Подключение автомагнитолы своими руками
Довольно многие автолюбители за то время, пока пользуются машиной, неоднократно меняли свою автомагнитолу. Причин на это может быть множество. Кто-то следит за веяниями моды и начиняет авто новым оборудованием и гаджетами, кого-то не устраивает качество звука старой магнитолы, а иногда она просто выходит из строя.
Подключение автомагнитолы в сервисном центре стоит хоть и небольших, но всё же денег. Но если разобраться в конструкции магнитолы, узнать назначение штекеров и проводов, то подключить устройство самостоятельно не составит особого труда.
Для подключения магнитолы необходимо чётко знать некоторые вещи: это марка устройства, формат и вид штекера (международный или индивидуальный).
Автомагнитолы: виды подключений
В мире существует всего два основных формата – одноблочный и двухблочный (1DIN – однодиновый и 2DIN – двухдиновый). В европейских странах распространены однодиновые магнитолы, в то время как в Америке, Японии и Корее предпочитают исключительно двухдиновые устройства.
Стоит отметить, что в последнее время панель приборов современных авто значительно увеличилась, и для подключения дополнительных мультимедийных функций всё чаще возникает потребность в двухдиновых магнитолах. Также стоит заметить и учесть на будущее, что формат понравившейся магнитолы должен соответствовать марке автомобиля.
Маркировка ISO
Маркировка ISO – это международный стандарт, облегчающий подключение автомагнитолы. Этот формат был специально разработан для стандартизации проводки автомобиля и для производителей магнитол. Практически все крупные концерны, выпускающие аудиооборудование, оснащают свои устройства переходником на ISO-стандарт, который позволяет «безболезненно» перейти с оригинальных колодок на международный разъём.
Некоторые производители аудиоустройств для автомобилей могут снабжать свои гаджеты индивидуальными штекерами, не беря в расчёт международные стандарты, из-за чего возникает немало проблем, когда начинается подключение автомагнитолы. Инструкция к устройству должна чётко указывать, что оно имеет нестандартный разъём, поэтому при выборе понравившейся модели постарайтесь обращать на это внимание.
Но, тем не менее, любой уважающий себя бренд никогда не выпустит на рынок магнитолу без дополнительного переходника на стандарт ISO.
Подключение автомагнитолы своими руками
Есть довольно «варварский», но в то же время простой способ подключения купленной магнитолы. Достаёте старое устройство из штатного отверстия, обрезаете штекерные провода от гаджета или от проводки автомобиля, а затем с помощью изоленты соединяете новые провода относительно гаммовой распиновки пучка.
Подключение автомагнитолы таким способом имеет свои недостатки. Он далеко не эстетичен, да и изолента - не такой надёжный фиксатор, как хотелось бы, поэтому в зимние холода, когда изоляция огрубеет, может произойти короткое замыкание. Можно, конечно, подстраховаться, включив в цепь зажимные клеммы или термоусадочные трубки, но это всё равно не даст никаких гарантий защиты от возможных проблем.
Но если потратить на подключение немного больше времени и установить международные контакты ISO, то это с лихвой окупится отсутствием «головной боли» как в зиму, так и в жаркую погоду, а также значительно упростит задачу при следующих заменах магнитолы. Достаточно только вытащить старое устройство из ниши, переподключить штекеры ISO и вставить гаджет на место.
Основы подключения автомагнитолы
Аккумулятор является источником электроэнергии для питания всего автомобиля и магнитолы в частности. В то же время его можно отнести к фактору риска для аудиоустройства и подключённых динамиков. Ни в коем случае нельзя допускать контакта плюса и минуса гаджета или попадания на одну из клемм динамиков. При этом подключение автомагнитолы Pioneer, Sony или JVC должно быть с подпиткой непосредственно от аккумулятора без каких-либо промежутков.
Для многих автолюбителей гораздо проще «подпитаться» от замка зажигания или от прикуривателя, минуя прямое подключение, поэтому очень часто они получают всевозможные помехи и наводки в динамиках.
