Спрос и предложение на рынке труда: анализ. факторы спроса и предложения на рынке труда

0
0

Спрос и предложение — универсальные экономические категории, применимые в отношении характеристики любых рыночных процессов. Включая те, что имеют отношение к рынку труда. Каждое государство имеет свои особенности соответствующего сегмента экономической системы. В России, имеющей относительно небольшой опыт выстраивания капиталистической модели хозяйствования, также сформировался вполне состоявшийся механизм, в рамках которого осуществляется взаимодействие спроса и предложения на рынке кадров. Важную роль в его развитии играет не только государство, но также и бизнес и общественные структуры. Каковы основные характеристики факторов, формирующих спрос и предложение на рынке труда? Какова роль отдельных субъектов, участвующих в соответствующих экономических процессах?

Спрос и предложение на рынке труда

Сущность спроса и предложения на рынке труда

Спрос и предложение на рынке труда — важнейшие экономические категории, позволяющие оценить не только кадровый потенциал национального хозяйства, но также и динамику развития рынка в целом. Любое предприятие нуждается в квалифицированных работниках. Если в том или ином сегменте экономики наблюдается явный дисбаланс между спросом и предложением в аспекте кадров, то это, вероятнее всего, означает наличие определенных сложностей в соответствующей отрасли. Но многое зависит от того, предполагает ли соотношение спроса и предложения на рынке труда дефицит рабочих мест или, наоборот, нехватку специалистов. В первом случае чаще всего наблюдается менее позитивная экономическая ситуация. В свою очередь, нехватка специалистов означает наличие новых, растущих производств — и это вполне положительный индикатор хозяйственного развития.

Факторы

Каковы основные факторы спроса и предложения на рынке труда? Ключевой показатель здесь — зарплата наемных сотрудников. Устанавливается она исходя из самых разных критериев. Как правило, сначала определяется нижняя ее граница на основе исследования объективных потребностей современного человека, а также возможных расходов на их удовлетворение. После этого в «формулу зарплаты» добавляются рыночные критерии. Собственно, практически сразу начинают действовать законы, характеризующие спрос и предложение на рынке труда. Если предприятию нужны кадры, а желающих работать на установленную зарплату (соответствующую, условно говоря, нижней границе, определяемой исходя из расходов на базовые потребности человека) очень мало, то компенсация постепенно повышается. Со временем находятся желающие работать за нее.

Другие факторы, которые влияют на спрос и предложение на рынке труда, лежат в области национальной экономики. Так исключительно важны в этой части характеристики производства (уровень его технологического развития, наиболее распространенные формы, объемы выпуска товаров и сервисов). Высокотехнологичные бизнесы требуют привлечения квалифицированных кадров, которых в общем случае гораздо меньше, чем тех, что не имеют соответствующих навыков и необходимого опыта работы. В связи с этим вероятность возникновения дефицита кадров будет несколько выше, а значит, предприятию придется существенно увеличивать «базовую» зарплату — возможно, до того уровня, когда работа на предприятии станет привлекательной и для тех специалистов, которые в конкретный момент времени работают в другом городе или за рубежом.

Спрос предложение и равновесие на рынке труда

Значимыми факторами, влияющими на спрос и предложение на рынке труда, можно считать социальные и демографические показатели города, региона или государства в целом. Чем более населенным будет город, тем больше вероятность, что предприятие найдет в нем специалистов, готовых работать за приемлемый уровень компенсации. Вместе с тем в крупных населенных пунктах — особенно тех, что не относятся к моногородам и имеют диверсифицированную локальную экономику, может быть гораздо выше конкуренция. Которая может предопределить создание большого количества рабочих мест и формирование дефицита кадров.

В числе важнейших социальных факторов, влияющих на спрос, предложение и равновесие на рынке труда — уровень культурного и инфраструктурного развития города и региона. Вполне может сложиться ситуация, при которой граждане того или иного города в силу неких традиций будут испытывать нужду в удовлетворении гораздо большего объема потребностей, чем жители других населенных пунктов. В результате они попросту не пойдут работать «за эту зарплату», которая, в свою очередь, покажется весьма неплохой для большинства их сограждан.

Субъекты спроса

Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда предполагает, прежде всего, коммуникации между соответствующими субъектами. Какова их сущность? Исследуем для начала специфику, характеризующую субъекты спроса.

