Акустика для домашнего кинотеатра: виды, характеристики, рейтинг, отзывы
Настоящее время привнесло множество важных изменений в качество жизни человечества, уже и от телевизоров многие люди отказываются, поскольку он перестал удовлетворять на бытовом уровне: человеку хочется не только смотреть то, что ему предлагают, но и самостоятельно выбирать новинки киноискусства для просмотра, а кроме того, играть во всевозможные компьютерные игры и знакомиться с музыкальными композициями - джазовыми или классическими - со всей тонкостью и богатством оркестрового звучания. И человеком приобретается акустика для домашнего кинотеатра. В зависимости от условий - жилищных, бытовых, финансовых - она может быть самой разной.
Глаза разбегаются...
Перед заинтересовавшимся человеком встаёт море предложений: акустика для домашнего кинотеатра с усилителем встроенным, потолочная акустика, с мощнейшим сабвуфером или обычная стереосистема - что лучше? И до окончания этого трудного выбора не найдёт он покоя, словно незадачливый герой голливудской сказки, неожиданно попавший в волшебный мир сбывающихся желаний. Прежде всего, человеку необходим ушат холодной воды на возбуждённую поиском решения голову. А потому вопрос: чем отличаются друг от друга обычная стереосистема и акустика для домашнего кинотеатра? Хорошо подумав и изучив его, человек ответит, что ничем, и будет, безусловно, прав.
Конечно, исключения есть и тут, но они, как всегда, подчёркивают правило. Главная задача, которую выполняет акустика для домашнего кинотеатра, - попытка погрузить зрителя как можно глубже в события фильма. Здесь работает в первую очередь реалистичность изображения нужного формата, однако главнее этого - звук. Именно акустика для домашнего кинотеатра погружает человека в просмотр полностью, поскольку звуки окружают его. Они всюду - позади, впереди, слева, справа, снизу и сверху. Они плывут, перемещаясь в пространстве, и именно благодаря этому явлению создаётся картина совершающихся действий. Так наверняка и создавался многоканальный звук, на который работает весь комплект акустики.
О балансе
Чтобы получить полноценный и качественный звук, мало купить какое-то количество колонок и расставить их в помещении. Здесь нужен или специалист, или самостоятельное решение, вынесенное грамотно - из долгого изучения данной проблемы. Комплект акустики чаще всего различают по количеству колонок, которых тоже немало видов. Они могут быть потолочными или настенными, а также встраиваемыми в потолок и стены. Комбинаций здесь немало, и они очень широко используются.
Выбор акустики для домашнего кинотеатра требует учёта разнообразных деталей, которые или обязательны, или важны. Например, обязателен баланс между размерами акустической системы и самого помещения. Очень важно учесть характер звучания аппаратуры и колонок. Важен баланс между количеством колонок в системе и требованиями формата многоканальной записи.
Количество колонок
Знатоки утверждают, что лучшая акустика для домашнего кинотеатра - 5.1, обзор которой и будет сделан в первых главах данной статьи. Эти цифры обозначают пятиканальную систему, то есть состоящую из пяти колонок: фронтальная парочка по бокам экрана, центр отдан акустике под экран или телевизор, парочка колонок - в тылу. А ещё нужен сабвуфер, который обеспечит мощный и сочный бас. Такой комплект даст наидостойнейшее окружающее звучание.
Хотя всё можно сделать ещё лучше. Рейтинг акустики для домашнего кинотеатра диктует своё. Прогресс движется вперёд, и темпы у него небывалые. Человек, идущий в ногу с жизнью, выберет формат поновее. Классические пять каналов уже можно считать прошлым. Появились и шести-, и семиканальные акустические системы. Более того, всё большая часть ресиверов получает способность озвучивать девять каналов.
Волшебные цифры
Для удобства выбора многоканальные комплекты имеют цифровое обозначение, простое и понятное. Оно же значится и на ресиверах, и на большинстве форматов записи. Например, 7.2 или 6.1. Первая цифра - каналы воспроизведения, вторая - количество сабвуферов, воспроизводящих только глубокий и красивый бас. Если эти цифры читать на корпусе ресивера, то вторая цифра - число сабвуферов, которые можно к нему подключить. Итак, акустика - колонки, сабвуферы - посчитана. Каждая цифра найдена и определена. Из этого следует, что чем больше акустических систем будет подключено к ресиверу, тем лучшая акустика для домашнего кинотеатра появится, и тем дольше она не устареет (по крайней мере, морально).
