Транспортные самолеты "Руслан": описание и история
Практически у каждого известного авиационного конструктора или бюро есть проект, который является его гордостью. Именно в нём достигается вершина профессионализма. Для конструкторского бюро имени Антонова одной из самых ярких таких разработок, вне всякого сомнения, стал самолет «Руслан», фото которого расположены ниже. При его создании киевские инженеры просто превзошли себя. Ярким подтверждением этого можно назвать тот факт, что большинство мировых экспертов до сих пор называют это воздушное судно непревзойдённым, уникальным и не имеющим аналогов на всей планете.
Общее описание
«Руслан-124» - самолет, который смело можно назвать «дитём» холодной войны. В то время, когда он создавался, между США и СССР шло жёсткое противостояние, а авиастроение было в нём одной из основных площадок. Неудивительно, что новинка разрабатывалась именно для военных нужд государства. Несмотря на то что стоимость перевозки груза этим самолётом является очень высокой, ни один другой вид транспорта не может сравниться с ним по эффективности.
Краткая предыстория
В 1965 году конструкторское бюро имени Антонова создало тяжёлый транспортный авиалайнер Ан-22. С этого момента Советский Союз получил в своё распоряжение крупнейший на планете грузовой самолёт. Наша страна не очень долго оставалась триумфатором, ведь в США на финишную прямую вышла разработка модели Lockheed C-5 Galaxy. Он отличался более высокой мощностью, по сравнению с советским аналогом. В результате этого правительством СССР было принято решение о необходимости создания транспортного воздушного судна, грузоподъёмность которого могла бы достигнуть 140 тонн. Поскольку речь шла о престиже государства, соответствующая задача была поставлена конструкторскому бюро имени Антонова.
Разработка проекта
Украинские авиаконструкторы имели множество наработок в этом направлении, поэтому моментально взялись за работу. Задача перед ними стояла непростая, поскольку таких гигантских самолетов до этого никто и никогда не строил. Им необходимо было разработать ещё целый ряд технологий и оборудование для работ с настолько огромными узлами и деталями. В 1971 году инженеры конструкторского бюро представили два проекта чертежей. Согласно одному из них, самолет Ан «Руслан» оборудовался четырьмя моторами, а согласно второму – шестью двигателями. Грузоподъёмность их составляла соответственно 120 и 140 тонн. Два года спустя, на основании этих проектов была сконструирована опытная модель авиалайнера в натуральную величину. Как показали тесты, для того чтобы она превратилась в серийную версию, требовалась доработка практически всех технических характеристик новинки.
С целью улучшения аэродинамических показателей, безопасности и прочности машины была создана специальная группа. В неё вошли специалисты из лучших научных центров и институтов Советского Союза. Команда учёных и инженеров параллельно изучала возможность применения для лайнера новых технологий и материалов. Во многом за счёт их использования, конструкторам удалось создать самый большой самолет – «Руслан», который можно с уверенностью назвать венцом советской инженерной и авиаконструкторской мысли.
Первые достижения
Дебютный полёт авиалайнера был успешно осуществлён в Киеве 24 декабря 1982 года. Начиная с этого момента, стартовало серийное производство машины. Лишь три года спустя она сначала официально была продемонстрирована отечественным журналистам, а затем и широкой общественности. После успешного дебюта на международной авиационной выставке, которая в 1985 году прошла во французской столице, самолет Ан-124 «Руслан» установил 21 мировой рекорд в таких показателях, как грузоподъёмность и дальность полёта по замкнутому маршруту.
Общая конструкция
Авиалайнер построен по привычной для военно-транспортных воздушных судов схеме высокоплана. Он оборудован стреловидным крылом, характеризующимся сравнительно большим удлинением, многоколёсным шасси, что убирается в полёте, и однокилевым хвостовым оперением. В конструкции машины преимущественно применены композиционные материалы. На них приходится около 1,5 тысячи квадратных метров обивки, что в итоге позволило уменьшить вес пустой машины на две тонны. Самолеты «Руслан» оборудуются относительно толстыми крыльями критического профиля. В комплексе с тщательной обработкой формы фюзеляжа это обеспечивает им высокие аэродинамические характеристики и возможность осуществления перелётов на большие дистанции.
Фюзеляж
Конструкция фюзеляжа предусматривает его разделение на две палубы. Помимо этого, внутреннее пространство транспортника разбито на целый ряд независимых герметичных отсеков, каждый из которых имеет свое предназначение. Это сделано с целью упрощения процесса ремонта и обслуживания, а также увеличения ресурса. В частности, самолеты «Руслан» имеют грузовую кабину, верхнюю переднюю палубу для расположения членов экипажа (в том числе и сменного), а также верхнюю заднюю палубу для персонала, который сопровождает транспортируемый груз (80 человек). За счёт наддува грузовой кабины в ней обеспечивается перепад давления, составляющий не меньше 25 кПа. Благодаря этому, люди могут перевозиться данным воздушным судном на высоте в восемь тысяч метров без применения кислородного оборудования.
Силовая установка
Одно из главных достоинств, которыми может похвастаться самолет «Руслан», – технические характеристики силовой установки. В частности, агрегат состоит из четырёх двигателей типа Д-18Т, конструкция которых была разработана В.А. Лотаревым. Суммарная развиваемая ими мощность составляет 23,4 тысячи кгс. Но это не единственное их преимущество по сравнению с конкурентами. Моторы также отличаются сравнительно малым топливным потреблением, низким уровнем шума и небольшой массой как для агрегатов, используемых в воздушных судах такого рода.
