А. С. Пушкин, "19 октября": анализ стихотворения, краткое содержание, история создания
Стихотворению А.С.Пушкина «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») почти двести лет.
Эти строки дружеского послания поэта, который жил в ссылке в Михайловском с августа 1824-го по сентябрь 1826-го, написаны в 1825 году. Священный день лицея - 19 октября - Пушкин отмечал один. В его «келье» вынужденного отшельника горел камин, на столе лежало перо, стояла чернильница, и на бумагу ложились строки. Они начинались с эпиграфа из Горация, который поэт потом убрал: «Теперь надлежит выпить» (Nunc est bibendum).Лицейское братство
19 октября Пушкин и еще 29 мальчиков в возрасте от 11 до 14 лет в 1811 году пришли в классы. Первый выпуск лицея дал России разных людей, но по большей части неординарных:
- В. Вольховский, первый ученик, участвовал в войне с Турцией и Персией;
- А.М. Горчаков, светлейший князь, министр;
- А. А. Дельвиг, поэт, издатель;
- Н. Корсаков, поэт, композитор, дипломат;
- В. Кюхельбекер, поэт, декабрист;
- Ф. Матюшкин, адмирал;
- И. Малиновский, предводитель дворянства;
- И. Пущин, самый близкий человек к Пушкину, декабрист.
Все они занимались и проводили каникулы только в лицее. Так создалась их уникальная близость, родство душ. На их выпуске впервые был разбит чугунный колокол, который собирал учеников на уроки. Для каждого лицеиста из осколка было отлито кольцо, которое Пушкин хранил как талисман.
Дружеское послание
История создания стиха «19 октября» проста и сложна одновременно. Уже более года поэт провел в одиночестве в селе Михайловском. Старый деревянный барский дом был одноэтажным. В нем всего пять комнат.
В одной из них А. Пушкин устроил себе рабочий кабинет и спальню. Все было до такой степени просто, что у кровати одну из ножек заменяло полено. В 10-20-х числах октября поэт сосредоточился на воспоминаниях о друзьях.Кто посетил Пушкина в Михайловском
Первым был И. Пущин, который заехал всего на один день, 11 января 1825 года. Поэт был счастлив поговорить с ближайшим другом. Пущин рассказал о существовании тайного общества. Поэт догадывался о нем и хотел быть с друзьями на площади 14 декабря.
В начале апреля приехал А. Дельвиг. А. М. Горчакова поэт встретил в конце лета на проселочной дороге. Они только молча обнялись. Эти встречи способствовали появлению мысли написать «19 октября». Анализ стихотворения будет дан ниже.
Кому еще из одноклассников уделил внимание Пушкин в стихотворении
Н. Корсаков, поэт и композитор, окончивший лицей с серебряной медалью и похвальным листом, уехал на работу в дипломатическую миссию в Рим и умер во Флоренции от туберкулеза в возрасте 20 лет.
В тексте говорится, что нет над его могилой ни одного русского слова. Пушкин просто не мог знать, что в последний час Корсаков сочинил себе эпитафию по-русски и велел резчикам, которые не знали русского языка, просто перекопировать ее на памятник.В строфах 8-й и 9-й поэт говорит о Ф. Матюшкине, который на следующий день после окончания лицея вступил на палубу фрегата «Камчатка» и уже третий раз находился в кругосветном плавании.
Последние строфы, как оказалось, были посвящены А. М. Горчакову. 19 октября 1882 года он один провел последний день лицея. А в феврале 1883 года он скончался в Германии. В его бумагах была найдена неизвестная поэма Пушкина «Монах». А. Горчаков, несмотря на свое высокое положение в обществе, всегда проявлял большой интерес к творчеству Пушкина, что видно из его писем к родственникам.
Многое закодировано для наших современников в произведении «19 октября». Анализ стихотворения просто необходим. Пока же рассмотрим его содержание.
Стих «19 октября»: краткое содержание
Сюжет открывается описанием великолепного осеннего леса, покрытых инеем полей и чувством глубокого одиночества в «печальной келье». Лирический герой мечтает оказаться на берегах Невы в кругу друзей и пытается догадаться, кто пришел на встречу и кого на ней нет. Поэт уверен, что те, кто пришел, обязательно его вспомнят.
Он уверен, что не забудут уже ушедшего из жизни юного Н. Корсакова и мореплавателя Ф. Матюшкина. Дальше он пишет, как прекрасен их союз, и отечеством для них было, есть и будет только Царское Село. Многие люди, встретившиеся на жизненном пути поэта, стали предателями. В частности, он имеет в виду Ф. Толстого и А. Н. Раевского. Три следующих строфы Пушкин посвящает Пущину, Дельвигу и Горчакову, которых он видел в Псковской глуши. Поэт задумчиво рассуждает о том, что истинная поэзия не терпит суеты, но молодость радуется шумным мечтам. «Вильгельм, – обращается он к Кюхельбекеру, – с нами было именно так».В следующей строфе Александр Сергеевич предается мечтам о встрече с Кюхлей, с которым возможны разговоры о Кавказе, славе, Шиллере, любви. «Пируйте, друзья, – продолжает поэт, – наливайте полные чаши и пейте за наставников, за царя, взявшего Париж и основавшего лицей». «Пируйте, – продолжает он, – наш круг редеет». «Кому придется праздновать этот день одному?» - задается горьким вопросом поэт. Лишь время ответило ему более чем полвека спустя – светлейший князь Горчаков остался в полном одиночестве. Сам для себя поэт дал неожиданно мажорный ответ: он провел этот день без забот и горя.
