Дэвид Кроненберг - кинорежиссёр, сценарист. Лучшие фильмы Дэвида Кроненберга

0
0

Дэвид Кроненберг - кинорежиссёр не просто умный, а поистине гениальный. В каждом новом своем творении, опираясь на три основные составляющие – жанровую мораль, визуальную фактуру и парадоксальную драматургию, визионер успешно решает поставленную перед ним задачу.

Краткая биография

Дэвид Кроненберг родился в Торонто в середине марта 1943 года. Его родители были творческими личностями: мать музицировала, отец был литератором. Канадский постановщик имеет литовские корни по линии отца, а его еврейская семья считалась прогрессивной.

дэвид кроненберг

Первый брак режиссера с Маргарет Хиндсон оказался неудачным. Спасти чету от развода не смогло даже рождение дочери Кассандры. По поводу опеки над ребенком были возбуждены тяжелые судебные разбирательства. Брак с Кэролайн Зейфмен оказался более удачным: супруги счастливы, воспитывают двух детей.

Дэвид Кроненберг, фильмы которого и поныне являются предметом горячих споров и дискуссий, внес неоценимый вклад в развитие мировой киноиндустрии. Его творения отмечены фестивальными наградами высшей пробы. За Кроненбергом прочно закрепилась репутация живого классика, который на протяжении всей творческой карьеры ни разу не разочаровал своего зрителя.

Начало творческого пути

Режиссер Дэвид Кроненберг является прирожденным кинематографистом, выработавшим индивидуальный, не имеющий аналогов стиль для воплощения на экране своих натуралистических фантазий. Его называют сверхпроницательным футурологом, которому удалось предугадать основной, по мнению большинства, катаклизм современности – модификацию тела человека под влиянием техногенного процесса.

дэвид кроненберг фильмы

Творческий путь культового творца начинался в годы обучения в университете Торонто, за это время успел создать две экспериментальные ленты Дэвид Кроненберг. Фильмы «Стерео» и «Преступления будущего» являются дебютными проектами постановщика.

Дебютные шедевры

Дебютная чёрно-белая полнометражная картина «Стерео» (1969 г.) имеет средний рейтинг (IMDb: 5.40). Невзирая на однообразность и затянутость, порой несвязанную сумбурность повествования, в ленте имеются интересные визуальные находки и оригинальные планы. Дэвид Кроненберг выступает в фильме в нескольких ипостасях: продюсера, постановщика, монтажера, сценариста и оператора.

Через год начинающий кинематографист снимает «Преступления будущего» (IMDb: 5.10). Как и в первой работе, в фильме почти нет звукового сопровождения, исключением является голос за кадром и выстрел в эпизоде с убийством. Кстати, это первая лента, которая затронула тематику мутаций человека, ставшую впоследствии визитной карточкой режиссера.

автокатастрофа дэвида кроненберга 1996

Первые коммерческие проекты

Первый коммерческий фильм, который снял Дэвид Кроненберг, – «Судороги» («Мерзость»). Он вышел в прокат в 1975 году и получил рейтинг IMDb: 6.60. Кинокритики склонны рассматривать картину в качестве пролога практически ко всем следующим работам режиссера. Действительно, третья по счету и первая прокатная работа 32-летнего визионера, будущего значимого кинодеятеля жанра ужасов, содержала все характерные особенности творческого почерка и манеры Кроненберга. В последующий проектах «Беспутная компания», «Бешенство» культ плоти рассматривался постановщиком с удивительным разнообразием. И в экспериментальной ленте «Выводок», созданной в жанре биологического хоррора, режиссер рассматривает мутацию как повод возникновения состояния ярости у героев.

Стилеобразующие фильмы

В последующей работе «Сканнеры» (IMDb: 6.80) Дэвид Кроненберг представил на суд зрителей героев, способных читать чужие мысли и воздействовать на окружающих посредством взгляда. По мнению кинодеятелей, в картине главенствуют спецэффекты, что нередко бывало в раннем творчестве режиссера.

Широкое внимание кинообщественности к постановщику привлек фильм «Видеодром» (IMDb: 7.30), который был назван одной из стилеобразующих киноработ десятилетия. Постановщик некоторое время не мог приступить к реализации данного проекта из-за его внушительной себестоимости, ведь фильм должен был быть напичкан спецэффектами. Однако после коммерческого успеха «Сканнеров» режиссеру стали доверять крупные проекты, и он смог осуществить задуманное. Критики указывали на тот факт, что этой работой Кроненберг предугадал внедрение во все сферы жизни человечества виртуальной реальности. Кстати, к этой теме автор вернулся позднее, но уже на более высоком уровне, в кино «Экзистенция».

