Лечебная-ортопедическая стоматология
Различные причины приводят к тому, что некоторые функции могут нами утрачиваться в процессе жизни. Это относится и к зубочелюстной системе. Или же пациент сталкивается с аномалиями, которые влияют на качество жизни. Например, это может быть кривизна зубов или неправильный прикус. Как раз в том, чтобы исправить все ошибки и привести в норму зубочелюстную систему, и заключается предназначение такой отрасли в медицине, как ортопедическая стоматология. А ведь интересно было бы узнать немного исторических фактов, этапы развития, фамилии людей, которые приложили к этому свою руку.
История ортопедической стоматологии в России
В 1891 году издали устав для частных школ, в которых учили зубоврачебному делу. Этому событию предшествовала деятельность лучших представителей зубоврачебной деятельности того времени (Н. Н. Знаменский, М. М. Чемоданов, П. Г. Дауге, Н. Н. Несмеянов и др.). Этот устав узаконил существование двух категорий врачей, которые занимались зубной деятельностью. С тех пор образовалось два направления: дантисты и зубные врачи. На тот момент это были частные кабинеты, и помощь могли получить только обеспеченные слои населения. И так было до Октябрьской революции. Затем частные зубоврачебные школы закрыли, а по всем городам были основаны амбулатории и поликлиники, которые оказывали бесплатные услуги населению.
Первые шаги
Вместе с открытием амбулаторий были проложены и пути, которые вели к изучению этой науки. Как раз в это время был отмечен переход от голого техницизма к исследовательским методикам.
Вместе с тем возникает вопрос о необходимости реформирования профильного образования. Народный комиссариат здравоохранения принимает решение о передаче зубоврачебного образования в стены медвуза. Затем открыли кафедры ортопедии, на которых готовили квалифицированных специалистов. Вот так и был заложен первый камень в фундаменте единой медицины. А зубоврачевание становится ее неотъемлемой частью.
В этот период создаются новые кадры научных сотрудников. Именно они занимались поднятием стоматологии страны на одну из первых ступеней научного развития.
Стоматология ортопедическая: зубной техник. Зарождение специальности
Вместе с развитием стоматологии необходимо было начинать формировать кадры техников. Еще до революции практиковалась ремесленная подготовка зубных врачей. Их знания не соответствовали стандартам и требованиям медицины. Поэтому организовали специальные зуботехнические курсы. Затем их переименовывают в техникумы. На тот момент по этой специальности литература отсутствовала. В результате общество получило неграмотных врачей.
Конечно, с тех пор ортопедическая стоматология и зубопротезирование вышли на новый уровень. Сегодня даже страшно себе представить, каким образом устраняли стоматологические проблемы в то время.
Современная наука
Сегодня ортопедия является отдельной отраслью стоматологии. Наука посвящена изучению, диагностике, лечению и профилактике всевозможных нарушений зубочелюстной системы морфологического и функционального характера. С учетом достижений в целом ряде областей медицины ортопедическая стоматология сконцентрирована на разработке тактики лечения дефектов целостности. Также постоянно ведутся разработки технологий восстановления функций зубочелюстной системы.
Благодаря значительным достижениям в изучении патогенеза и этиологии заболеваний, углубленной разработке методов диагностирования произошел переход от заместительной терапии (протезирование) к проведению функциональной терапии. Она включает в себя также профилактические мероприятия, направленные на предотвращение возникновения нарушений функции зубочелюстного аппарата.
Разделы ортопедической стоматологии
Общий курс называется пропедевтическим. Это значит, что информация подается студентам в подготовительном ключе. На пропедевтическом этапе ортопедической стоматологии изучают анатомические особенности челюсти (жевательного аппарата). В это же время рассматривают существующие методы диагностики. Студенты изучают симптоматику и семиотику заболеваний. Им преподают клиническое материаловедение, зубопротезную и лабораторную технику. В этот момент большинство студентов окончательно выбирают себе специальность. Стоматология ортопедическая сделала большой скачок на сегодняшний день. Она заняла достойное место в общей медицине. При этом она имеет несколько подразделов.
