А. А. Фет: «Сияла ночь», или «Опять»
Лирическая дерзость – основное качество поэзии А. Фета. Через все его творчество проходит одна отчаянная, рыдающая нота. Остальные струны находятся на периферии его творчества. Лирический монолог, который написал А. Фет, – «Сияла ночь. Луной…», был посвящен свояченице Л. Толстого Т. Берс. Это произведение, в котором необычайно велика сила восторга. Сейчас мы познакомим с ним читателя.
История создания
А. Фет часто и подолгу жил в гостеприимном доме Льва Николаевича.
В зале, самой большой комнате, которая служила одновременно столовой и гостиной, неизменно собиралась семья и гости. Здесь стоят два рояля (малый и концертный). Они удостоверяют, какое огромное значение придавалось музыке в жизни Толстого и его семьи.В 1862 году, когда Лев Николаевич еще не был женат, то он попросил юную Танечку Берс спеть для А. Фета. Прошло несколько лет, и вновь собралось почти то же общество. Пока мужчины курили в кабинете, Татьяна пела и хотела прекратить исполнение, но ей не дали уйти, а настойчиво просили продолжать. Окна в сад были открыты. Зал, освещенный луной, располагал к пению. Музыкальный вечер затянулся до глубокой ночи. А утром Афанасий Афанасьевич за завтраком положил перед певицей небольшой листочек с надписью «Опять». Стихотворение «Сияла ночь» Фет написал под впечатлением прошедшей незабываемой ночи.
Тема стихотворения
Оно посвящено любви и пению в самой романтической обстановке. В гостиной без огней лежали лучи полной луны на полу, а за окном майской ночью вместе с певицей пели соловьи. Струны дрожали в рояле, им вторили сердца слушателей за каждой песнью.
Свое произведение Фет «Сияла ночь. Луной был полон…» разделил пополам. Первые 2 строфы – воспоминания, над которыми время не властно, а две последних – свежие впечатления лирического героя. После прошедших томительных и скучных лет он вновь погрузился в звуки голоса, от которого веет жизнью и любовью.
Конечно, сразу вспоминается пушкинская элегия «и вот опять явилась ты…». Ярко наплывают первые впечатления-воспоминания от пения. Когда пишет Фет «Сияла ночь», то он использует глаголы в прошедшем времени, вспоминая первую встречу с юной певицей. Они заканчиваются утешением, что нет обид судьбы и жгучей муки сердца – все растворилось в искусстве и желании любить.Образы стихотворения
Сначала раскрывается картина лунной ночи, потом вспоминается другое явление природы – заря. Затем используется другой образ, перемещающий нас к раскрытому роялю, его струнам, голосу, звукам. И наконец, к человеческим чувствам – дрожащим сердцам, следующим за каждой песней. Такие образы рождает Фет. Сияла ночь, и поэт не может и не хочет сдержать нахлынувших в ней под влиянием вокального искусства душевных порывов. Он полностью им отдается и наслаждается.
Поэтические тропы
Стихотворение-романс написано шестистопным ямбом. С упоением покоряется волшебному звучному голосу, музыке и атмосфере лунной соловьиной душистой ночи А. Фет. «Сияла ночь. Луной был полон…» – первая строфа стихотворения начинается с инверсии. Если ее записать в транскрипции, то обнаружатся звуковые закономерности:
- Но-но–он.
- Но-но-огн.
Они передают ласкающий мягкий лунный свет. Следующий стих – рокочущий, в нем – дрожание струн рояля и сердца:
- Ро-ра-ру-ро.
Подобными звуковыми повторами наполнено стихотворение, которое написал А. Фет, – «Сияла ночь». Это внутренняя «механика» его произведения. Сопоставление слов, близких по звучанию («вздохах этих звучных») придают смысловое усиление следующего за ними стиха.
В синтаксических конструкциях третьей строфы имеются анафоры (трижды повторенное «И», дважды – «Что»).
В композиции дважды используется кольцевое построение – эпифора: «Тебя любить и плакать над тобой». Повторы завершают вторую и четвертую строфы, и с экспрессий выражают восхищение перед вокальным искусством певицы. Он любит и восхищается ею не как конкретной Татьяной Берс, а как человеком, влюбленным в музыку, женщиной, полностью ей отдающейся и умеющей увести от горестных забот.
С огромной лирической силой показывает преображение будничного существования в поэтическое А. А. Фет. «Сияла ночь» – не смысловое сообщение, а внушение настроения, где чувства и музыка нераздельны. Создавая гармоническую правду, поэт всегда был музыкально настроен. Только природа и любовь занимали его воображение. Но в этих областях он создал вечные ценности.
Похожие статьи
- Афанасий Фет, "Шепот, робкое дыхание": анализ произведения
- Анализ стихотворения "Шепот, робкое дыхание" по плану
- Творчество и биография Фета Афанасия Афанасьевича
- "Я тебе ничего не скажу" - анализ стихотворения Афанасия Фета
- Тютчев - философская лирика. "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...". Своеобразие лирики Тютчева
- Иван Бунин, "Легкое дыхание": анализ, краткое содержание
- Отель Roma Hotel 4 (Египет): отзывы и фото туристов