Экранизация Стивена Кинга

Стараясь следовать духу литературного первоисточника, в 1983 году Кроненберг снимает экранизацию одноименного произведения С. Кинга – фильм «Мертвая зона». Режиссер позиционирует новый проект как психологический триллер с примесью фантастики. Литератор остается доволен перенесением своего романа на экран. Кинематографическая оригинальность режиссера-экранизатора, мастера сюжетной интриги, спасает картину от излишнего пафоса и слишком очевидной кульминации. В этот раз Дэвида не подводит так называемое профессиональное ясновидение, его проект приятно поражает зрителя. И вновь успешность киноленты позволяет постановщику занять режиссерское кресло в более дорогом проекте «Муха», который создавался с более крупным постановочным размахом, чем «Мертвая зона».

режиссер дэвид кроненберг

Ремейк и триллер

В 1986 году Кроненберг снимает хоррор «Муха» (IMDb: 7.50), которым предсказывает появление трансгенных эмбрионов и химер, в том числе и человеческих. Данный фильм является самым популярным в фильмографии автора, что неудивительно, так как его бюджет впечатляет размахом - $15 млн, поражает постановочными спецэффектами и шикарным гримом Криса Уоласа, который впоследствии снимет менее удачный сиквел. По сути, лента является ремейком одноименной картины 1958 года.

А вот в триллере с элементами мистики «Связанные насмерть» (дословный перевод «Вылитые копии») постановщик хотел обойтись без кошмаров, так как полагал, что зрителя должна пугать сама ситуация. Дело в том, что с годами визионер становился все более утонченным в своих творческих изысках. Позже он и вовсе примется за создание натуральных драм, к примеру, «М. Баттерфляй», в которой мужчине на протяжении долгого времени удавалось выдавать себя за женщину.

Но такой поворот в авторском восприятии случится гораздо позже, а пока Дэвид представил миру экранизацию культового романа «Голый завтрак» У. Барроуза, провозвестника литературы битников. Фильм «Обед нагишом» содержит поражающие воображение мистические и сюрреалистические эпизоды. А кошмарные видения литератора были воплощены постановщиком с редчайшей физиологической дотошностью.

паук дэвид кроненберг

Смещение внимания режиссера

До 2000-х годов режиссер специализировался на выпуске картин жанра боди-хоррор, где источником ужаса были непостижимые мутации тела человека. Но после выхода в прокат триллера «Экзистенция», который вышел раньше «Матрицы» и затрагивал сходную философскую проблему, внимание режиссера переключилось с телесных ненормальностей на общественные.

Это утверждение доказывает фильм «Автокатастрофа» Дэвида Кроненберга. 1996 год ознаменовался выходом экранизации произведения Д. Балларда, написанного литератором еще в 1973 году. В основу повествования была положена история группы людей, которые от катастроф получали сексуальное удовольствие. Лента, естественно, породила массу горячих споров. Сам постановщик назвал свое очередное детище очень опасным фильмом во всех отношениях.

"Заигрывание" с жанровым кино

Если по мнению большинства авторитетных кинокритиков картины «Экзистенция» и «Автокатастрофа» являются довольно серьезными проектами, отразившими техно- и асексуальную революцию 90-х годов прошлого века, то настоящим шедевром выступает фильм «Паук». Дэвид Кроненберг создал апокалиптическую притчу, в которой безысходно-зловещий индустриальный пейзаж, на заднем плане пульсирующий раздражающим гулом, превращает камерную историю приговоренного к вечной детской беспечности невротика в настоящую драму. Картина получила высокую оценку кинообщественности благодаря не только авторским изыскам постановщика, а и филигранной "насекомоядной" игре Рэйфа Файнса.

дэвид кроненберг судороги

После выхода «Паука» с режиссером словно что-то произошло. Если в фильме «Оправданная жестокость» Дэвид Кроненберг уже "заигрывает" с жанровым кино, но еще напоминает прежнего себя, то в «Пороке на экспорт» случается настоящая оказия. Несмотря на то что картина понравилась зрителю и получила рейтинг IMDb: 7.70, настоящие приверженцы творчества режиссера пребывали в недоумении от поменявшегося кардинально творческого почерка визионера.

Последние работы

Затем последовал байопик «Опасный метод» - настоящая изящная комедия о психоанализе, далекая от фарса. Эту картину называли самым провальным шоу режиссера и одновременно абсолютным научным триумфом, итогом его 40-летних кинонаучных штудий.

оправданная жестокость дэвид кроненберг

Не успела общественность потерять интерес к «Опасному методу» как в прокат вышел новый проект «Космополис», представляющий собой если не утопию, то метафору современного мира, чуть старомодную в исполнении постановщика.

Более удачным стал фильм-аллегория «Звёздная карта», который является не просто очередной сатирой о Голливуде, а философским эссе о падении нравов. Это кино о «золотых» детишках, подражающих взрослым. Лента получила в целом положительные оценки критиков. Сам режиссер склонен позиционировать свое детище как абсолютный интеллектуальный триумф.