Примеры эпифоры в литературе
Русский язык, являясь богатейшим кладезем возможностей применения разнообразнейших стилистических фигур, предлагает истинным ценителям шанс попрактиковаться в применении одной или нескольких в рамках небольшой статьи. Попробуем рассмотреть такой интересный элемент, как эпифора. Примеры из литературы также обязательно разберем, чтобы понять, как это явление языка можно использовать во благо себе и окружающим.
Определение
Начнем с главного - дадим определение. Эпифора - это стилистическая фигура, заключающаяся в том, что в конце смежных отрезков речи используются одинаковые слова или их сочетания. Простейшие примеры эпифоры можно встретить в первую очередь в поэзии.
Поэтические зарисовки
Очевидно, само рифмование может стать таковым, когда строчки какого-нибудь детского стишка заканчиваются одинаковыми слогами. Таким образом, мы получаем частный случай эпифоры. И чтобы не ходить далеко, вот небольшой шедевр подобного стихосложения:
Зорок взгляд совиный,
Видит след звериный.
Тонок слух совиный,
Слышит писк мышиный.
Конечно, примеры эпифоры могут быть намного сложнее, и мы рассмотрим один такой в исполнении Марины Цветаевой.
Лес не тот!
Куст не тот!
Дрозд не тот!
Вот она - явная эпифора.
Примеры прозаические
Однако не только творцы поэтического умонастроения грешны использованием этой фигуры. В прозе сплошь и рядом встречаются отголоски необычной ритмики, привносимой в язык использованием такого интересного явления, как эпифора. Примеры встречаются даже у таких серьезных, казалось бы, людей, как Ницше. Что далеко ходить, вспомним знаменитого Заратустру и его каленым железом повторяемое «так проповедовало безумие».
Или взять гоголевские фестончики, тоже представляющие собой яркий экземпляр этой стилистической фигуры. Словом, примеры эпифоры попадаются в литературных источниках с завидной периодичностью.
Анафора
Начав разговор об эпифоре, не следует забывать и о ее противоположности, о таком замечательном явлении языка, как анафора. Опять же не забудем дать определение употребляемому термину. Анафора — это стилистическая фигура, заключающаяся в том, что повторение звуков, слов или их сочетаний теперь приходится на начало ритмических элементов. Конечно же, обычно это строки стихотворных произведений. То есть опять же поэзия является наиболее частой мишенью для использования данной структуры усиления ритмики, однако попадаются случаи применения в прозе.
Чтобы не отставать от начала статьи, рассмотрим примеры и для анафоры. И в качестве подопытного возьмем Фета с его весенней радостью. Напомним:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света...
Яркий пример так называемой лексической анафоры.
В мире стилистических фигур оба элемента являются ярким примером антиподов. И анафора, и эпифора, примеры которых мы галопом по Европам рассмотрели в рамках этой небольшой статьи, являются важнейшими элементами любого языка, склонного к обогащению за счет использования стилистических фигур. Русский, конечно же, не является исключением и предлагает свой великолепный инструментарий для движения в означенном направлении.
Применение эпифоры
Настало время разобраться, как сие богатство можно применять в обычной жизни. Конечно, если читатель лишь понаслышке знаком с писательским ремеслом, а уж тем более со складыванием слов в вирши, то ему едва ли просто будет справиться с подобной задачей практического использования стилистических фигур вроде анафоры или эпифоры. Однако не следует забывать о том, что наше обыденное общение состоит из обмена идеями, складывающимися из все тех же слов. А что можно делать со словами, кроме как складывать их в предложения?
Поэтому явным и самым простым применением любых стилистических фигур является, конечно же, обогащение культуры речи человека, пользующегося этими элементами. А значит, примеры эпифоры и анафоры, а также их использования в обыденной речи являются вполне приемлемыми с точки зрения выбора в качестве предмета рассмотрения в неспециальном труде на тему подобной статьи.
Заключение
Подытожить все вышесказанное хотелось бы пожеланием для дорогого читателя знать не только теоретическую подоплеку и таким образом понимать, что, вообще, происходит в его родном языке, но и действительно применять различные инструменты обогащения его речи за счет использования стилистических фигур и не только. Поскольку запас этого добра по-настоящему поражает даже самое буйное воображение.
Ведь если задаться целью хотя бы просто разобраться только в фигурах и тропах, представляющих невероятный инструментарий возможностей работы, можно не только пополнить свой словарный запас и эрудицию, но и дать мощный толчок к пониманию действительного богатства и могущества родного и великого, так скудно используемого русского языка.Похожие статьи
- Эпифора – это украшение речи
- Стилистические фигуры: виды, примеры
- Надпись на памятник. Эпитафии на памятник: примеры
- Изобразительно-выразительные средства языка: перечень с названием и описанием, примеры
- Средства художественной выразительности для божественного слова
- Что такое лексический повтор?
- Методы убеждения - этос, пафос и логос