программы эксперимента.
Заключение
Система педагогических наук на сегодняшний день очень разветвленная и представляет собой целый комплекс тесно взаимосвязанных научных и прикладных дисциплин. У каждой из них − свои задачи и методы исследований. Однако все отрасли педагогической науки объединены общей целью − это воспитание полноценной и гармонично развитой личности. Без этого наша жизнь утратила бы смысл.
Похожие статьи
- Объектом педагогики является... Принципы, задачи и функции педагогики
- Что такое принцип природосообразности?
- Связь педагогики с другими науками обусловлена развитием общества
- Что изучает педагогика? Основные направления, цели и задачи педагогики
- От чего страдает селезенка: симптомы болезни
- Социум - это... Значение слова "социум"
- Как переустановить Windows: инструкция для чайников