Предохранитель
Для подключения «плюса» магнитолы понадобится многожильный медный провод с сечением не меньше 4 мм2. По своей длине он должен быть максимально коротким - без лишних зигзагов и прочего. Подключение автомагнитолы Sony всегда подразумевает наличие предохранителя на этом проводе номиналом в 10-20 ампер с хорошей изоляцией.
Устанавливают его, как правило, на расстоянии 50 см от клеммы аккумулятора. Иногда такой предохранитель уже предусмотрен фирмой-производителем, и часть хлопот отпадает. Минусовый провод также должен быть по возможности максимально коротким.
Провода необходимо проложить крайне аккуратно, без каких-либо закручиваний и как можно дальше от сторонних потребителей энергии типа сигнализации или маршрутного компьютера. Важно отметить, что подсоединять эти провода нужно только после того, когда полностью подключены и заизолированы все динамики. Никогда не допускайте прикосновения оголённого «плюса» к другим приборам. Он должен быть «наглухо» заизолирован.
Подключение динамиков
Один из самых важных моментов – это правильное подключение автомагнитолы и динамиков соответственно фазам и прилагаемой в инструкции схеме. Как правило, клеммы динамиков маркируются, и разобраться, где «плюс», а где «минус», не составит труда, тем более что плюсовую клемму делают чуть шире минусовой.
Если необходимо, помимо динамиков, оборудовать автомобиль дополнительными устройствами, но во время подключения автомагнитолы камера или другой гаджет не имеют клемм с маркировкой, то для определения полюсов можно воспользоваться ампервольтметром. Этот прибор довольно прост в освоении и с лёгкостью определит, где «плюс», а где «минус».
Если фазы на динамиках были перепутаны, то вы потеряете около 80 % качества звучания. Неправильное подключение чревато поломкой не только динамиков, но и магнитолы. Перепутанные фазы на колонках – это самая распространённая ошибка автолюбителей. Вроде бы и звук есть, но нет ни мощности, ни качества, а виной всему - обычная путаница.
Для того чтобы определить фазировку динамиков без ампервольтметра, можно прибегнуть к одному способу. Включите магнитолу на максимальную громкость и направьте звук, к примеру, на левый передний динамик. После распределите уровень звучания на оба передних динамика поровну (баланс = 0). Если мощность самого звука вместе с уровнем низких частот заметно усилились, то подключение автомагнитолы Pioneer прошло успешно. В противном случае, если на одной из колонок слышатся подозрительные шумы, то это значит, что полярность была перепутана (при условии исправных динамиков). Ту же процедуру необходимо проделать и с другими колонками.
Компоновка проводки
Свою отдельную маркировку могут иметь и акустические провода от магнитолы. Как правило, их чётное количество – две или четыре пары. Подключение автомагнитолы JVC, к примеру, может сопровождаться некоторой путаницей, поэтому стоит отметить для себя, что однотонный провод без чёрной полосы – это «плюс», а провод с чёрной отметкой – это, соответственно, «минус». В других типах магнитол чёрная полоса всегда коммутируется с узкой клеммой динамика.
Разброс фаз
Отрицательная фаза передних или боковых колонок в акустических системах до 25 Вт может быть общей, а магнитолы, мощность которых на один канал превышает 30 Вт, со 100 % вероятностью должны иметь свой «плюс» и «минус». Менять их местами или случайно путать крайне нежелательно. Также не рекомендуется заземлять колонки на корпусе автомобиля. Это чревато потерей мощности и искажением звука.
Подключение автомагнитолы «Пионер» или любой другой акустической системы маленькой мощности сопровождается некоторыми нюансами. В наличии может быть два или четыре акустических плюса, т. е. цветных провода без чёрных полосок, и ни одного парного с чёрной отметкой. В этом случае коммутирование динамиков происходит с основным минусовым проводом автомагнитолы, который выводится на клемму аккумулятора или на корпус автомобиля.
Комплектация
В комплекте с хорошей акустической системой всегда идут соединительные провода. Единственное, что стоит уточнить, – это не монтажные провода, а проверочные, т. е. они прилагаются только для того, чтобы проверить колонки при покупке, а не для прокладывания по корпусу автомобиля.