Конечно, многоканальные комплекты акустики в разнообразнейшем составе продаются в готово-собранном виде. Это способ простой, действенный, не требующий особого проникновения в вопрос. Что называется, для ленивых. Продвинутые меломаны знают, что готовые комплекты не бывают с шикарным звучанием, чаще всего оно довольно-таки скромное, но не это самое плохое. Удручает качество сборки практически всегда. Поэтому лучше не пожалеть времени и составить комплект так, чтобы активная акустика для домашнего кинотеатра удовлетворяла во всём как можно более долго. Это обойдётся дороже, но каждая потраченная с умом копейка будет оправдывать это вложение счастливыми вечерами, наполненными волшебством звука.
Определиться с выбором
Теперь пришла пора вернуться к ответу на вопрос о том, в чем различаются обычная стереосистема и акустика для домашнего кинотеатра. Нет отличий! Все составляют свой комплект из тех же самых акустических систем. Что нужно в первую очередь учитывать при выборе? Единство производителя, а как максимум - даже серии (тут можно не считать сабвуфер). Только это обеспечит качественное, полноценное, ровное звуковое поле. Задача не из лёгких, надо признать. Акустика - колонки, сабвуферы - все это производители готовят сериями, где присутствуют тыловая, фронтальная пара и колонка центрального канала. Остаётся определить бренд и серию, уяснив, какого плана звучание устраивает и посильна ли цена. Так в чём же трудность? Как раз в выборе, ибо он огромен.
Необходимо соотнести музыкальные вкусы с условиями помещения, предназначенного для купленной акустической системы, отсюда исходят все конструктивные разновидности выбора. Например, встроенная акустика для домашнего кинотеатра не бросается в глаза. Это плюс. Не без минусов, конечно, но они будут ниже. Потолочная акустика для домашнего кинотеатра очень хороша для небольших помещений. Напольная много места занимает, но зато имеет звук наилучший - мощный и динамичный. Настенная звук даёт почти тот же, но зато не претендует на квадратные метры пола.
Качество звучания
Если все эти системы будут одинаково стоять на полу или висеть на потолке, общий звук будет идентичным, звуковое поле - слитным, равномерным. Казалось бы, так просто... Но не используется почти никогда. Владельцы кинотеатров очень часто являются меломанами и слушают музыку, записанную двухканальным стереоформатом.
Воспроизведение её идёт только через фронтальные колонки, поэтому они и вкладываются так: основная доля средств - в качественную фронтальную пару, по остаточному принципу - на тылы. В общем, это и правильно, и логично. Но опять-таки, можно лучше! Ведь уже говорилось об исключениях. Это тот случай, когда необходимо их использовать.
ТНХ
Помимо обычной универсальной акустики в комплекте бывает чисто кинотеатральное звучание, которое дают акустические системы с наличием сертификата ТНХ. С цифрами разобрались, теперь пришло время разбираться с буквами. Это не русские буквы, а английские, обозначающие Tomlinson Holman's crossover - целый набор требований по каждому компоненту акустики домашнего кинотеатра. ТНХ - гарантия безупречного кинотеатрального звука и изображения, сооветствующего оригиналу. Это совокупность патентов и стандартов, которые используются и во время записи, и при воспроизведении звука.
Основная идея ТНХ - создание в небольших помещениях иллюзии присутствия в огромном кинотеатре. Если все компоненты (акустическая система, ресивер, DVD-проигрыватель, кабели и так далее) имеют этот сертификат, акустическая система получится очень дорогой и довольно сложной, но исключительно качественной. Хотя у сертификата несколько уровней, дешевизны ни на одном не наблюдается. Эта аппаратура рассчитана на состоятельных, многие из которых даже комнаты под домашний кинотеатр строят специально, с точными геометрическими параметрами, под определённый вид акустических систем.
Встраиваемая акустика
Поскольку этот тип акустики для домашних кинотеатров является в данный момент самым популярным, есть смысл остановиться на нём подробнее. В чём состоит причина такой популярности, известно: выбор компонентов обязательно сказывается на эстетической составляющей интерьера. Было время, когда встроенную заменяла настенная акустика, помогающая экономить место на полу. Она обеспечивала должное качество звучания, только чуть уступая напольной. Однако многое изменилось с тех пор.
Встроенная акустика претерпела изменения в ходе технологического прогресса, и теперь по данным параметрам поднялась так высоко, что может по качеству звука опережать и напольную. Во всяком случае, она далеко не в хвосте. У неё отличный дизайн драйверов, к ней подстраивают комнатные резонансы, выполняют системную интеграцию, в результате чего энтузиасты ощущают то самое замечательное присутствие в многозальном кинотеатре, оборудованном аппаратурой последнего слова науки и техники. И это не выходя из дома. И не загромождая напольное покрытие. Используя сугубо встраиваемую акустику и сабвуферы.