Таковыми можно считать:

- государство (в лице органов власти, учреждений, госпредприятий);

- частные бизнесы (ИП, хозяйственные общества);

- некоммерческие и общественные организации.

Особенности спроса и предложения на рынке труда

Исследуем специфику каждого типа субъектов спроса на рынке труда подробнее.

Государство как субъект спроса на рынке труда

Государство — один из ключевых субъектов, влияющих на формирование спроса и предложения на рынке труда. Это может наблюдаться на примере самых разных механизмов. Вместе с тем государство в первую очередь рассматривается именно как субъект спроса. С чем это связано?

Прежде всего с тем, то именно государство отвечает за развитие национального хозяйства, а также региональных и локальных экономических систем. Монетарные власти страны отвечают за доступность кредитов для частных бизнесов, за внешние рынки, в отношении которых частные предприятия могут быть импортерами или экспортерами. Государство может само формировать рабочие места за счет открытия новых учреждений, запуска госпредприятий, финансирования некоммерческих организаций.

Рынок труда (спрос и предложение рабочей силы) во многих странах характеризуется конкуренцией между частными бизнесами и государством, предмет которой — кадры. Органы власти и учреждения при этом часто оказываются в более выигрышной позиции, поскольку могут предлагать сотрудникам более высокую, часто не обоснованную экономически зарплату.

Влияние государства на рынок труда может также заключаться в законотворческой деятельности органов власти. Особенно в части издания правовых актов, регулирующих сбор налогов. Если государство повышает отчисления в фонды или, скажем, НДФЛ, то это может заставить частные предприятия пересмотреть свою кадровую политику в области определения оптимальных уровней оплаты труда.

Частные бизнесы как субъект спроса на рынке труда

Частный бизнес — другой важнейший субъект, влияющий на спрос, предложение и равновесие на рынке труда. Собственно, главная его характеристика — работа непосредственно в рамках рыночных механизмов. Выше мы отметили, что государство может устанавливать зарплату для сотрудников учреждений и госпредприятий, которая может быть не обоснована экономически. Бизнесы, в свою очередь, не всегда могут позволить себе то же самое.

Однако частные предприятия вполне могут формировать сегменты рынка, в которых участие государства минимально или не наблюдается вовсе. Например, это может быть разработка неких уникальных IT-продуктов. Частные предприятия, занимающиеся их выпуском, смогут, таким образом, влиять на механизмы формирования спроса и предложения на рынке труда посредством исключительно рыночных методов.

Рынок труда спрос и предложение рабочей силы

Некоммерческие и общественные организации как субъект спроса на рынке труда

НКО и иные общественные структуры также могут быть значимым субъектом спроса на рынке труда. При этом их фактическая роль будет определяться прежде всего источником финансирования деятельности.

Если основной спонсор НКО — государство, то и поведение соответствующих организаций на рынке труда может быть в целом очень схоже с таковым, что характеризует именно госструктуры. То есть, имея, условно говоря, устойчивую бюджетную поддержку, НКО может нанимать специалистов на зарплату, не обоснованную в полной мере экономически. В свою очередь, если НКО спонсируется частным бизнесом, то от него ожидается эффективная работа, направленная на реализацию интересов соответствующего коммерческого предприятия. В этом случае уровень зарплаты может формироваться в значительной корреляции с экономическими критериями.

Субъекты предложения

Процессы на рынке труда предполагают участие также и субъектов предложения. Какова их специфика? Анализ спроса и предложения на рынке труда, проводимый исследователями, показывает, что ключевыми субъектами, о которых идет речь, выступают:

- частные лица;

- посреднические, аутсорсинговые, аутстаффинговые структуры (кадровые агентства, центры занятости и т. д.).

Рассмотрим их специфику подробнее.

Анализ спроса и предложения на рынке труда

Частные лица как субъекты предложения на рынке труда

Рынок труда и занятость, спрос и предложение предполагают исключительно важную роль частных лиц в формировании соответствующих экономических механизмов. В данном случае мы рассматриваем их вне участия в коммуникациях с посредниками — их специфику мы изучим чуть позже. Частное лицо как субъект рынка труда — это специалист, человек, обладающий некими навыками, которые могут быть востребованы в тех или иных сегментах экономических активностей. При трудоустройстве на предприятии он имеет особый статус - «наемный работник». Его права подлежат защите государством — в части трудового и гражданского законодательства.

Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда

Но несмотря на особый статус, частное лицо, являющееся субъектом трудовых отношений, одновременно является также и участником рынка. Его задача, таким образом, заключается в том, чтобы продать свой труд, заинтересовать в его приобретении работодателя. Безусловно, рыночные отношения на практике могут дополняться или даже заменяться личными (когда человек устраивается на работу по знакомству) или теми, что приобретают случайный, несистемный характер (например, когда сотрудник прошел на конкурсную должность голосованием с минимальным перевесом, и это не гарантирует, что в следующий раз на другом месте работы выберут именно его). Но в общем случае предполагается, что соответствующий субъект должен будет предлагать рынку свой труд по обоснованным расценкам либо в корреляции с текущими закономерностями на уровне спроса и предложения.

Посреднические структуры как субъекты предложения рынке труда

Некоторые особенности спроса и предложения на рынке труда могут определяться исходя из роли организаций, выполняющих посреднические функции между ключевыми субъектами спроса — госструктурами, бизнесом, НКО и предложения — частными лицами. В этом смысле посредники могут быть субъектами обоих типов данных экономических процессов одновременно. Но чаще всего их роль определяется как соответствующая рассматриваемому контексту. То есть такие организации в первую очередь — это субъекты предложения на рынке труда.

Структуры, о которых идет речь, могут быть:

- поставщиками аутсорсинговых или аутстаффинговых сервисов;

- кадровыми агентствами;

- центрами занятости.

Что касается аутсорсеров и аутстафферов, то их специфика в том, что они поставляют на рынок услуги, по форме крайне близкие трудовым активностям. То есть к ним могут обращаться компании-работодатели, которым нужны специалисты, с тем, чтобы пригласить на производство человека в порядке аутсорсинга или аутстаффинга. В этом случае работодатель подписывает договор, однако не с ним, а с его нанимателем, и взаимодействие идет по нормам гражданского, а не трудового права. Вместе с тем производство получает возможность пользоваться опытом и квалификацией специалиста точно так же, как если бы оно наняло его. В свою очередь, аутсорсинговая ли аутстаффинговая структура, очевидно, выступает уже субъектом спроса — когда нанимает в свой штат людей, которые впоследствии направляются на работу в рамках коммуникаций, о которых идет речь, на другие предприятия.

Надо отметить, что во многих государствах подобная схема не приветствуется законодателем, так как при фактическом выполнении трудовых обязанностей человек от аутсорсинговой или аутстаффинговой организации взаимодействует с фирмой, владеющей производством, в порядке гражданских коммуникаций.

Кадровые агентства и центры занятости выполняют главным образом посреднические услуги между работодателями и частными лицами. Они не нанимают кого-либо с целью последующего направления на работу в другие фирмы. Роль отмеченных структур в современных экономиках, включая российскую, очень значима. Рынок труда (спрос, предложение и заработная плата) во многом определяются активностями соответствующих посреднических организаций, поскольку частные лица не всегда имеют возможность подробно изучать положение дел в том или ином сегменте рынка и, как результат, не всегда хорошо разбираются в зарплатных ориентирах.

Формирование спроса и предложения на рынке труда

Функции спроса и предложения на рынке кадров

Итак, мы исследовали основные закономерности, влияющие на уровень спроса и предложения на рынке кадров. Однако будет полезно изучить еще один интересный его аспект. А именно — функции спроса и предложения на рынке труда. В числе таковых можно назвать:

- содействие обеспечению социальной стабильности (за счет справедливого распределения возможностей зарабатывать);

- содействие росту частной предпринимательской инициативы (стимул здесь — справедливая конкуренция, и выигравшие в ней предприниматели получают все возможности для выстраивания успешного бизнеса);

- решение политических задач (в части выполнения одной из функций государства — формирования сбалансированной экономики).

Таким образом, рыночные механизмы на рынке труда имеют исключительно большую значимость для национального хозяйства страны. Важную роль здесь играют все отмеченные нами субъекты спроса и предложения в соответствующей области экономических коммуникаций — государство, бизнесы, НКО, частные лица, посреднические, аутсорсинговые и аутстаффинговые структуры. Их эффективное взаимодействие предопределяет качество выстраивания экономики государства и успешное решение им ключевых социальных и политических задач.