Фото и описание Амьенского собора во Франиции

0
0

Франция – одна из европейских стран, сохранившая до наших дней на своей территории большое количество великолепных храмов, которые и сегодня поражают своими размерами, утонченными формами, сложностью и богатством отделки.

Амьенский собор во Франции – ценнейший образец готической архитектуры Европы. Этот восхитительный храм находится в городе Амьене на севере страны, между Парижем и Бельгией.

История создания собора

Когда-то давно в этом французском городе было несколько церквей и храмов. Что находилось на месте нынешнего Амьенского? Собор, история которого началась в конце III века, был изначально возведен из дерева. Но пожары преследовали все возводимые здесь сооружения, уничтожая их дотла. Это произошло в 850 году, в 1019, а потом и в 1107-м. Культовое сооружение в романском стиле была построено на этой земле в 1152 году.

амьенского собора

В декабре 1206 года в город была доставлена и передана епископу де Жерберои реликвия – частица черепа святого Иоанна Крестителя, которая хранится в храме и сегодня. Всего шестьдесят шесть лет простояла новая церковь. В 1218 году в шпиль колокольни ударила молния. Мгновенно загорелась крыша, пламя охватило все здание, и оно обрушилось.

Епископ города Еврар Фуюа задумал восстановить собор, но при этом сделать его более просторным и красивым. Была у епископа мечта – возвести культовое сооружение, которое не будет похоже на другие христианские храмы.

Начало строительства

Для воплощения своей мечты он пригласил к сотрудничеству архитектора Люзаршеса. Строительные работы начались в 1220 году. Чуть раньше территория Амьена была немного расширена: крепостные стены на востоке были отодвинуты в 1190 году, а на юге – в 1193 году. Строители использовали увеличившееся пространство и запланировали алтарь невиданных размеров (70 метров шириной и в трансепте 145 метров длиной).

Для продолжения строительства необходимо было разобрать церковь, занимавшую место, которое отводилось для северной части трансепта, а кроме того, возведению северной башни фасада мешала центральная городская больница. Вопреки всем правилам, строительство храма началось с внутренней части храма. Сведения, сохранившиеся в летописях, подтверждают, что временно собор Амьенской Богоматери продолжили за счет хора старой романской церкви.

амьенский собор во франции

XIII век – период расцвета Амьена

Действительно, в начале XIII столетия, когда господствовал король Филипп-Август, город процветал. Успешно использовалось соседство с древним графством Фландрия (современная Бельгия), которое было известно изготовлением отличных суконных товаров, а ярмарки шампанского были крупнейшим торговым рынком Европы в XII-XIV веках.

Ресурсы епископства в этот период позволяли финансировать гигантскую стройку по возведению Амьенского собора. Когда архитектор Люзаршес скончался (1222), новый епископ Жоффруа поручил продолжить строительство Томасу де Кормону. Строительство продвигалось быстрыми темпами благодаря благотворительным пожертвованиям: уже в 1228 году стены нефа достигли основания сводов. Сам же неф был завершен в 1230 году.

Через шесть лет, когда не стало Жоффруа, фасад уже вырос до карнизов, которые расположены выше розетки. Сменил Жоффруа на его посту епископ Арну, который с энтузиазмом продолжил строительство Амьенского собора. Он взялся за строительство хора, а также при нем были возведены сияющие часовни. Однако в 1240 году выяснилось, что бюджет строительных работ исчерпан, поэтому все работы были остановлены.

До окончания работ строители успели возвести деамбулаторий – так называли кольцевой обход вокруг апсиды, который являлся продолжением боковых нефов. Здесь в 1247 году был похоронен Арну.

Следующего епископа Жерара де Куси строительные работы по возведению Амьенского собора практически не интересовали: в период с 1247 по 1258 год они были сведены к минимуму. В этот же период произошел очередной пожар, уничтоживший несколько капелл, которые окружали апсиду. Строительные работы были возобновлены спустя несколько лет. В 1269 году было завершено строительство хора. Готический Амьенский собор (фото вы можете увидеть в этой статье) стал действующим, хотя строительство еще не было завершено.

В 1288 году при епископе Гийоме де Маконе был изготовлен первый шпиц и внесены небольшие изменения в проходах позади хоров и на уровне хора. Были выложены дорожки, ведущие к собору, но в то время башни западного фасада еще не были закончены. Тем не менее основная часть храма уже была построена, поэтому исследователи считают, что храм был построен в 1288 году.

амьенский собор фото

Дальнейшее развитие собора

В 1290-1375 годах собор был дополнен боковыми часовнями нефа, которые в первоначальном плане не предусматривались. Строительство южной башни было завершено в 1366 году, а северной – в 1402-. В период с 1508 по 1519 год для хора были изготовлены сто двадцать уникальных кресел со спинкой. На сегодняшний день их сохранилось сто десять.

В 1528 году молния разрушила шпиль собора. Новый шпиль начали строить только в XX веке. Его высота – 112,7 метра. В XVIII веке начались работы по преобразованию оформления хора. В 1768 году амвон, который был разрушен в 1755 году, заменили великолепной оградой. Была демонтирована основная часть ограждения хора, построенного еще в начале XV века. Появились уникальные статуи и скульптурные композиции.