Помещение
Всем известно, что, всерьёз соблюдая правила, построить идеальный домашний кинотеатр можно только при двух условиях: наличии огромного желания и довольно больших денег. Самое правильное - отвести под это специальное помещение, с геометрией, рассчитанной под определённый тип акустических систем. Оптимизация комнаты в любом случае обязательна, и нужно отнестись к этому всерьёз. Если помещение велико, то стоимость оборудования и проделанной работы может даже испугать непривычного к таким суммам человека. Вот это и останавливает. Проектов такого плана именно по причине дороговизны не так уж и много.
Под домашний кинотеатр должна быть запланирована комната от тридцати метров квадратных. Но значительно чаще просто выделяют для него одну из жилых. Звучание в этом случае будет сильно зависеть от собственной акустики помещения, от расположенных в ней предметов, а особенно от сабвуфера, если он к системе прилагается. Мето для него придётся выбирать долго и трудно. Есть множество способов сделать это. Например, включить музыку с чётко звучащим, выразительным басом, и экспериментировать, перенося сабвуфер с места на место в поисках лучшего звучания - не грохота, не каши, а чёткого, ничуть не гудящего и чистого баса. Где найдётся такой звук, там сабвуферу и место. Безотносительно к красоте интерьера. Может быть, и мебель придётся переставлять.
Если комнатка мала
В небольшой комнате самый оптимальный вариант установки акустических систем следующий. Телевизор или экран - у одной стены, диван - строго напротив. По референсу - логичнее схемы не бывает. Но в зоне эффектного озвучивания будет мало места, и добавочная пара кресел в неё не втиснется. Сидящие на краю не попадают в "зелёную зону", а потому не получат от просмотра ни малейшего удовольствия. В некоторых случаях при неправильной расстановке мебели эти люди ещё и тыловые акустические системы собой прикроют.
И, конечно, в маленьком помещении нужно особое внимание обратить на то, чтобы акустическая обработка помещения была сделана в полном объёме и грамотно. Даже самый дорогой и продуманно подобранный комплект не подарит радости, ибо плохая акустика комнаты убьёт с лёгкостью любое качество звучания. И не нужно перегружать зрительный зал, лучше пользоваться домашним кинотеатром по очереди. Не слишком приятно, если тыловая настенная акустика долбит в ухо, или наоборот - фронтальную колонку вообще не слышно. Пропадает не только эффект присутствия в фильме, но и желание его смотреть вообще.
Выводы
Домашний кинотеатр - механизм сложный, а хороший звук - его неотъемлемая часть. Иначе от фильма не только чувственного наслаждения, но и удовлетворительного настроения не получить. Изображение и звук должны действовать в едином ансамбле. Подачей оптимального звука занимаются акустические системы и усилители, благодаря им и создаётся та самая чарующая атмосфера полного погружения.
Вот потому все компоненты до единого и должны быть выбраны и установлены правильно. Крупная техника в маленькой комнате результата даже слегка положительного не даст. Чем меньше квадратных метров, тем более будут заметны паразитные эффекты гудения низких частот.
Рейтинг
Если всё-таки решено купить комплект акустики для домашнего кинотеатра, то как минимум этим решением исключается несовместимость оборудования. Вот топ лучших комплектов акустики (итоги 2016 года).
Из недорогих рекомендуется комплект Sony BDV-E4100, получивший оценку девять из десяти. На втором месте - LG LHB755, на одну десятую балла уступивший лидеру. Samsung HT-J5530K и Philips HTB7150K завершают рейтинг. Цена таких комплектов колеблется от 19 000 до 24 000 рублей.
В средней ценовой категории выдвинуты на первые места Samsung HT-J7750W и LG BH9540TW (от 37 000 до 50 000 рублей).
В премиум-классе: Onkyo HT-S7705 - от 80 000 рублей - на позиции лидера, а более дорогой Harman/Kardon BDS 880 (от 85 000 рублей) стал вторым.
Похожие статьи
- Лучшие ресиверы для домашнего кинотеатра - обзор, производители, характеристики и отзывы
- Акустика для телевизора: особенности, подключение, виды и отзывы
- Акустические системы: обзор, характеристики, советы по выбору
- Подключение домашних кинотеатров. Инструкция для домашнего кинотеатра
- Домашний кинотеатр с функцией караоке: обзор, модели, характеристики и отзывы
- Активные колонки: советы по выбору, преимущества и недостатки
- Портативная акустика: советы и отзывы