Сечение таких проводов, как правило, не превышает 0,3 – 0,5 мм2, и оно слишком мало для полноценной работы магнитолы. Кроме того, провода имеют очень маленькую пропускную мощность, теряя примерно 40-60 % звучания. Их можно использовать только в том случае, если мощность выбранного динамика не более 20 Вт, а диаметр - порядка 13 см. Грубо говоря, подойдут они для вспомогательной акустики, а не для основной.
Колонки мощностью от 40 до 100 Вт и диаметром более 14 см должны оснащаться специально предназначенными для них акустическими проводами. Это направленные провода с бескислородной медью. В зависимости от мощности динамиков выбирается сечение от 1 до 5 мм2.
Такие акустические провода, кроме различия в сечении, могут иметь и свою направленность - от динамика к магнитоле или наоборот, что указывается стрелками на прозрачной изоляции, поэтому для более совершенного звучания необходимо корректно направить виток медного пучка.
Требования к изоляции
Во многих серьёзных сервисах за подключение автомагнитолы «Сони» или любого другого именитого гаджета никогда не возьмутся, если изоляция не отвечает определённым требованиям, поэтому на этот момент стоит обратить особое внимание.
Все провода должны быть хорошо заизолированы, предпочтение лучше отдать силиконовому слою: он не трескается на морозе и вообще устойчив к перепадам температуры. Вместе с качественной изоляцией провод обязан иметь сечение для той мощности, на которую он рассчитывается.
Важно грамотно уложить провода по салону автомобиля, избегая силовых источников других энергопотребителей. Постарайтесь их не закручивать и не перегибать под острым углом. Они не должны перетираться, а также контактировать с какими-либо посторонними предметами в салоне (ноги, груз в багажнике и т.д.).
Расположение динамиков
В качестве примера возьмём стандартные овальные динамики для задней части автомобиля размером 16х23 см. Перед установкой акустической системы и непосредственно до её подключения колонки необходимо установить таким образом, чтобы ось мембраны смотрела по диагонали салона, т. е. задняя правая ось была направлена на водителя, а левая – на пассажира.
Постарайтесь не закрывать мембраны коробками, пакетами или другими сторонними предметами. Для полноценного звучания колонки должны «дышать», причём в достаточно солидном объёме.
Различные твитеры и «пищалки» лучше всего разместить на лобовом стекле как можно дальше от низкочастотных помех для придания салону большего квадроэффекта. Звук от пассажирского твитера направьте на водителя, а от водителя – на пассажира.
Подводя итог
В последнее время в моду начали входить двухкомпонентные акустические стереосистемы. Вуферы от них лучше размещать не на панели приборов, а на задних полках или дверях. Твитеры рекомендуется устанавливать как можно дальше спереди. «Пищалки» не нуждающиеся в кроссоверах, их можно параллельно соединить с задними или передними колонками по своему вкусу, тем более что мощность у твитов разная: от еле слышного писка до реальной поддержки всего квадроэффекта.
Сервис или самостоятельное подключение
Что касается полного комплекса работ по установке акустической системы, то, наверное, лучшим вариантом было бы обратиться к толковым специалистам, тем более что автоакустика сегодня стоит весьма недёшево и при неграмотном подключении может быть напрочь испорчена.
Ну а профессионалы знают своё дело и проведут монтаж в короткие сроки, а в условиях нарастающей конкуренции - ещё и недорого. Поэтому при сложном или глобальном монтаже лучше всего не рисковать и потратиться на автосервис, избежав нервотрёпки, траты сил и времени.
Похожие статьи
- Автомагнитола Alpine CDE-9880R: обзор, характеристики, инструкции по подключению и настройке
- Подключение магнитолы: основные моменты
- Головные устройства для автомобилей: обзор лучших моделей
- Блютуз-адаптер для автомобиля: как выбрать и как использовать
- Автомагнитолы Sony: модели, характеристики, подключение и настройка
- Автомагнитолы 2DIN с навигацией: обзор, модели и отзывы
- Автомагнитола Kenwood KDC-6051U: характеристики, инструкция, настройка, отзывы