1. Изучение состава, свойств, технологии использования различных компонентов занимается материаловедение.
2. Техническому изготовлению ортопедических конструкций уделено внимание в лабораторной и зубопротезной технике.
В отдельном курсе преподают три основных раздела.
1.Протезирование зубного ряда. Заключается в замещении дефектов протезами.
2. Ортодонтия. Раздел, посвященный профилактике, лечению аномалий (искажений) зубочелюстной системы. Как правило, эти дефекты возникают во время роста и развития организма.
3. Челюстно-лицевая ортопедия. Ее усилия направлены на устранение аномалий челюстей и лицевых участков. Как правило, они возникают после травм, воспалительных процессов, различных операций и новообразований.
Основополагающие теоретические принципы
Существует несколько теоретических принципов. Именно они определяют курс развития науки.
1. Обязательность получения высшего образования стоматологом-ортопедом.
2. Объединение в коллективы оказывает положительное влияние на такую деятельность, как ортопедическая стоматология. Протезирование проводится эффективно только в специализированных клиниках.
3. Заключается в идее единства всех систем организма. На его основании недуги зубочелюстной системы не рассматривают отдельно от общего состояния пациента.
4. Нозологический принцип предусматривает получение определенных знаний по этиологии. Он подтверждает тот факт, что протезирование – это лечебное и профилактическое мероприятие.
5. Любая ортопедическая конструкция рассматривается как метод лечения. Соответственно, он имеет побочные эффекты. Информация обо всех свойствах протеза и о показаниях к его назначению определяет успешное протезирование.
6. Из предыдущего определения вытекает принцип стадийности. При выборе протеза специалист учитывает не только характер заболевания и индивидуальные особенности пациента. Рассматривается еще и стадия недуга.
7. Этот принцип обязывает врача наблюдать пациента до тех пор, пока не будет решена проблема полностью.
8. В этом определении говорится о значении комплексной терапии. Многие заболевания нельзя лечить отдельно. Это не даст результата.
9. Здесь говорится о профилактических мерах.
10. Последний принцип говорит о том, что необходимо соблюдать правила врачебной этики.
Учебник Лебеденко
Студенты и преподаватели стоматологических факультетов в медвузах используют учебник Лебеденко. Ортопедическая стоматология излагается в нем лаконично. Курс включает клинические и общеклинические нормы и аспекты протезирования.
В пособии уделено достойное внимание правилам ведения истории болезни, профилактическим мерам, особенностям ухода за ортодонтическими конструкциями. Каждая тема сопровождается тестовыми заданиями. Предметный указатель располагается в конце учебника. Пособие соответствует всем современным требованиям.
Схема обследования больного
Практика по ортопедической стоматологии осуществляется с учетом определенной последовательности осмотра пациента.
1. Необходимо выслушать жалобы, составить анамнез.
2. Непосредственный обзор проблемы.
3. Изучение состояния полости рта.
4. Установление диагноза.
5. Заполнение истории болезни.
6. Указание паспортных данных и даты.
7. Сбор данных клинического или специального исследований.
8. Планирование курса лечения.
Актуальность темы
Ортопедическая стоматология на сегодняшний день находится на достойном уровне своего развития. Благодаря научным исследованиям и внедрению новых технологий население имеет возможность получать квалифицированную помощь. Обучение студентов осуществляется таким способом, что они имеют достаточную базу знаний по общему курсу. При этом уделяется особое внимание профильной наклонности. Наука разделила специалистов для того, чтобы больной смог получить в клинике помощь на самом высшем уровне. И по сегодняшний день проводятся исследования, целью которых является повышение уровня квалификации врачей и технологий лечения.
Похожие статьи
- Чем отличается зубной врач от стоматолога? Категории зубных врачей
- Ортопед - это какой врач, какие заболевания лечит. Особенности
- Стоматолог-хирург - спасатель наших улыбок
- Врач травматолог-ортопед: что лечит, когда обращаться и с какими болезнями
- Виды анестезий в стоматологии, техника проведения
- Медицинский колледж Ляпиной в Самаре - обзор, специальности и отзывы
- Протезирование зубов при отсутствии большого количества зубов: современные технологии