Реставрация храма

В XIX веке известный французский архитектор и реставратор Виолле-ле-Дюк начал масштабное восстановление здания. Этой работе он посвятил 25 лет своей жизни. На вершине большого фасада он добавил крытый проход, который объединил две башни. Летом 1918 года во время наступления немецких императорских войск на западе собор частично был разрушен. Но по убедительной просьбе папы Бенедикта XV штурм собора немцы прекратили. Только чудом можно объяснить тот факт, что весной 1940 года в то время, когда город подвергался ожесточенным бомбардировкам фашистской Германии, собор не пострадал.

амьенский собор западный фасад

Описание собора

Это самый крупный готический собор Франции: его внутренний объем составляет 200 тысяч кубических метров. Амьенский собор, описание которого можно найти во всех путеводителях по Франции, построен в форме латинского креста, с трансептом в притворах и хоре, включающего пять нефов. Высота нефа состоит из трёх частей:

  • трифорий (декоративная очень узкая галерея, расположенная в толще стены над арками, которые отделяют боковые нефы от среднего);
  • большие аркады (несколько одинаковых по размеру и форме арок, которые опираются на колонны);
  • высокая готика (относится к апсиду).

собор амьенской богоматери

Архитектурные особенности

Архитектура собора имеет характерные элементы готического стиля:

  • пламенеющая готика (северная башня, большая роза, кресла со спинкой, амвон);
  • высокая готика (апсид).

Амьенский собор: западный фасад

Западная часть фасада очень гармонична. Здесь имеется три входа, две башни и три уровня высоты: входов, уровня «Галереи королей» и две башни, соединенные «Галереей звонарей». Над каждым из входов располагается треугольный стрельчатый фронтон, который в центре оформлен в виде листика клевера. По бокам оснований находятся скульптуры фантастических существ. Фронтон центрального входа венчает статуя ангела.

Поразительна разница между внешним и внутренним фасадом. Внутренний фасад создан по первому проекту, который позднее был изменен и скрыт хором. Внешняя сторона западного фасада, включая башни, имеет глубину шесть метров. При создании фасада учтено значительное повышение нефа (4 метра) на больших стойках. Еще выше расположен полог, «Галерея звонарей», затем высится вторая галерея, которую составляют тонкие ажурные аркады. За этими галереями расположена терраса, которая названа «Палатой музыкантов».

амьенский кафедральный собор

Скульптуры Амьенского собора

Это одна из главных достопримечательностей храма. Амьенский кафедральный собор славится своими статуями и скульптурными композициями. Они украшают оконные откосы арок, иллюстрируют три важных эпизода из жизни Девы Марии: Сретение господне, Благовещение, встреча Марии и праведной Елизаветы. Здесь же можно увидеть изображения царицы Савской, царя Соломона, царя Ирода I и трех царей – Каспара, Бальтазара и Мельхиора, которые в западноевропейской традиции считаются царями-волхвами, принесшими Иисусу на Рождество дары.

Цоколи украшают медальоны, на которых изображены сцены, иллюстрирующие жизнь Христа и царей.

Барельефы и скульптуры этого портала Богородицы изображают сцены из Библии. Статуя Богородицы находится в центре портала. Собор украшен многочисленными фигурами химер и горгулий. Горгульи использованы в качестве декоративных элементов, скрывающих водостоки, которые отводят от собора дождевую воду.

скульптуры амьенского собора

Химеры же являются декоративным украшения собора. Это удивительные фигуры самых различных форм: все они выполнялись в разное время и разными мастерами, которые дали волю собственной фантазии.

Внутреннее убранство

Внутреннее пространство храма тоже разделено на три яруса:

  • нижняя сводчатая галерея;
  • галереи-трифория;
  • окна.

Собор прекрасно освещен благодаря стрельчатым высоким окнам и великолепному окну-розе, которое находится в центре западного фасада.

Внутреннее убранство храма удивительным образом сочетает в себе барочные и готические элементы: в XVIII веке епископ Амьена решил придать интерьеру элементы барокко. В оформлении храма принимали участие многие скульпторы, включая и знаменитого Жана-Батиста Дюпьи. Готический амвон обнесли узорчатой барочной решеткой, был построен новый алтарь, который обрамляет скульптурная группа, занимающая практически полностью апсиду.

амьенский собор описание

Нельзя не отметить «Трон Истины», который располагается с северной стороны храма. Скульптурная композиция представлена тремя изображениями основных христианских добродетелей – Милосердия, Веры и Надежды, которые поддерживают трон, на котором расположился ангел, указывающий на небо.

Эта композиция в XIX века подвергалась острой критике, но отрицать ее художественную ценность и великолепное исполнение невозможно. Большинство боковых капелл были окончательно оформлены в середине XVIII века, поэтому в них присутствуют элементы барочной живописи и скульптуры.

амьенского собора

Пол собора

Одной из достопримечательностей интерьера собора, бесспорно, является пол, покрытый плитами с самыми разнообразными сюжетами. Среди них находится лабиринт, который был реконструирован в XIX веке по эскизам, сохранившимся с XIII века.

амьенский собор во франции

Изначально лабиринт задумывался как некое испытание для паломников, которые желали поклониться святым мощам: чтобы дойти к капеллам, им необходимо было строго придерживаться линий орнамента, нанесенным на поверхность пола. В самом центре лабиринта находится каменная плита, на которой выгравирована история возведения собора. Именно этот текст раскрывает имена архитекторов, принявших участие в строительстве удивительного сооружения.