Вот так звучит стих «19 октября». Краткое содержание, изложенное прозой, немного может рассказать об искренних дружеских чувствах, которые связывали крепче морских узлов первых лицеистов.
Начинаем литературный анализ
Черновики стихотворения не дошли до нас. Остался лишь последний вариант, который мы представляем вашему вниманию.
И этот автограф имеет поправки. Он – последний этап работы. Первая строфа звучит отнюдь не в миноре. Она печальна и светла и задает общий тон. Стих Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» – пяти- и шестистопный ямб, сопряжен с элегическим настроением поэта, который пишет стихотворение в жанре дружеского послания. Оно состоит из 19 строф, в каждой из которых 8 строк.1-я строфа. Одинокий, поэт сидит перед пылающим камином и раздумывает. А за окном багряный лес – пурпур, торжественный цвет императоров, символизирующий могущество и власть. В строфе много эпитетов (багряный убор, увянувшее поле, пустынная келья), метафор (день проглядывает поневоле, вино – друг осенней стужи). Первая строфа готовит переход к следующей.
2-я строфа. Поэта сковало одиночество, и лишь воображенье зовет товарищей. Он перечеркивает строфу, которая начинается со слова «Товарищи!». Пушкин ищет другие слова. Многое из написанного и счастливо найденного не вошло в стих «19 октября» по композиционным и цензурным соображениям. Появляется тема пира, на котором нет поэта. Она сопровождается темой дружбы и построена на предложениях с инверсией.
3-я строфа. Указывает на одиночество лирического героя. Отсюда начинает преображаться его душевное состояние. Он вступает с лицеистами в воображаемый разговор.
4-я строфа посвящена Николаю Корсакову.
5-я и 6-я строфы. Горечь потери друга смягчена воспоминанием о вечном страннике, будущем адмирале Ф. Матюшкине. Он из дальних стран, то знойных, то полярных, протягивает свою дружескую руку лицеистам и с ними всей своей душой.
Мы начали рассмотрение братского послания «19 октября». Анализ стихотворения продолжается.
Гимн лицейской дружбе
7-я строфа неслучайна в композиции. Дружба, сплотившая лицеистов, свята для поэта: неразделимая и вечная, свободная и беспечная. Лицей для Пушкина остался источником вольности и свободы мысли. Это смысловой центр произведения. Это главная идея стиха «19 октября». Томление духа ушло. Поэт радостно поет песнь лицею, навеки связавшему всех неизменной дружбой. Праздничные, торжественные, очень значимые слова сказаны о лицейских узах.
Горькие и приятные воспоминания
8-я строфа. Сначала идет антитеза – новые знакомства, доверчивость лирического героя, его разочарование. Коварство и предательство новых друзей сильно испортили жизнь Пушкина. Ф. Толстой, шулер и бретер, удививший своими безобразиями 4 части света, распускал о нем сплетни. А.Н. Раевский, как и Пушкин, увлекавшийся Е. К. Воронцовой, очень успешно приложил усилия к ссылке поэта из Одессы в Михайловское.
9-я, 10-я и 11-я строфы. В Михайловском, в этой забытой глуши, «в обители пустынных вьюг» его ждала отрада: нежданная встреча с лицеистами. Он уделил им три строфы, написав, что их голоса пробудили в нем сердечный жар. Он по-новому взглянул окрест: «душевных наших мук не стоит этот мир».
12-я – 14-я строфы связаны с Дельвигом. Возникает тема общего творчества: «Служенье муз не терпит суеты».
Что ждет лирического героя в будущем
15, 16, и 17-я строфы описывают радостную встречу через год. "Полнее наполните стаканы и все «до капли выпивайте»!" – восклицает поэт далеким друзьям, которыми его уже окружило воображение. Лирический герой как наяву видит радость встречи. Так переменчива душа поэта в произведении «19 октября». Анализ стихотворения подходит к завершению. В конце поэт быстро переключается на пролетающую жизнь и заключает: «Наш круг час от часу редеет».
Финал
18-я строфа. Поэт задается вопросом: кто будет тот последний, кто проведет один день лицея, закрыв рукой лицо?
Поэт желает ему провести этот день за чашей с печальной отрадой.19-я строфа неожиданно заканчивает стих «19 октября» тем, что унылый затворник провел весь день «без горя и забот», и возвращает нас к началу стихотворения, где он сидит с бокалом вина. Так фантазия победила горькую реальность: одиночество и хмурый день. Явь отошла в сторону, дав место празднику дружбы.
Произведение «19 октября» все построено на контрастах смыслов, настроений, интонаций и образов. Поэт рисует гармоничный круг жизни, в котором всему есть место: печали и радости, утратам и обретениям, унынию и восторгу, одиночеству и братству.
Похожие статьи
- Краткий анализ стихотворения "Арион" Пушкина А. С.
- Анализ стихотворения Пушкина "Во глубине сибирских руд": острая социальная направленность и дружеское сопереживание
- Когда отмечается Пушкинский день в России?
- Анализ стихотворения Пушкина "Разлука": расставание с друзьями
- Краткий анализ стихотворения "К Чаадаеву" А. С. Пушкина - описание и характеристика
- «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»: анализ элегии А.С. Пушкина
- Литературный анализ стихотворения "Пора, мой друг, пора"