Другие характеристики
Параметры модели в длину и высоту соответственно равняются 69,1 х 20,78 метра. При этом размах её крыльев составляет 73,3 метра. В негружёном состоянии авиалайнер весит 173 тонны. Что касается максимальной взлётной массы, то она установлена на уровне 405 тонн. Крейсерская скорость полёта находится в пределах от 750 до 800 км/ч при том, что наибольшая его высота – 9500 метров. В состав экипажа входит шесть человек. Грузоподъёмность самолета и дальность его полёта почти в три раза превышает аналогичные показатели других успешных советских моделей – Ил-76 и Ан-22. Вместе с этим, по сравнению с ними, «Руслану» требуется в 2-3 раза меньше топлива на каждый тонно-километр перевозимого груза. Что касается практичной дальности полёта, то при максимальной нагрузке в 120 тонн она составляет 5600 километров, в то время как с нагрузкой в 40 тонн этот показатель повышается до 11000 километров. В этих параметрах грузовой самолет «Руслан» превосходит своего основного конкурента – американский тяжелый авиалайнер C-5B Galaxy.
Шасси
В состав каждой из основных опор шасси входит по пять независимых друг от друга двухколёсных стоек. Что касается передней опоры, то она состоит из двух стоек, в каждой из которых установлены по два колеса. Кроме этого, шасси воздушного судна оборудовано системой приседания, которая позволяет уменьшить наклон рамп. Это, в свою очередь, облегчает процесс осуществления погрузки и выгрузки. За счёт специальной технологии управления поворотом передних стоек, самолеты «Руслан» могут разворачиваться на взлётно-посадочных полосах, ширина которых составляет 50 метров. С целью обеспечения полного применения боевых возможностей воздушного судна, его необходимо эксплуатировать в условиях полос, длина которых превышает три километра. Как бы там ни было, модель способна взлетать и с грунтовых покрытий, даже невзирая на её большой вес.
Бортовые системы
В общей сложности в системах управления авиалайнера задействуется 34 компьютера. Среди бортового оснащения следует отметить систему штурвального управления, автоматического ЭДСУ, гидравлический комплекс на четыре канала, а также высокий уровень организации энергетического снабжения и жизнеобеспечения экипажа. Помимо этого, воздушное судно оборудовано навигационной радиолокационной системой, программой инерциального повышения надёжности, прицельным комплексом типа ПНПК-124, а также не теряющей своей актуальности и в наше время радионавигационной аппаратурой «Омега» и «Лоран».
Погрузка и выгрузка
Транспортный самолет «Руслан» позволяет перевозить не только тяжелые, но и нестандартные грузы. Для обеспечения их погрузки и выгрузки в модели предусмотрен передний и задний люк. При этом первый из них открывается путём откидывания вверх носовой части. Объём грузовой кабины воздушного судна превышает отметку в одну тысячу кубических метров. Благодаря герметичности отсека, обеспечивается возможность не только транспортировки грузов весом до 120 тонн, но и парашютного десантирования военной техники общей массой до 100 тонн. Пол грузового отсека выполнен из высокопрочного титанового сплава, поэтому вероятность его повреждения гусеничной техникой фактически сводится к нулю. Для оперативной погрузки и выгрузки внутри установлены два бортовых крана, а также несколько электрических лебёдок, тяговое усилие каждой из которых равняется 4,5 тоннам.
Производство и эксплуатация
В январе месяце 1987 года авиалайнер был принят на вооружение транспортно-военной авиации Советского Союза. Самолеты «Руслан» серийно выпускались преимущественно на заводе «АВИАНТ» в Киеве. Кроме этого, дополнительно было налажено их производство и на авиапромышленном комплексе «АВИАСТАР», расположенном в городе Ульяновске. По состоянию на 1998 год было построено 54 лётных машины и один тестовый образец, на котором выполнялись всякого рода испытания. По состоянию на сегодняшний день модель эксплуатируется шестью авиакомпаниями, расположенными в России и Украине. После распада Советского Союза строительство транспортника постепенно прекращалось. В 1995 году на Ульяновском заводе был выпущен последний экземпляр машины.
Самая трагичная авиационная катастрофа, связанная с этим самолётом, произошла 6 декабря 1997 года. Тогда, сразу же после взлёта из аэродрома в Иркутске, у транспортника из-за конструктивных недостатков отказали сразу три двигателя, в результате чего он рухнул на жилые дома. Трагедия привела к гибели 72 человек.
Заключение
В настоящее время крупнейшим на планете судном военно-транспортной авиации является самолет «Руслан». Фото авиалайнера является лишним подтверждением того, какую гигантскую машину удалось разработать и построить конструкторскому бюро имени Антонова. Основное предназначение модели – это транспортировка на большие расстояния крупногабаритных и народнохозяйственных грузов, а также десантирование боевой техники (в том числе с экипажами). Такого рода самолеты являются очень востребованными практически во всех уголках планеты. В связи с этим неудивительно, что после окончания серийного производства авиалайнера, неоднократно предпринимались попытки его возобновить. Пока что они остаются неудачными. Эксперты подсчитали, что сейчас стоимость одного такого самолета находится в пределах от 70 до 100 миллионов американских долларов.
Похожие статьи
- Транспортный самолет Ан-124 "Руслан": описание, технические характеристики, производитель и эксплуатанты
- Самолеты Антонова: технические характеристики и фото
- Алексей Самолетов: биография, личная жизнь, карьера
- Магомед Толбоев: биография, фото и интересные факты о летчике-испытателе
- Севастопольский аэропорт "Бельбек": история, современность и режим работы
- Какой самый большой пассажирский самолет в мире?
- Летчики-испытатели – люди мужественной профессии